Люди в городе14 апреля 2021

«Не делай из вина культа»: Сомелье Екатеринбурга — о первых опытах, нелюбимых сортах и вине для друзей

«Не делай из вина культа»: Сомелье Екатеринбурга — о первых опытах, нелюбимых сортах и вине для друзей

Четверо екатеринбургских сомелье рассказали The Village, что для них значит вино; какие напитки, где и за сколько они покупают для встречи с друзьями и чем занимаются по жизни.

Семен Соловьев

создатель «Винотеки Соловьева» и «Винного бара Соловьева», в вине 24 года

Я не представлял, кем буду работать, лет до 24. Но уже в 17 стал помощником бармена. Пришел к этому через фильм «Коктейль» с Томом Крузом — там я увидел настоящие крутые американские бары, где мешают «Куба Либре», а главный герой кайфует и читает стихи про «Сингапур слинг». Кто-то увлекается тачками, кто-то — часами, а для меня фантастически интересными были коктейли.

Проработав барменом в лучших местах, я понял все, что есть в этой профессии, и захотел двигаться дальше. Мне попался научно-фантастический журнал «Сомелье». Шел 1999 год, журнал был, но в городе не было ни одного сомелье, да и приличного вина. В 2001 году я пришел в «Троекуров», первый в городе ресторан, где появился сомелье. Через несколько дней поехал в Москву, в школу вин Игоря Бухарова, учился у Юрия Зыбцева, автора лучших книг о вине на тот момент в России.

Советую каждому сомелье при наличии гаджетов составлять свой личный гайд и схему восприятия информации, потому что вина сейчас в сотни раз больше, если не в тысячи, чем было 20 лет назад. Лучше все структурировать и записывать, тогда будет складываться портрет винного мира. В ресторане я работал десять лет, открыл винную школу, где был ведущим преподавателем, затем решил, что пора переходить в бизнес. На это меня подтолкнула статья в журнале «Симпл» о том, как сомелье дожидался, пока умрет его наставник, чтобы занять его место.

В 2011 году мы с друзьями открыли «Винотеку Соловьева», через год еще одну. Родители моего друга посоветовали назвать место своим именем, потому что люди знали меня по работе в «Троекурове». Было тяжело: место носит твою фамилию, поэтому нельзя делать ничего лишнего. Совсем скоро мы планируем открытие винотеки на территории «Форум Сити». Там классная площадка с большими панорамными окнами. Я буду проводить секретные дегустации с онлайн-посещением виноделен с русскоговорящим гидом, поскольку мы отрезаны от путешествия по разным странам. Еще у нас есть винный бар в «Кольцово»; второй появится на площадке «Е-стори» в «Гринвиче».

Я не считаю, что «Винотек Соловьева» должно быть много. Люди хотят «Соловьева», но не всегда. Мне стало крайне комфортно от того, что многие гости меня не знают: они нашли общий язык с нашими сомелье и приходят в их смены, как когда-то было у меня. Выбор вина — тонкая вещь. Гостю должно понравиться все, особенно когда он отдает за это приличные деньги. Важно, чтобы сомелье чувствовал вкус гостя.

Изначально я обучал сомелье в своей школе. Профессионалы прослушивали порядка 30 занятий, для любителей я сократил их до 20. Сейчас провожу для поклонников вина всего три занятия. Я убежден, что люди, которые хотят разобраться в вине, за 20 занятий ничего не поймут. Объем вываленной на них информации, если они не будут работать с ней так плотно, как кависты или сомелье, лишний. Им легче собраться на трехдневном курсе, а дальше все идет через дегустации отдельно взятых направлений. Я отказался от идеи дать людям все, собрав с них все возможные деньги.

Я с удовольствием пробовал все, что интересно и неинтересно тоже, чтобы понять, какое вино неинтересное. Сегодня уже второй месяц не принимаю в себя алкоголь, я его сплевываю, и мне такой режим нравится. Классно пробовать максимум новых марок, сохраняя рабочий режим. Были и трехмесячные паузы без алкоголя, мне нравится, сохраняя рабочую динамику, просто дегустировать. Ведь алкоголь расслабляет, а мне хочется быть активным. 

