20 января, среда
Екатеринбург
Екатеринбург
Войти

Я занимаюсь историческими танцами Атмосфера балов, игра в дворян и старинные костюмы

Я занимаюсь историческими танцами

Для кого-то дамы, затянутые в корсеты, кавалеры во фраках и торжественные балы в усадьбах — атрибуты прошлого века, но есть люди, для которых все это — часть реальной жизни. Возродить старинные танцы, какими они были раньше, придумали ролевики и сейчас исторические балы — отдельное и довольно серьезное культурное направление.

The Village Нижний Новгород пообщался с людьми, которые увлекаются старинными танцами о том, каково это, жить в XIX веке, пока остальные живут в XXI.

 На всякий случай уточним, что фотографии в материале были сделаны в счастливые доковидные времена, когда еще можно было собираться большими компаниями без масок и не соблюдая социальную дистанцию.

Александр Виноградов

программист, преподаватель старинных танцев в школе «Белламира»


 Я начал заниматься танцами около пяти лет назад. В жизни каждого человека случается момент, когда ты говоришь себе: «ну все, пора сбывать свои детские мечты». Была мечта пострелять из лука — пришлось заняться стрельбой. Захотел пофехтовать — пришел, получил синяков, ушел. Была мечта потанцевать вальс — и я начал искать школу. Лук с фехтованием как-то сами отвалились, а танцы остались. По профессии я программист и в танцы пошел в том числе и потому, что мне была нужна физическая активность — в какой-то момент гарантия на организм закончилась, кости начали скрипеть, я начал полнеть и мне вдруг стало тяжело завязывать шнурки. В итоге, благодаря танцам сбросил десять килограмм. Сейчас я преподаю в школе старинного танца, но преподавателем себя не считаю — у меня нет ни хореографического образования, ни исторического, я не занимался танцами всю жизнь, просто мне нравится танцевать и я называю себя «старшим помощником младшего преподавателя».

Танцевать старинные танцы может каждый, более того, многие люди, которые приходят учиться, танцами никогда не занимались. Есть сложные старинные танцы и показательные выступления — тут да, придется учиться, а социальные танцы простые. Хождение двух человек по кругу, держась за руки, как хоровод — это база. На балах есть распорядитель, который говорит, как нужно танцевать. Как правило, бал начинается с полонеза — это такое торжественное шествие в умеренном темпе, два шага в секунду. Еще одна из форм танцев — котильон — когда cтоит 20 пар по кругу и на протяжении 24-х тактов одна пара пляшет, а остальные стоят и ждут своей очереди.

 Если почитать Толстого или Пушкина, то мы увидим, что у них бальный сезон на зиму приходился, когда перед балом открывались все окна, люди заходили в зал и у них пар шел изо рта. Потом снова быстро натанцуют, надышат, в антракте опять всех выгонят и окна нараспашку, поэтому у них треть дам с пневмонией и прочей бледностью кожи

С заказом пошива костюма для бала есть сложности. Далеко не все швеи могут сшить исторический костюм — там нюансов вагон и маленькая тележка. Есть дизайнеры и специально обученные люди, которые копаются в запасниках музеев, рассматривают строчки на костюмах, как и что перешивалось, лопатят интернет, ищут выкройки, находят модные журналы XIX века и шьют. Пошив одного костюма занимает примерно неделю, но к ним обычно прилагается два месяца обсуждений — какого цвета, из какого материала, где какую строчку пустить. Это какой-то ужас. Я все это сбросил с себя, меня ведь больше интересуют танцы, а не дресс-код, тем более, что танцевать в этом дресс-коде — все равно, что в пальто, ужасно жарко.

Если почитать Толстого или Пушкина, то мы увидим, что у них бальный сезон на зиму приходился, когда перед балом открывались все окна, люди заходили в зал и у них пар шел изо рта. Потом снова быстро натанцуют, надышат, в антракте опять всех выгонят и окна нараспашку, поэтому у них треть дам с пневмонией и прочей бледностью кожи. А сейчас в музеях открыть окна абсолютно невозможно, потому что нужно поддерживать режим влажности и температуру в помещении, чтобы экспонаты хранились дольше, поэтому нам приходится танцевать в жутких условиях. Конечно, для кавалеров лучше открыть все окна и пускай будет мороз, но для дам с обнаженными плечами это будет не очень.

