Фотографии

ЯСЯ ФОГЕЛЬГАРДТ

Своп-вечеринки, на которых принято cобираться большой компанией и меняться надоевшей одеждой под так называемую стыдную музыку и весёлое кино, в Москве пока известны немногим. Первые соседские вещевые обмены появились в Англии в 1940-е годы — то есть в период, когда производство гражданских товаров не стояло в приоритете, а людям по-прежнему нужно было одевать себя и свои семьи. Причём обмены делали анонимными: кто-то стеснялся публично жертвовать бедным, а кто-то стыдился донашивать вещь именитого дарителя — так, вдохновившись британской правительственной кампанией Make Do and Mend, придумали дресс-кроссинг. Позднее, в 1960-е годы, многочисленные своп-вечеринки стали для новых участниц потребительского рынка способом получить новые наряды для походов в офис. Своп в том виде, в котором он существует сейчас, впервые провели в 1990-х годах, а по-настоящему популярным он стал в Сан-Франциско начала нулевых: подруги и знакомые собирались друг у друга дома на девичник, заодно меняясь надоевшими нарядами.

The Village побывал на своп-вечеринке в Москве и узнал, как это выглядит у нас.

Алиса, 28 лет, журналист, автор The Village

организатор своп-вечеринки

На самом деле, мой первый своп инициировала подружка: мы решили собраться вдевятером и обменяться ненужными вещами. Тогда вечеринка прошла мило и по-семейному, а потом, когда свопы начали проходить регулярно, мы поняли, что чем больше народу, тем лучше. На свопы часто приходят люди, которые знают меня, но которых не знаю я, — это подруги подруг или знакомые знакомых. В общем, собирается большая девичья компания. Я обожаю всех своих подруг и давно хотела их перезнакомить. У свопа два обязательных условия: дружелюбный настрой девочек друг к другу и никаких разговоров про жирные ляжки и короткие ноги. Главное, чтобы все друг с другом общались и не стеснялись.

Лишняя одежда дома найдётся всегда. Я считаю, бессмысленно захламлять свой шкаф просто так — особенно вещами, которые были куплены из сиюминутного каприза. Может быть, торжественный фрак и надевается трижды в жизни, но все остальные вещи в гардеробе должны быть полезны постоянно — если только ты не коллекционер и не историк моды.

В 19 лет я слабо могла бы себе представить, что могу поменяться с кем-то вещами — просто потому, что зарабатывала другие деньги, расходы были другими, а вся одежда носилась буквально до последнего. Свопы всё-таки появились в нашей жизни не так давно: после нулевых и даже скорее после начала 2010–х годов — когда молодые люди в Москве немного покрылись жирком в хорошем смысле этого слова. Но прошедший 2015 год всё расставил по своим местам — опять одежда стоит очень дорого, даже масс-маркет. Этот очередной кризис очень хорошо показал нам, как необъективно цена на товар отражает его свойства. Плюшевая юбка, раньше стоившая три тысячи рублей, теперь стоит семь. Причём вещь ничуть не стала лучше, просто изменились экономические обстоятельства. То же самое происходит с кабачками, которые сегодня продаются в магазине за 300 рублей килограмм, а в сезон ты их покупаешь на рынке за 20.

Современная экономика устроена очень несправедливым образом, ведь обычные шмотки превращаются в источник колоссальных доходов. Лично у меня любой колоссальный доход вызывает подозрение, ведь вы продаёте просто вещь, а вовсе не нанопротез для человека без руки. Если на вещи можно так много заработать, значит, за неё берут гораздо больше, чем она заслуживает. На любом сейле оказывается, что шарф, раньше стоивший две тысячи, на самом деле можно купить за двести рублей. Обидно, что тебя постоянно так кидают.

Несправедливость ценообразования связана не только с тем, в какой печальной экономической ситуации оказалась Россия. Важно понимать, в каких условиях производят одежду. Многие знают, что дизайнер Миучча Прада вывозит огромное количество китайцев, не говорящих ни на каком другом языке, кроме китайского, в итальянскую деревню, и там в самых рабских условиях китайские рабочие трудятся только ради того, чтобы потом на лейбле написали «Made in Italy». Немного марксистское заявление, но таким образом действительно происходит эксплуатация одной части населения другой, и меня не устраивает ситуация, в которой рабы шьют одежду свободным людям. Стоит задуматься и сделать этический выбор — логично, что в пользу меньших трат. Правда, возможность этического выбора с экономической точки зрения имеет очень небольшое количество людей. Люди менее обеспеченные часто физически не могут выбирать. Им просто нужно тепло одеть себя и своего ребёнка. Получается, идея свопа — это просто удачная игра для тех, кто по-настоящему хорошо зарабатывает и действительно может без чего-то обойтись. Но, тем не менее, даже такая игра способна немного улучшить ситуацию.