Я не покупаю вино дороже 1 000 рублей в других магазинах, потому что в винотеке для меня будет доступней. Много советуюсь с нашими сомелье. Когда появились натуральные вина, я долго их не принимал, пока не отправился в Австрию и Германию и не попробовал их там. Натуральное вино — как сочный фрукт с мякотью. Я стал больше интересоваться им и с удовольствием прихожу на дегустации. Любому сомелье нравится, когда у него есть непокоренные горизонты. Иначе становится скучно и неинтересно.

Мне нравится то, что делает Леонид Парфенов в «Парфеноне» — в каждом выпуске он открывает бутылку, и для него это культура. Вино должно быть продуктом терруара, такие вина мне нравятся. Постепенно вкус выкристаллизовался так, что я понимаю, как отражает себя северная или южная Бургундия, чего ждать от одних или других виноделов.

Я не сторонник диких и радикальных вин, когда напиток пахнет ржавыми гвоздями, имея высокие оценки. Самое главное, чего я сейчас не приемлю, так это стандартных лакированных и очень правильных вин типа каберне совиньонов. Среди красных я больше люблю ассамбляжи, по белым все-таки можно найти в моносортах интересные вещи. Мой любимчик — альбариньо. Открываешь бутылку с ним и моментально оказываешься на севере Испании, а хереса — в Андалусии.

Запомнилась фраза коллеги: «Не делай из вина культа». И я себя осаживаю. Вино изначально было повседневным напитком. И им оно должно оставаться. Если есть возможность попробовать дорогое вино, не стоит игнорировать остальное. Я люблю находить новые оттенки и грани вин, а не просто закреплять тысячу раз пройденный материал. И рассказывать об этом другим людям. Я перестал ценить фруктово-салатную школу. Описание вина для меня очень скучное. С одной стороны, это хорошо, потому что однажды открыв очень дорогое Бордо, я почувствовал запах, которого не знал, но у Роберта Паркера читал, что это может быть трюфель. И понюхал его на кухне «Троекурова».

Но в целом вино — некая магия. Когда ты, как музыкальную композицию, раскладываешь его на ноты, какие-то семплы, магия заканчивается. Для меня первым шаблоном для восприятия вина стал «Глоссарий дегустатора», основанный на французской школе описания вина. Клиент точно не будет говорить: «Я хочу вино с запахом черной смородины, клубники или крыжовника». Вино может быть тонким, богатым, элегантным, тощим, жирным, вызревшим, зеленым, молодым, грубым, таким, как мы чувствуем в бокале.

В позапрошлом году в Грузии под руководством винодела сделал вино в квеври, оно готово, и скоро я проведу его первую дегустацию. На приеме виноградника у нас сломалась дробилка. Я написал об этом в фейсбуке, на что мой йог Юра Курочкин философски ответил: «Сломанная дробилка — не сломанная жизнь». Я даже хотел оставить это название на этикетке, но называться оно будет QS («Qvevri Soloviev»). Мое вино пока сыровато и находится в стадии вызревании. А когда созреет, станет бархатным и элегантным. Делать вино — тяжелая работа, очень муторная. Пашешь весь день. Привязать себя к винограднику я еще не готов, хочу посмотреть мир и показать его моей семье.

Сергей Черепанов

дважды лучший сомелье Урала по версии независимой ресторанной премии WHERETOEAT Ural, шеф-сомелье винного бара Sekta, 15 лет в вине

Я был очень удивлен, когда стал лучшим сомелье. Когда давали первую премию, меня не было на церемонии, я работал на кейтеринге. И узнал о победе спустя час после вручения, когда появилось время взять телефон и заглянуть в WhatsApp. Мама поняла, что все не зря, жена обрадовалась, а я к этому отношусь очень просто. Но приятно, что многие люди так искренне порадовались за меня.