Современные танцы поддерживают такую традицию, что инициатива всегда идет от кавалера. Да, существуют такие скользкие вещи, что сейчас дама все же может пригласить кавалера, но это облекается в такие формы, как язык взглядов. Все равно кавалер должен к даме подойти и официально вывести ее на паркет. То есть, они могут договориться глазами и никто не запрещает дамам флиртовать, заигрывать, хлопать ресницами.

Дарья Чупаченко

27 лет, телемаркетолог


 Помню свое первое занятие в школе танцев — это было ужасно. На мне был толстый свитер и кеды, бальной обуви не было. Меня поставили в пару с мальчиком, который был мне по пояс, он очень стеснялся и не знал, что делать. Ему все говорили: «Данила, почему ты ее не ведешь? Ты же кавалер, ты должен ее вести!» В общем, мы оба стеснялись, все было как-то странненько, но мне понравилось. Я поняла, что среди этих людей я хочу находиться, они клевые и другие. Это абсолютно иная жизнь, далекая от работы, экселевских таблиц, холодных звонков, и всякой грязи, которой мы обычно занимаемся. Там все такие романтики, думают о балах, разговаривают о платьишках и я подумала — как прикольно, хочу быть с ними.

Больше всего мне нравятся исторические балы, там действительно высокая планка — это и дресс-код, и довольно высокий чек за билет. Раньше правила были попроще, сейчас все ужесточилось и с бала могут даже выгнать. Правда, на моей памяти человека выгнали только один раз — мальчик пришел в костюме девочки, и ладно он был бы просто в таком костюме, так при этом и одет был не по заявленной эпохе! Пришел бы по заявленной — все было бы нормально.

Я делаю свои маленькие мероприятия и стараюсь максимально приблизить их к тому, как было раньше. Пока получается не очень, ухожу в минус, но меня это не пугает и я никуда не тороплюсь. Мое первое мероприятие, которое я провела в качестве организатора, прошло не очень — мы решили собраться на Щелоковском хуторе с друзьями, в костюмах, поиграть в XIX век. Я взяла своего кролика, подруга взяла собачку, все было очень мило и душевно до тех пор, пока не приехали какие-то люди и не сказали: «Так, у нас тут заказаны шашлыки. Вы это самое… Выметайтесь-ка из беседки». А мы все в костюмах, только расслабились, а тут какие-то шашлыки. Все было испорчено, и с тех пор я рассматриваю исключительно платную аренду мест для таких мероприятий, потому что только когда ты платишь, можно что-то требовать.

Ездить на балы чуть ли не каждый месяц — это, конечно, затратно. Средний чек на бал в Москве — 2000 рублей, это только за вход, в Петербурге — 3500 рублей, плюс поездка туда-обратно на поезде — еще 3-5 тысяч. Тысячу парикмахеру, тысячу фотографу... Короче, примерно десятка выходит на один бал, это не считая стоимости платья.

 Помню, стою такая в нем, вся в булавочках, и осознаю, что я впервые в жизни надела что-то длинное и белое
в меня можно влюбиться

Платья я шью себе сама. Когда только начинала танцевать, шла к маме и говорила: «Мама, у меня будет бал, мне нужно платье». Первое платье мы шили в ателье у девушки, которая шила мне платье на выпускной. Такое оно получилось страшное! На резиночках, на молнии, мама настояла на том, чтобы оно было белое, хотя я не хотела. Помню, стою такая в нем, вся в булавочках, и осознаю, что я впервые в жизни надела что-то длинное и белое — в меня можно влюбиться. И так какое-то время мы шили в ателье, а потом мне снова понадобилось новое платье, а мама говорит: «Зачем? У тебя же есть». А мне же нужно на каждый бал новое — какое-то чисто женское желание. И я начала шить сама.

Первые несколько лет это было прям позорище, я тратила деньги, ткань, а ничего хорошего не получалось. Когда я сшила свое первое платье, то решила, что поеду в нем на бал в Москву. Приехала в этой ночнушке, стою в раздевалке, смотрю на других и понимаю, что все лучше меня. И думаю — ну все, нужно разворачиваться и ехать домой. Тогда я очень переживала, что хуже всех, но со временем все поменялось и теперь при подаче заявки на бал с меня даже фото платья не требуют — есть такая тема, что ты в заявке на бал присылаешь фото, чтобы проверить, соответствует платье эпохе. А мне уже говорят — «Можешь не присылать, мы знаем, что все у тебя нормально».

