В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка фотографа и архитектора Уилла Прайса «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде». Уилл Прайс рассказал The Village об экологичном доме и будущем деревянного зодчества в большом городе.

 

 

Уилл Прайс — в прошлом архитектор, ныне архитектурный фотограф. В 2005 году он напечатал книгу Architecture in Wood — результат многолетней работы по всему миру. На обложке книги красуются русские Кижи

Я абсолютно уверен, что деревянная архитектура пригодна для современного мегаполиса, даже самого большого.

—  Уилл Прайс

 

Я пришел к теме деревянной архитектуры через проблему изменения климата. Начал разбираться в деталях проблемы, причинах выбросов углекислого газа и понял, что строительство серьезно влияет на климат. Тем не менее, общество почему-то систематически нарушает все возможные законы, ежедневно ухудшая ситуацию. Например, мы используем недостаточно экологичные материалы для строительства или везем их через всю страну. Так я начал фотографировать деревянную архитектуру по всему миру и заснял вековой опыт строительства из дерева.

Я абсолютно уверен, что деревянная архитектура пригодна для современного мегаполиса, даже самого большого. У деревянной архитектуры отличные технические характеристики, дерево экологично. Кроме того, деревянный дом гармонично вписывается в природный контекст.   

Дерево универсально. На вашем Севере в несколько раз холоднее, чем в центральной части, но в избе — очень тепло. Промазанные, с умом сложенные деревянные стены держат тепло, они сами его проводник. А где-нибудь в Таиланде в тропическом, жарком климате, люди живут в деревянной хижине на сваях. Там есть продуваемая веранда и щели между досками. В этом случае всё наоборот — деревянный дом дает необходимую прохладу. Дерево держит тепло и прекрасно дышит. Вот видите, получается, что материал один и тот же, а функции разные. Универсально. 

 


Золотой павильон (1397). Киото, Япония.

Сломался сам мировой порядок строительства — в архитектуре пропала индивидуальность. Все бизнес-центры и большие жилые комплексы одинаковые. Чем отличаются высотные дома в Лондоне от тех, что в Москве? Разница невелика. Но ведь деревянный дом XVI века в Японии и Пирогово в Подмосковье — это совершенно разные образцы деревянной архитектуры. Очень интересно снимать такие объекты, потому что сразу понимаешь их технические характеристики и назначение. Думаю, нужно отойти от идеи глобализации архитектуры и снова вернуться к истокам. Тем более что все архитектурные формы вышли из деревянного зодчества — все изгибы, арки и купола. Пора возвращаться к корням, универсализм хорош не везде.

У деревянной архитектуры есть шансы на развитие в среде жилого строительства. У нее отличные технические характеристики, но люди боятся пожаров в таких домах. Я считаю, что это стереотипы, навязанные бетонными монолитами. Дома из стекла и бетона горят и сгорают так же легко, как и деревянные. Единственный минус — вы не можете построить из бруса огромные небоскребы, но 10 этажей, думаю, вполне. Но опять вопрос: нужны ли нам небоскребы в современном городе? Проблема все-таки в понимании.

Современная архитектура многое берет из прошлого. Мы должны взять и проанализировать накопленный опыт. На выставке, например, сопоставлены проекты из прошлого и проекты нашего времени. Во время работы я видел объекты, которые стоят несколько веков в первозданном практически состоянии — весомый аргумент для тех, кто считает дерево непрочным материалом. Вот, например, у вас на Севере — Кижи. Я вынес этот старинный храм на обложку своей книги, потому что в мире он почему-то не так известен, а должен. Это уникальный пример того, как можно прочно сложить деревянный брус. Но главное, что всё крепится на деревянных клиньях.

 


Церковь Преображения Господня (1714 год). Кижи, Карелия.

1.Традиционный тайский дом, Накхонпатхом, Таиланд, XIX век. Фото: Уилл Прайс 2. Загородный дом, Московская область, 2007. Фото: HONKA1. Купальные кабинки, Брайтон, Мельбурн, Австралия, начало ХХ века. Фото: Уилл Прайс  2. Застройка Завидкина мыса Московская обл., курорт «Пирогово», Архитектор: Евгений Асс («архитекторы асс»), 2005. Фото: Владимир Паперный1. Хантер-хаус, Ньюпорт, США, 1748. Фото: Уилл Прайс  2. Вилла Rahoj Alle, Хёйбьерг, Дания. Архитекторы: C.F.Moller Architects, 2005 Фото: Julian Weyer1. Жилой дом, Амьен, Франция, XV век. Фото: Уилл Прайс 2. Жилой дом, Франция, архитектор Эрик Пасе, 2004. Фото: Eric Pace1. Покровская церковь, Кижи, Россия, 1764 год. Фото: Уилл Прайс 2. Мотель, Московская обл., Лисья нора. Архитектор: Светлана Головина («X.Y.Z.»), 2007 год.  Фото: Алексей Народицкий1. Хранилище скульптур Ват-Яй, Самутсонгкрам, Таиланд, XIX век. Фото: Уилл Прайс 2. Дом-эллинг, Московская обл., курорт «Пирогово». Архитекторы: Тотан Кузембаев, Дмитрий Минкевич (АМ Тотана Кузембаева), 2002 год. Фото: Юрий Пальмин1. Жилой дом из деревни Рышево Музей деревянного зодчества «Витославицы», Новгород, Россия 1882 год. Фото: Уилл Прайс  2. Общественный центр Villa Hoogvliet Хоогвлит, Голландия. Архитекторы: FAT (Fashion Architecture Taste) 2009 год. Фото: Rob Parrish1. Лестница колокольни, Петаявеси, Финляндия. Архитектор: Яакко Леппанен 1821 год. Фото: Уилл Прайс  2. Жилой дом Metamorfosis-1 Касабланка, Чили. Архитекторы: Хосе Уллоа Давет, Дельфин Динг, 2008 год Фото: José Ulloa Davet1. Колокольня Тодайдзи, Япония. Архитектор: Эйсай, XIII век. Фото: Уилл Прайс  2. Центр Помпиду-Метц, Метц, Франция. Архитектор: Шигеру Бан 2010 год. Фото: Roland Halbe1. Сеновал, Нумедаль, Норвегия После 1250 года.  Фото: Уилл Прайс  2. Сарай, Калужская обл., дер. Николо-Ленивец. Архитекторы: «Проект Меганом», 2006 год. Фото: Юлия Бычкова

Выставка Уилла Прайса «Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» организована премией АРХИWOOD, компанией HONKA, PR-агентством «Правила Общения» и при поддержке курорта «Пирогово». 
Портрет: Оля Эйхенбаум
 

Событие на Look At Me
Книга «Архитектура в дереве» Уилла Прайса на Ozon.ru