В вине я больше 15 лет, когда-то я даже уходил из профессии. Но вернулся. Вино — это бесконечное развитие, дико глубокая культура, часть истории человечества как вида. В вине мне нравится, что это абсолютно вневременной продукт, который был всегда и навсегда останется в коллективной памяти человечества. И это неслабый физический труд, когда заведуешь винным хозяйством хорошего винного бара в городе-миллионнике.

Раньше я относился к вину более серьезно. Собирал домашнюю коллекцию, разные редкие штуки, чтобы выпить их по особому случаю. Потом понял, что так это не работает. Часть коллекции распил с коллегами, часть распродал. Ведь хорошему вину нужна атмосфера, и хранить его нет никакого смысла. Проще заплатить за бутылку в подходящем месте и выпить то, что будет уместно здесь и сейчас.

Когда-то я дико за все это заморачивался и старался следовать канонам. Дома у меня много книг про сочетания блюд и вин. В некоторых они разобраны до атомов. Но это одна точка зрения и она правомерна, интересна, ее классно изучать, можно долго и глубоко в ней копаться. Есть и другая точка зрения, когда ты так сильно за это не заморачиваешься и открываешь неожиданные ситуативные сочетания. Например, игристое и борщ. Бац, и это срабатывает.

Мне нравится много вин, но из-за профессиональной деформации один из самых важных критериев выбора — соотношение цена/качество. Если очевидно, что у напитка трехэтажный маркетинг и есть альтернативы не хуже за гораздо меньшие деньги, проходим мимо. Я обращаю внимание на все, что сделано натурально — в первую очередь на биодинамику — правильную, с предисловием. Это недешевая история, и я хотел бы пить ее чаще.

Сочетание «благоразумное виноделие» я впервые услышал от сомелье Сандро Хатиашвили, когда они первый раз привозили в город кого-то из австрийцев. Такой перевод, на мой взгляд, самый точный. Это круто, это в тренде сегодняшнего дня, это будет актуально в ближайшем будущем, потому что все больше нешуточных движений за экологию, когда люди начинают выходить на улицу в борьбе за бережное отношение к природе. Ты постоянно держишь руку на пульсе, но это отнимает безумное количество времени. С другой стороны, это оправданно, потому что твоя карта максимально актуализирована, ведь ты с ней носишься. При отборе вин в карту бара иногда досконально их вычитываешь, иногда заказываешь на основе дегустаций, иногда вслепую, доверяясь мнению тех, кто их привез в страну. Но только если это люди, у которых горят глаза.

Некоторые вина у нас были поставлены в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, как они пойдут. На удивление, гости хорошо приняли петнаты, оранжи и натуральные вина. До открытия бара мы так серьезно с этими категориями вин не работали, был опыт точечных позиций в картах и дегустаций. Людям интересно пробовать что-то новое. Винная карта живая, она в постоянном ручном управлении. У нас есть классические образцы, которые сделаны по органике, экологическим практикам на винограднике, они известны, понятны, проверены. Гостям нравится пить вино из бокалов «Марк Томас», всем заходит эстетика дорогого тонкого стекла. Они придают вину магии и кайфа.

Большинство гостей не знают, чего хотят. Ты начинаешь их подводить к чему-то, что им зайдет. Иногда это случается по размытым ориентирам. Единственное, ты уточняешь по объективным параметрам, какое вино нужно: покислотнее, поярче, понасыщеннее, танинов побольше, полегче, может, есть какие-то референсы из прошлого опыта. Клево, когда ты сразу попадаешь — как это работает, я до конца не понимаю, но это работает. Бывает, некоторые вина долго лежат на полке, в какой-то момент раз, что-то где-то перещелкивает, и всем оно начинает нравиться. Так же, как с книгами и музыкой.

Я покупаю напитки в магазине при баре, где работаю, или в ближайших маркетах. Выбираю простые вина, не заморачиваюсь. После работы нужно вино, которое утоляет жажду и заставляет улыбаться, а на это такие простые и честные по цене вина еще как способны. В супермаркетах я выбираю новое русское вино: белое, красное, игристое. В последние полтора года оно стало вкуснее. Смотрю на цены от 500 до 1 000 рублей, если дороже, лучше выпью натуралку. Часто чекаю отзывы в приложении Vivino и делаю выводы по ним. Бывает, конечно, попадаешь с вином впросак, но в последнее время такое случается крайне редко. Перерывы от вина тоже устраиваю, но только на пару дней. А как иначе работать в винном баре?