Я не могу сказать, что хорошо танцую, но, в принципе, всегда вытягивала. Есть, например, полонез, он вообще несложный, там просто все идут строем. Он очень долгий, торжественный, и ты заранее можешь договориться с кавалером, типа — «Пойдем со мной в полонез», он может согласиться или сказать — «Ой нет, я уже пригласил другую даму, сорян». Ну конечно, можно договориться с кавалером — есть балы, где все очень строго, и ты не можешь танцевать с одним кавалером три танца подряд или не больше определенного времени, но мы же не можем полностью воссоздать ту культуру.

Я бы в ту эпоху на балах считалась старушкой (мне 27 лет), и было бы смешно носить розовое платье и вести себя как романтичная девочка. Сейчас же я могу на один бал надеть белое платье, вплести в волосы живые цветы, что в историческом плане характерно для девушки, которую впервые выводят на бал, а на другой — черное платье с черной вуалью. Это вопрос исключительно того, кем я хочу быть на балу. И это не будет враньем, просто я себя так вижу. По-моему, самое главное — платье должно быть историчным и подходить к тому образу, который ты задумала.

Дамы на балах обычно разговаривают о платьях, кавалерах и танцах. Сейчас я читаю мемуары Жозефины — в принципе не поменялось ничего, все те же проблемы: где взять денег, хочу новое платье, мужика нет. В этом плане мне не приходится много играть. В исторические танцы нужно приходить, только если ты действительно готов погружаться в эпоху.

Не обязательно хорошо знать историю, если ты только начинаешь — когда ты заинтересуешься танцами, тебя начнет затягивать и история. Меня раздражает, когда люди приходят в танцы без желания разобраться в этой теме, но я стараюсь быть терпимее, ведь они не виноваты, что я отношусь к этому очень серьезно. В конце концов, каждый развлекается как может, но я всегда говорю, что тот, кто много отдает, получает много взамен.

Максим Олюнин

25 лет, магистрант РГГУ


 Я безусловно хожу на балы не танцевать, а развлекаться. На балах тоже всегда есть возможность потусить у фуршета, поесть, поболтать, поиграть в игры — на летних мероприятиях традиционно проводят игры на открытом воздухе: всевозможные «набрось колечко на палочку» и так далее. На мероприятии в закрытом помещении, вроде Бурмистровского приема — карты, паззлы и миллион всего.

Есть мнение, что танец — это что-то интимное и можно танцевать только со своим сексуальным партнером, но вообще-то в реальном танцевальном мире со своим как раз танцуют не так часто, или вообще не танцуют, потому что тогда танец действительно будет выглядеть интимным со стороны, и это плохо.

Автор фото: Евгений Сбоев

 Распорядитель — это человек, который отвечает за сценарий, за тайминг — в общем, за то, чтобы все шло так, как положено. Удобная позиция, потому что распорядитель — фигура уважаемая, а с другой стороны, ему танцевать не надо. Я всегда плохо танцевал

Когда я начал шить костюмы сам, поначалу выходило довольно коряво, но я рад, что рядом со мной не было никого, кто умел шить и мог заметить, что это сделано плохо, потому что когда у меня что-то не получается, я это сразу бросаю. А тогда мне казалось, что все получается, я делал это с удовольствием и со временем научился шить хорошо методом проб и ошибок.

Два года подряд школа «Белламира» приглашает меня быть распорядителем на один из балов, который они организуют. Распорядитель — это человек, который отвечает за сценарий, за тайминг — в общем, за то, чтобы все шло так, как положено. По сути — тамада, ведущий. Удобная позиция, потому что распорядитель — фигура уважаемая, а с другой стороны, ему танцевать не надо. Я всегда плохо танцевал, но знал, что по крайней мере вальсирую я хорошо, и очень дорогая моему сердцу девушка однажды похвалила меня за то, как я веду в вальсе. Это было приятно, до сих пор вспоминаю с нежностью. Проблема в том, что с тех пор я танцую еще реже, и сейчас веду плохо. Поэтому я молюсь, чтобы только не встретиться с ней где-нибудь случайно на балу, и не оказаться в ситуации, где я буду вынужден пригласить ее и продемонстрировать, как я танцую вальс теперь.

Михаил Смирнов

32 года, программист, директор школы старинного танца «Белламира», организатор балов


 Организуя бал-реконструкцию, мы пытаемся максимально передать атмосферу балов, какими они были в XIX веке, начиная от залов, музыки, одежды и танцев, заканчивая манерами того времени. Да, это сложно сделать, потому что мы совершенно другие люди — мы можем просто подойти и познакомиться, сказать: «Привет, классно выглядишь, как тебя зовут?», а тогда это был бы нонсенс. Раньше на балах танцевали только молодые люди до 30 лет — все, кто были старше, не танцевали: они общались, играли в игры, и, естественно, следили за младшим поколением. Теперь такого нет, поэтому полностью реконструировать манеры у нас все равно не получилось бы.