Своп — это история против денег. Поэтому мы никогда не устраиваем такие вечеринки в местах, где нужно за что-то платить. Собираемся чаще всего дома, где девочки чувствуют себя спокойно и расслабленно. Мне кажется, это в принципе вызов дурацким уродливым магазинам с искривлёнными зеркалами и достающей музыкой в примерочных, где многим неуютно находиться. Поэтому своп нужен как замена торговому центру — просто идёшь к кому-то в гости и хорошо проводишь время в кругу подруг, привыкая спокойнее относиться к себе и своему телу, учишься иронизировать над собственным вкусом и начинаешь проще относиться к вещам. Свопы помогают не переплачивать за однотипные и дешёвые китайские вещи, но в целом обладают по большей части развлекательной, а не гуманитарной функцией. Главное — понимать настоящую цену того, что ты приносишь и получаешь, уделять больше внимания происходящему вокруг. В свопе важно то, что он помогает образовываться небольшим сообществам, в которых люди понимают, что могут запросто одолжить платье на свадьбу подруги и не нужно покупать. Здесь все единомышленники, с которыми можно, например, перед Новым годом поменяться одеждой, когда нарядиться хочется, а денег нет.

 

Саша, 25 лет, занимается digital-проектами и SMM

участница своп-вечеринки

 

На мой первый своп меня позвала Алиса — дело было год назад. Она рассказала, что устраивает такие вечеринки со своими подружками — небольшим составом, максимум десять человек. К тому моменту они уже успели немного устать друг от друга, и меня пригласили в числе нескольких новеньких.

В то время я работала в сфере интернет-торговли одеждой и аксессуарами, в общем, целиком варилась в модной индустрии. Вещи окружали меня не только на работе — я постоянно заказывала их на сайтах, и, конечно, какие-то из них мне со временем надоедали. Или оказывалось, что вещь мне на самом деле не очень подходит. Целую кучу одежды было в конце концов некуда девать. Первое время я пыталась продавать ненужное через интернет, но было много геморроя. А благодаря свопам я сразу одновременно очистила и обновила шкафы. На встречи я приношу вещи, которые лежат без дела, потому что я их давно не ношу или вообще надела один-два раза. Важно, чтобы они были чистыми и в хорошем состоянии.

Многих людей на свопы приглашает не лично Алиса, а её подруги. Есть закрытая группа в Facebook, куда можно добавлять новых участников, и внутри этой группы все оказываются так или иначе знакомы. Все девочки из одного круга: друзья друзей, журналисты, редакторы, работники digital-сферы и кино. Попадаются разные люди. Есть девочки, которые приносят что-то интересное, чтобы просто отдать, — таких сразу видно. А есть те, которые приходят и хватают всё подряд, лишь бы набрать побольше. Сейчас даже слишком много народу, поэтому вокруг по большей части неразбериха — лучше, если участниц поменьше. В прошлый раз многие девочки под конец вечера были сильно пьяны, и лично мне находиться там было не очень приятно. А однажды Алиса организовала своп в НИИ, где собралась по-настоящему огромная тусовка. Но было много места, и всем удалось нормально рассредоточиться по большому помещению. На домашнем свопе сложнее — как видите, много девушек, много вина и очень шумно.

Я стараюсь не пропускать ни одного свопа. Часто то, что я там получила, отправляется обратно — на следующий своп. Наверное, дело в том, что в компании складывается какое-то особое настроение, и ты не задумываясь хватаешь вещь, а дома понимаешь, что она тебе не совсем подходит. 

Но на самом деле я получила на свопах очень много классных и любимых сейчас вещей. Некоторые из разряда тех, что давно хотела, но не покупала. Например, кожаная куртка и кожаные штаны, а ещё много красивых платьев. Плюс когда-то насвопила потрясающий тонкий свитер, который связала мама моей приятельницы, боа из перьев и развратные чулки — всё одинаково люблю. Бывает особенно приятно, если кто-нибудь из девочек достаёт что-то из пакета и говорит: «Ну вот, Саша, это прямо для тебя». Конечно, с некоторыми девочками я встретилась на вечеринках впервые, но чаще всего обнаруживается, что мы все так или иначе были заочно знакомы.

Честно говоря, я уже лет пять не занимаюсь шопингом в традиционном смысле слова. Одежду заказываю в интернете, покупаю по скидкам для своих или роюсь на распродажах. Своп для меня — не способ получить вещи. Скорее это просто вечеринка, где есть возможность отдать то, что занимает место, и зацепить что-то крутое взамен. Я не рассматриваю своп как способ сэкономить или как альтернативу магазину. Это просто весело, и пока это весело, оно будет работать. Как только все начнут ходить на свопы от бедности, думаю, пропадёт та самая магия, которая нас тут собрала.

 

Яна, 25 лет, представитель компании
по производству украшений Aloha Gaia

участница своп-вечеринки

Хорошо помню свой первый своп — я приехала на него на такси с четырьмя коробками, полными одежды. Теперь хожу регулярно, но дома по-прежнему много вещей, а нужно стараться хранить в гардеробе как можно меньше лишней одежды. Особенно это касается тех вещей, которые больше не вдохновляют или которые со временем просто разонравились. Своп — классная альтернатива покупкам, плюс хорошее настроение для всех. Люди сюда приходят из одной большой московской тусовки, и одна подружка подружки знакомится с другой подружкой подружки. Так многие заводят хорошие и полезные знакомства.