Хочу поучаствовать в создании вина с весны, когда почки только появляются на лозе, и до момента, когда вино уже созрело в бутылках. То есть пройти весь процесс, а не просто протестировать готовый виноматериал. Где именно — не принципиально, ведь терруар — понятие относительное. Мечта — узнавать больше напитков. Плюс есть куча неизученных мной регионов, которые я бы хотел посмотреть. Я еще не бывал в Грузии, Германии, мне интересно, что происходит в Англии, там делают игристое, а еще есть загадочная Япония. Круто оказаться за одним столом с известными критиками, кто много знает, живет этим, кому есть, что рассказать. Мне нравится слушать, как ребята типа сомелье Гриши Чегодаева рассказывают интересные истории. За вином часто стоит много живых историй про реальных людей. Такая информация обычно всплывает в нужном контексте, и она неповторима.

Есть много актуальной информации от известных мировых сомелье, которые в ежедневном режиме выкладывают ее в соцсетях, ведут блоги, пишут книги, делятся заметками о своих поездках. Я отслеживаю эти каналы. У меня есть источники, которым я доверяю почти на 100 %. Для меня это определенный референс. Сегодня винных блогов много, как никогда, от Guildsomm и Levi Dalton до русскоязычных каналов в телеге. Крутой канал Sommtv, они делают хорошие видео и подкасты. Там и их отличная трилогия Somm, особенно ее вторая и третья части. Несколько лекций Павла Швеца есть в открытом доступе — это настоящая находка. А вот в русском YouTube много «шляпы» про вино, иногда смотришь, и это просто испанский стыд. Поэтому англоязычные каналы более информативны, в них не так много отсебятины, как у наших.

Роман Сергеев

сомелье-шеф-повар и совладелец винного бара «Био Шмио», 15 лет в вине

С вином я впервые начал работать «Магнуме», именно там оно меня заинтересовало, затем улыбнулась удача и меня позвали в только что открывшуюся винотеку «Терруар», где я и нашел себя. В какой-то момент я стал определять, что будет продаваться на полках. Это позволило много привозить, пробовать, знакомиться с винным миром и послужило большим толчком к непрерывному творчеству. Именно в те годы сформировался формат дегустаций, которые мы сегодня проводим в «Био Шмио». И с 2010 года мы ни разу не повторились.

После был проект «Код де вино». Если «Терруар» была винотекой с возможностью пить, то «Код де вино» — винотека с возможностью пить и есть. Там у нас появились гастрономические ужины, а не просто дегустации с сыром. Мы открылись с лобстеров, дикого шотландского лосося, французского голубя, а затем Крым стал наш. И часто я не мог заснуть, думая, что будет, если введут санкции на европейское вино. Мы останемся с новосветскими винами и не совсем пока понятным русским вином.

После мы разошлись во взглядах на дельнейшее развитие с инвестором, и моя история в «Код де Вино» закончилась. Чуть меньше года я был на фрилансе, занимался частными продажами, проводил дегустации в «Гадах», «Гастролях», «Чибо». Работа в таких условиях не такая интенсивная, потому что ты работаешь не каждый день. С одной стороны, это хорошо, ты меньше устаешь. С другой стороны, не хватает привычного драйва. К тому же продавать вино или проводить дегустации гораздо проще, когда у тебя есть четыре стены.

Мы начинали продавать натуралку в «Код де вино», и неосознанно возили и пили ее еще в «Терруаре», но то, что было на рынке в 2010 году, казалось супер-фриковатым. Никто не понимал, что это такое, как это пить, смотрели на такое вино как на что-то сумасбродное, и мы были еще не готовы. В 2014-2016 году распробовали эти вина, начали понемножку давать их своим гостям, а с 2018 года, когда вин стало больше, мы почувствовали, что люди могут быть к этому готовы. Мы уже бывали во Франции в различных барах с натуральными винами. После поездки в Париж в 2017 году, где мы посетили несколько ресторанов и интересных баров, поняли, что нам хочется так же.