Сейчас исторические танцы развиваются в двух направлениях: первое — это развитие назад, когда мы по каким-то новым источникам узнаем, как на самом деле было раньше. Второе — развитие вперед, то есть, традиция сейчас в какой-то степени возрождается и продолжается. Если раньше большинство людей приходили на большие балы, чтобы потанцевать, то сейчас мы пытаемся воспроизводить на балах и общение, которое описывали многие авторы того времени. Уже проводятся не только балы, но и мероприятия — прогулки, пикники, ужины в стиле старинных танцев.

Мы стараемся сделать так, чтобы соотношение дам и кавалеров на балах было два к одному — то есть, дам в два раза больше, чем кавалеров. Я был на балах, где было соотношение один к одному: было большое количество танцев, дамы устают обычно быстрее, чем кавалеры, им надо выйти, прогуляться. И получается следующее — рядом со входом в зал стоит группа кавалеров и все они ждут, когда хоть какая-то дама зайдет, чтобы с ней потанцевать. А когда дам больше, то и им хорошо — у них есть возможность отдохнуть, пообщаться, и у кавалеров есть возможность танцевать.

 С каждым годом мероприятия растут по уровню и действительно начинают выглядеть так, как картины, написанные по мотивам балов XIX века

Уровень подготовки для того, чтобы прийти на бал, не важен. Можно вообще не танцевать — есть люди, которые приходят пообщаться, пофотографироваться и поесть. Для этого танцы можно не учить, главное сделать костюм соответствующий дресс-коду. Минимально — нужно уметь вращаться в вальсе и знать несколько схем. Вальс — это обычно 20% бала, а зная его, можно танцевать и котильоны. Выучив французскую кадриль, можно увеличить процент танцев, которые вы можете станцевать еще до 40%, потому что обычно две-три французские кадрили за бал ставят.

Тому, кто собирается пойти на бал впервые, я советую успокоиться, как бы волнительно это ни было. На вас никто смотреть не будет, потому что это не показательное выступление, я бы посоветовал слушать музыку, чтобы попадать в темп и советую выучить схемы танцев, которые вы собираетесь станцевать на хорошем уровне. Ну и не стоит вставать на танцы, которые вы не знаете.

С каждым годом требования к костюмам на балах увеличиваются. Это связано в первую очередь с тем, что люди углубляют свои знания. Например, если раньше мы представляли платье Наташи Ростовой как платье с линией талии под грудь в греческом стиле, то сейчас мы уже знаем детали — какая форма должна быть у лифа, у юбки, какая отделка возможна, а какая нет, какие ткани лучше использовать. С каждым годом мероприятия растут по уровню и действительно начинают выглядеть так, как картины, написанные по мотивам балов XIX века.

Share
0
скопировать ссылку

Комментарии

0 комментариев
Комментировать

Тэги

Сюжет

Места

Новое и лучшее

«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом

Я живу в «Доме со зверями»

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане

«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»

Первая полоса

«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом
«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под ПетербургомМрамор, колонны и античные девы
«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом

«Русское барокко», или Небольшой гид по дворцам нуворишей под Петербургом Мрамор, колонны и античные девы

Я живу в «Доме со зверями»

Я живу в «Доме со зверями» Аквариум в подвале, дубовый паркет, гипсокартонные львы и рис на стенах

Я живу в «Доме со зверями»

Я живу в «Доме со зверями» Аквариум в подвале, дубовый паркет, гипсокартонные львы и рис на стенах

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро
5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евроДешевле и красивее, чем в резиденции Путина
5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро

5 золотых ершиков, которые стоят меньше 700 евро Дешевле и красивее, чем в резиденции Путина

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане
Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане Прямо у вас на кухне
Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане

Сегодня дома: 9 рецептов ужинов как в ресторане Прямо у вас на кухне

«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»
«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»Дворец Путина из расследования Навального разобрали на мемы
«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи»

«Вся наша жизнь — дворец, и ты в ней — комната для грязи» Дворец Путина из расследования Навального разобрали на мемы

Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны
Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужныИ когда кешбэк может стать проблемой
Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны

Подписки «Яндекс.Плюс», VK Combo и «СберПрайм»: Кому и когда они нужны И когда кешбэк может стать проблемой

«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте»
«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте»Выставка антидостижений народного хозяйства
«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте»