Раньше я работала управляющей в магазине Monoroom и чуть ли не каждый день уносила домой с работы какую-то понравившуюся вещь. Понятно, что потом эта одежда лежала в квартире и занимала место. В последнее время ничего не покупаю — в этом просто нет потребности. Если и иду в магазин, то в какой-нибудь секонд-хенд, где можно найти много классной и в то же время дешёвой одежды. Последнее, что я купила, — кофточку и майку, которые сейчас на мне, и за всё заплатила 100 рублей. Конечно, бельё и колготки я в секондах не покупаю: такие вещи должны быть новыми. Но на купальнике и носках и не разоришься, ведь на той же «Ламбаде» много русских недорогих дизайнеров, некоторых из которых я знаю лично. 

На самом первом свопе я взяла себе очень классные вещи, одни из моих самых любимых. Это чёрный комбинезон ASOS и шерстяной пиджак-бушлат Armand Ventilo. Тогда вышло, что я раздала в основном все свои цветные вещи и те, на которых был цветочный принт, — ужас, сколько всего в моём шкафу просто занимало место и пылилось без дела. Часто бывает, что свопят просто старую одежду, своего рода привет из 90-х, и это очень смешно. Я всё жду, что когда-нибудь появится топ с Леонардо Ди Каприо из «Титаника». Помню, на один своп принесли платье с абсолютно диким принтом — с мобильными телефонами — и совершенно дикой расцветки. Каким образом и где оно было приобретено — загадка, но отдать его на благотворительность в церковь рука не поднялась, и в конце концов платье нашло счастливую обладательницу. 

Мне нравится своп как пространство без денег. Алиса чудом собрала самых классных и бескорыстных девушек Москвы — на свопе мы обмениваем не только одежду, но и декоративную и уходовую косметику. Так я открыла для себя несколько новых и по-настоящему хороших средств для лица и волос.

Своп — это весело ещё и потому, что часто можно нечаянно встретить старых подруг, с которыми давным-давно потеряла связь. Ещё своп — это новая реальность, которая дарит классную возможность сэкономить на одежде. Ведь лучшее вложение денег в себя — это учёба, спорт, путешествия и впечатления.

 

Катя, 33 года, SMM-редактор, молодая мать

участница своп-вечеринки

Впервые я прочла о свопе в тексте Алисы о том, как экономить в кризис. Я знала Алису давно, но почему-то ничего про эти вечеринки не слышала. Потом она написала пост-приглашение у себя в Facebook, и я решила сходить, вообще не представляя, как это всё будет. А оказалось дико весело и неожиданно классно. Неожиданно — потому что я не люблю больших скоплений женщин в одном месте. Но выяснилось, что на своп приходят только самые интересные люди. К тому же нет мальчиков, и все девушки ведут себя как в девичьей палате в «Артеке»: цинично шутят, неприлично смеются, и во всём этом — бездна самоиронии. Причём мне нравится немного пренебрежительное отношение к вещам: когда какая-нибудь юбка Cos летит через головы других участниц в другой конец комнаты, а потом, если не подойдёт, отправляется в кучу. Cos — это же почти святое! Мне не хватало подобного отношения к вещам, а на свопах я научилась ими пренебрегать.

На свой первый своп я пришла, чтобы отдать чемодан вещей, который образовался в моей квартире после уборки. В итоге после пары бокалов вина я уже громче других выкрикивала «Мне-е-е-е-е!» и набрала себе чемодан новых сомнительных шмоток. После вечеринки у меня появились новые подружки в Facebook, но мне нравится приходить на своп ради свопа, потому что это не только про дружбу. И я не думаю, что своп — это новая бедность. Своп — это просто отличный способ обновить гардероб бесплатно. Я прихожу ради веселья и сумасшедшей женской энергии, которую больше нигде не видела.

Ко второму свопу я подошла серьёзнее и насвопила себе действительно классное и нужное — кофту Zadig & Voltaire и рыжую винтажную сумку. И, как всегда, что-то ещё, в бессознанке. Я очень люблю вещи, за шесть зимовок в Азии у меня набралось очень много всего — тонна копеечных, но классных платьев, сандалий и всяких серёжек. Их-то я и раздала в первую очередь. Плюс часто я в шопоголическом экстазе покупаю вещи, которые никогда не буду носить. Раньше я была регулярным участником «Ламбада-маркетов» и ярмарок Le Picnic, продавала вещи в meet_my_ex и на Facebook, но потом и этот формат как-то исчерпал себя. Ведь у людей скопилось слишком много вещей в 2000-е годы, и сегодня мало кого можно заинтересовать поношенными штанами за деньги.

В последнее время я совершаю внезапные покупки реже, чем раньше, просто потому что сколько можно. Очень люблю всё французское — и готова скупить почти весь магазин Parisienne и Loft Design by… Но на свопе обмениваться такими вещами я пока не готова. Это уже следующий уровень.