Винный бар, например, в 11-м районе Парижа, как правило, открыт в старом доме. Внутри демократичное пространство, какие-то старые интерьеры, но много молодежи, некуда сесть, все динамично, просто и без пафоса. Нам хотелось открыть подобное пространство, и нам повезло, потому что Павел Усольцев вышел к нам со встречным предложением. Мы посмотрели помещение в декабре, 5 апреля провели первую дегустацию, а 20 апреля уже состоялось официальное открытие «Био Шмио».

То, как я стал шефом, — это стечение обстоятельств, в какой-то момент в «Код де вино» мы остались без повара. Я любил готовить дома, но никогда не делал этого на профессиональной кухне и не знал многих нюансов. Дегустации продолжались, нельзя было опускать планку и говорить, что ужины отменяются и теперь мы будем есть сыр. Тем более мы открывались с шеф-поваром Владимиром Олькиницким, задали определенный уровень. И у нас была супер-оборудованная кухня на площади 10 квадратных метров с пакоджетом, термомиксом и су-видом. Много времени ушло на опыт. Разрываться между кухней и залом было непросто. От этого страдала какая-то из твоих личностей, которая занимается разными вещами. Сейчас я трачу время на ужины, хороший полноценный банкет или специальное мероприятие под заказ, это всегда с меня. В пятницу я могу встать на раздачу или занять любую станцию, чтобы помочь кухне, но могу и встать за бар. У нас в «Био Шмио» универсализм: практически любой сотрудник может отдать простые закуски из меню.

Сам выпиваю бутылку или две, бывает, несколько бокалов за день. Честно, не считаю. И от вина я не устаю. Вино — лучший алкогольный напиток из всех, которые можно придумать, самый многообразный, интересный, гармоничный. Я могу пить все за редкими исключениями. Стараюсь не употреблять водку, она мне совсем не интересна. Могу выпить пиво, коктейли, крепкий алкоголь, в зависимости от ситуации, но понятно, что больше пью пива и вина. Кроме винных дегустаций в «Код де вино» мы проводили и пивные, привозили редкие вещи еще до запуска «Нельсон Совина». Когда открыли «Био Шмио», поняли, что не можем распыляться и делать винно-пивной бар, и сосредоточились на вине. Пиво осталось моим хобби.

Если ты сомелье, начинаешь по-другому смотреть на напитки, потому что вкус и баланс становятся для тебя основополагающими. Сомелье может посвятить себя восприятию и развитию восприятия своей вкусовой и ароматической базы, и если сомелье хороший, он будет автоматически развиваться во вкусовом поле, ходить в рестораны, пробовать напитки, заинтересуется коктейлями, пивом, сигарами, водой, потому что он вступил в эту «лигу плюща». Ты делаешь это, потому что по-другому уже не можешь. Ты постоянно ищешь что-то новое, чего не пробовал, в чем-то ты недостаточно сведущ или профессионален. Пытливость ума важна для сомелье, и если запал угас и ты работаешь на прошлом опыте, в какой-то момент профессия перестанет быть тебе интересной. Если ты останавливаешься, ты профессионально умираешь.

Я могу купить вино в «Кино Домино» (там более-менее широкий ассортимент) и «Красном и Белом». Важно подготовиться к тому, что может быть несколько ошибочных выборов, и пробовать разные вина дальше. Я могу купить и бутылку ноунейм Риохи крианца за 500 рублей. Она будет для меня супер под еду. Напиток дороже могу купить у себя в баре. А меньше, чем за 500 рублей, вряд ли будет что-то стоящее. Выбор вина зависит от ситуации. Когда тебе холодно, не хочется белого, и наоборот. Есть сорта более и менее любимые, иногда выбираешь от противного. Или зависит от того, что будешь есть и будешь ли запивать. И будешь ли вообще запивать. Если вино для вечеринки или игры в «Монополию» — один сюжет, если для еды — другой.