«Уродливые комнатные растения»: Ваши ботанические неудачи уже обшутили во «ВКонтакте» Выставка антидостижений народного хозяйства

Сколько стоит жизнь в Кирове
Сколько стоит жизнь в КировеПрогулки по набережной Грина, недорогое жилье и молочные продукты «Вятушка»
Сколько стоит жизнь в Кирове

Сколько стоит жизнь в Кирове Прогулки по набережной Грина, недорогое жилье и молочные продукты «Вятушка»

Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил
Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил Как избежать обветривания, сухости и шелушений
Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил

Как ухаживать за губами зимой: 6 простых правил Как избежать обветривания, сухости и шелушений

Есть морепродукты, любить лошадей и смотреть искусство на Уралмаше и Эльмаше: Ультимативный гид по районам
Спецпроект
Есть морепродукты, любить лошадей и смотреть искусство на Уралмаше и Эльмаше: Ультимативный гид по районам
Есть морепродукты, любить лошадей и смотреть искусство на Уралмаше и Эльмаше: Ультимативный гид по районам
Спецпроект

Есть морепродукты, любить лошадей и смотреть искусство на Уралмаше и Эльмаше: Ультимативный гид по районам

Шесть рецептов «Уральской аутентичной кухни», которые можно повторить дома
Шесть рецептов «Уральской аутентичной кухни», которые можно повторить домаКоктейль «Облепиховый пирог», пихтовый джин-тоник и свекольный торт
Шесть рецептов «Уральской аутентичной кухни», которые можно повторить дома

Шесть рецептов «Уральской аутентичной кухни», которые можно повторить дома Коктейль «Облепиховый пирог», пихтовый джин-тоник и свекольный торт

6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок
6 отличных российских марок сумок

6 отличных российских марок сумок

Ошибки сознания, которые мешают в работе
Ошибки сознания, которые мешают в работеКак избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег
Ошибки сознания, которые мешают в работе

Ошибки сознания, которые мешают в работе Как избежать неверных выводов и не поддаться на манипуляции коллег

Возвращение Алексея Навального в Россию
Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу
Возвращение Алексея Навального в Россию

Возвращение Алексея Навального в Россию Аэропорт Внуково превратили в настоящую военную базу

Квартира в классическом стиле в ЖК «Макаровский»
Квартира в классическом стиле в ЖК «Макаровский» Фрески вместо обоев и картины на заказ в интерьере
Квартира в классическом стиле в ЖК «Макаровский»

Квартира в классическом стиле в ЖК «Макаровский» Фрески вместо обоев и картины на заказ в интерьере

«Мы — космонавты». Как UralSurf стали первой командой, устроившей сплав на Белоярской АЭС в крещенские морозы

«Мы — космонавты». Как UralSurf стали первой командой, устроившей сплав на Белоярской АЭС в крещенские морозы

«Мы — космонавты». Как UralSurf стали первой командой, устроившей сплав на Белоярской АЭС в крещенские морозы

«Мы — космонавты». Как UralSurf стали первой командой, устроившей сплав на Белоярской АЭС в крещенские морозы

От свитера до нижнего белья: 15 вязаных вещей для уральской зимы
От свитера до нижнего белья: 15 вязаных вещей для уральской зимы
От свитера до нижнего белья: 15 вязаных вещей для уральской зимы

От свитера до нижнего белья: 15 вязаных вещей для уральской зимы

Дикий осетр в «Зверобое» и вьетнамский вечер в баре «Самоцвет»
Дикий осетр в «Зверобое» и вьетнамский вечер в баре «Самоцвет»А также новый китайский стритфуд и гастроли тайского шефа
Дикий осетр в «Зверобое» и вьетнамский вечер в баре «Самоцвет»

Дикий осетр в «Зверобое» и вьетнамский вечер в баре «Самоцвет» А также новый китайский стритфуд и гастроли тайского шефа

Лекция о фотоискусстве, фильмы новых режиссеров и презентация криминального туристического гида

Лекция о фотоискусстве, фильмы новых режиссеров и презентация криминального туристического гида

Лекция о фотоискусстве, фильмы новых режиссеров и презентация криминального туристического гида

Лекция о фотоискусстве, фильмы новых режиссеров и презентация криминального туристического гида

Как наладить здоровый сон: Главные правила
Как наладить здоровый сон: Главные правилаИз книги сомнологов и психологов
Как наладить здоровый сон: Главные правила

Как наладить здоровый сон: Главные правила Из книги сомнологов и психологов

Подпишитесь на рассылку