У нас были договоренности с винодельней в Крыму о создании своего вина, но с пандемией они отложились. Может, со временем что-то сделаем с каким-нибудь французским, итальянским или испанским виноделом. Мы участвовали в сборе винограда на биодинамической винодельне Австрии. За два дня вчетвером собрали две тонны винограда на площади 0,75 гектаров. Это очень тяжелый, монотонный труд. И если им заниматься дальше, то только для себя.

У нас был опыт импортерской работы, мы возили собственные вина. В какой-то степени он удался. Почти все бары и рестораны торгуют тем, что для них выбрали 20 импортеров России. А когда возишь сам для себя, как рестораны братьев Березуцких, ты определяешь то, что хочешь продавать. На данном этапе меня привлекает больше это, чем создание собственного вина, потому что все-таки делать вино с нуля требует больших затрат. Можно, как винодел Павел Швец, начать с импортерского бизнеса. Он продавал вино в ресторанах, начал возить, а затем стал виноделом. Мне кажется, это хорошая ролевая модель.

Мне хочется маленькое место типа Chef’s Table в стиле speakeasy-бара с коктейлями, где бармены занимаются экспериментами, новыми напитками и техниками. Хотелось бы подобное в вине, в миксе с хорошей авторской кухней, куда бы люди приходили на пейринг «вино-еда». Мы общаемся с большим количеством людей, и мне нравится пятничный драйв — каждый гость пьет вино, и мы видим, как многие открывают его для себя заново. В этом есть фишка, иногда в нашем баре, «Секте», в других барах вино воспринимается как один из напитков вечера, многие относятся к нему функционально. И это нормально. А хочется еще место с редкой коллекцией вин, в которое люди будут приходить, чтобы получить винное впечатление. Цель — прийти и попробовать новое. Вино должно быть глубже, чем в «Био Шмио», дело даже не в элитарности. Есть люди, для которых вино — это ценность. Человек может не так много зарабатывать, но готов тратиться на вино, потому что это увлечение, в данном случае вкусовое.

Иван Лазарев

сомелье-преподаватель, создатель школы вина Ивана Лазарева, 14 лет в вине

Когда-то у меня были любимые вина, и я их регулярно покупал. До того момента, как я понял, что мир вин разнообразен, а жизнь так коротка, и нет смысла зацикливаться на пройденном. Важно искать и находить новые интересные вещи. Сейчас я не помню случая, чтобы у меня дома повторилось вино. Нет любимых этикеток, есть запоминающиеся. И вкус у меня меняется. Если раньше мне больше нравились красные, плотные, насыщенные вина, то сейчас вкус уходит в белый цвет, легкий, высоко кислотный, минеральный, и все больше я интересуюсь розе.

Для друзей я зайду за бутылкой в «Ленту», «Метро», «Магнум» или «Красное и Белое». Мне нравятся эти магазины тем, что можно узнать прямо на сайте наличие и цену товара. Я выбираю вина от 500 до 1 000 рублей, если это компанейская история. Если задача подарить что-то или чтобы вино стало поводом для общения, беру вино за 1 500 рублей. Не помню, когда в покупке для быта, не для винной школы или саморазвития, брал вино дороже 2 000 рублей. Универсальное вино для компании — просекко из игристых, Южная Италия или Испания. То есть что-то плотное, яркое, понятное, где не нужно ломать голову над сложностью аромата. Во вкусе такого вина должен ощущаться легкий намек на полусухой стиль. Такие напитки называют friendly. Это может быть аппассименто, примитиво, зинфандель или бобаль монастрель. Вина пью почти ежедневно, но бывает, что устраиваю себе месяц детокса. Первые три дня скучаешь по вину, а затем даже не хочется из него выходить. Обычно в день выпиваю по два-три бокала.

Сейчас я активно развиваю школу вина. Мы запускаем ее в регионах, переходим в онлайн. Я верю в это все, вижу активность, которая проявляется потенциальными студентами. Пока попробуем школу на российском рынке, включая русскоговорящие страны, затем, возможно, выйдем и на англоязычную публику. Параллельно с этим веду несколько партнерских программ: с ювелирным домом «Чамовских», винным партнером «Аквавита», «Ереванским коньячным домом», сдельная история с «Фанагорией». Я помогаю формировать винные карты ресторанам и матрицы винотек, провожу частные консультации, винные корпоративы.

Недавно появился новый формат — винное репетиторство, странная вещь. Ко мне обращаются ученики других винных школ, как правило, не из Екатеринбурга, чтобы я помог им разъяснять то, что они не могут понять, и выполнить домашнее задание. Я готовлю их к условному винному ЕГЭ. Плюс провожу индивидуальное наставничество для людей, которые не могут посещать винные школы в силу своей занятости или публичности.

В Екатеринбурге я бываю редко. Иногда три раза в неделю, а иногда ни одного. Первый месяц прошлого года, когда все сидели на карантине и деятельность была практически сведена к нулю, радовался, что впервые за мою долгую жизнь созерцаю. Наконец рефлексирую и ощущаю свои границы. Когда ты работаешь на публику, теряешь себя, растворяешься в людях и задачах, а тут я почувствовал свои габариты, и это было классно. Затем я заскучал, потому что хочется движения. Я понял, что это не мой вариант. И как только появляется активность, воспринимаю ее как радость. Да, я устаю, стрессую, но даже в состоянии стресса понимаю, как счастлив.

Я начинал учиться в России, затем в Бордо, я бывал там практически каждый год. Проходил Шампань, Коньяк, Риоха, Марке, Рим, а в Питере получил третий и затем второй уровень WSET. Я вечный студент. У меня комплекс перфекциониста и отличника, и я не могу схалтурить и жить на старых материалах. Сейчас у меня обучается 35-я группа студентов, и с каждой я делаю новые методички и презентации. Мир вина меняется на наших глазах, и меняются стандарты, тренды и многовековые традиции. Быть консервативным преподавателем и рассказывать про слезки на бокале — не мой вариант. И наши студенты тоже растут. Сегодня слушатель моих лекций стал более мобилен, он посещает рестораны, стал более искушенным. Это классно, студент приходит с высокими запросами. Нужно им соответствовать.

Я эксперт Роскачества, член союза сомелье-экспертов России и член жюри конкурса российских вин. Мы проводим экспертизу для винного гида России от Роскачества. Это интересный опыт, он позволяет, правда, вслепую, дегустировать сотни российских вин. За несколько дней непрерывной дегустации ты можешь увидеть картину в целом.

В последнее время выросли в качестве российские совиньоны. Для меня они всегда были черной меткой нашего виноделия. Подтянулся сектор розовых, стабильно растет качество игристых. Узнал в поездках по нашим винодельням новые имена. Если раньше винодел был взрослым человеком с опытом, то сейчас много молодежи. В российском вине наблюдается рост качества в целом, лояльного отношения к покупателю. Прошло то время, когда у гостя была категоричность, что наше вино — плохо. И это шанс для российских виноделов, пока есть интерес, важно дать качественный продукт с хорошей ценой. Выбирайте на полках российские вина от 600 до 1 500 рублей за бутылку. Лучше ориентироваться на винный гид Артура Саркисяна.

Опыт показывает, раз меня все устраивает, то так будет долгое время. Если бы хотел, давно бы высадил виноградник или рисовал картины вином. Я точно знаю, что не хочу быть виноделом с лозы, потому что я человек стихии воздух, я не якорь, а парус. Мне быстро это надоест. Это очень кропотливый, тяжелый труд. Он привязан к одному месту.

Раньше у меня была мечта, хотел виноградник. Но когда ты смотришь на вино изнутри, особенно в проекте «Винодел и сомелье», понял, какой это тяжелый ежедневный труд, и он такой монотонный. Романтики очень мало. 

Читайте там, где удобно


Share
скопировать ссылку

Тэги

Сюжет

Новое и лучшее

17 главных событий выходных в Сочи

17 главных событий выходных в Краснодаре

Как устроена кулинарная школа Novikov School

Натуральная красота

Лучшие свадебные площадки в Сочи

Первая полоса

17 главных событий выходных в Сочи
17 главных событий выходных в Сочи Концерты, спорт, модные показы, маркет искусств и выставка
17 главных событий выходных в Сочи

17 главных событий выходных в Сочи
Концерты, спорт, модные показы, маркет искусств и выставка

17 главных событий выходных в Краснодаре
17 главных событий выходных в Краснодаре Мастер-классы, вечеринки, оперетта, книгообмен и Stand Up
17 главных событий выходных в Краснодаре

17 главных событий выходных в Краснодаре
Мастер-классы, вечеринки, оперетта, книгообмен и Stand Up

Как устроена кулинарная школа Novikov School
Промо
Как устроена кулинарная школа Novikov School Место, где каждый может научиться ресторанному делу и поварскому искусству
Как устроена кулинарная школа Novikov School
Промо

Как устроена кулинарная школа Novikov School
Место, где каждый может научиться ресторанному делу и поварскому искусству

Натуральная  красота
Промо
Натуральная красота Выходные на ферме «Волино» — экотерапия на максималках
Натуральная  красота
Промо

Натуральная красота
Выходные на ферме «Волино» — экотерапия на максималках

Лучшие свадебные площадки в Сочи
Лучшие свадебные площадки в Сочи Для пышных торжеств и камерных росписей
Лучшие свадебные площадки в Сочи

Лучшие свадебные площадки в Сочи
Для пышных торжеств и камерных росписей

Мечта фуди: «Цаца» — гастробар, где все возможно
Промо
Мечта фуди: «Цаца» — гастробар, где все возможно
Мечта фуди: «Цаца» — гастробар, где все возможно
Промо

Мечта фуди: «Цаца» — гастробар, где все возможно

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах
Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой

Как быть счастливым без денег, не плакать о потерянных биткоинах и смириться с удаленкой
Наши лучшие истории о работе, бизнесе, заработках и тратах

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг
Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

Как ухаживать за волосами и выбрать подходящую расческу, нужно ли менять зубную щетку каждый месяц и чем опасен пирсинг

10 музыкальных историй этого года
10 музыкальных историй этого года Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай
10 музыкальных историй этого года

10 музыкальных историй этого года
Кирилл Иванов рассказывает про все альбомы «СБПЧ», а адвокат Оксимирона и Славы КПСС объясняет, почему лучший — Замай

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире
Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Как разобрать, обустроить и озеленить балкон в квартире

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы
Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах

Сколько стоит квартира, поездка на катере и пляжный фастфуд на российских курортах
Сочи, Туапсе, Геленджик и другие города, куда можно попасть без визы

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае И что со всем этим готовить
Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае

Сезон сморчков, черешня и клубника: Что покупать на рынке в мае
И что со всем этим готовить

Куда можно поехать в отпуск
Куда можно поехать в отпуск От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень
Куда можно поехать в отпуск

Куда можно поехать в отпуск
От ближайшего Подмосковья до заграничных курортов и сибирских деревень

Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома
Как приготовить пасхальный кулич дома

Как приготовить пасхальный кулич дома

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village
Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Главреды вспоминают лучшие тексты The Village

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе Отвечаем на рабочие вопросы в День труда
Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе

Как увольняться, спрашивать о зарплате и противостоять манипуляциям на работе
Отвечаем на рабочие вопросы в День труда

Как в инстаграме появились сторис
Как в инстаграме появились сторис И почему Facebook так и не купил Snapchat
Как в инстаграме появились сторис

Как в инстаграме появились сторис
И почему Facebook так и не купил Snapchat

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо
Как тратить деньги и зарабатывать на этом Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис
Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Промо

Как тратить деньги и зарабатывать на этом
Разбираемся с ВТБ, Mastercard и Ксенией Дукалис

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Гид по Гатчине — новой столице Ленобласти

Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт
Спецпроекты
Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт И узнайте, где черпать силы, чтобы офис не казался дремучим лесом
Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт
Спецпроекты

Перерыв на игру: Помогите волку пройти рабочий лабиринт
И узнайте, где черпать силы, чтобы офис не казался дремучим лесом

Подпишитесь на рассылку