Карикатурный минимализм и порталы в инстаграме екатеринбургской художницы Собачья картоха
В рубрике «В закладки» The Village показывает сайты, страницы в инстаграме, паблики и телеграм-каналы — не обязательно популярные, но интересные, смешные или красивые. В этот раз — инстаграм @sobachia_kartoha, который ведет екатеринбургская художница Лиза Нестерова.
The Village Екатеринбург пообщался с Лизой о карикатурном минимализме, важности материального и художественном посыле.
О псевдониме и материальности
Мой творческий псевдоним — Собачья картоха. Его можно понять через образ собаки, которая идет копать землю на заднем дворе. Благодаря труду и усилиям она достает из землю картофелину, которая является метафорой оригинальной идеи. Ведь мы тоже находим что-то особенное после того, как проделаем много работы.
Образ построен на ассоциациях с моим прошлым. Я всю жизнь прожила в Екатеринбурге и каждый год во время студенчества нас увозили работать в поля. У монотонной работы с копанием или посадкой картошки есть эффект медитации — это освобождало от лишних мыслей, запускало фантазию и помогало структурировать идеи, которые сидели в голове.
Раньше я создавала графические работы в диджитал-среде, но со временем переформатировала их в материальные проекты. Экран ограничивал свободу действий и не позволял передавать особую атмосферу в работах. Поэтому я обратила внимание на большие форматы и начала использовать холсты. Благодаря ним получилось лучше погрузиться в придуманные миры и обрести ощущение причастности к работам. В будущем я хочу еще больше уйти в материальность и начать совмещать холсты со скульптурами.
О своих работах
Художник — самый обычный человек, который может видеть особенное в мире вокруг. В своих работах я перерабатываю собственные ощущения и делюсь личным восприятием реальности.
Чтобы рисовать, человеку постоянно нужно делать что-то еще. Например, я люблю ездить в необычные места, общаться с новыми людьми, читать, коллекционировать комиксы. Это все наполняет меня эмоциями, которые я потом воплощаю на холстах. Поэтому каждое утро у меня начинается со скетчинга форм, которые я запомнила за прошедший день. Я постоянно оттачиваю свой стиль и стараюсь сделать его более эстетичным и аккуратным. Поэтому стабильно трачу на рисование по восемь часов в день.
Мой художественный стиль сформировался, когда я пыталась начать более свободно относиться к искусству. Он появился как результат мыслей о том, что мне нужно расслабиться и перестать бояться. На тот момент я работала в эстетике книжной иллюстрации, а мне хотелось дерзости и андеграунда, поэтому в итоге получился наивный стиль, который перегружен событиями, несмотря на простую форму. Такое упрощение живых созданий для облегчения восприятия позаимствовано у мультипликации. Но я бы назвала свой стиль карикатурным минимализмом — смешением микро-сюра с наивом.
Для реализации этого стиля нужны большие холсты, чтобы рассказать как можно больше историй. Мои картины складываются в паттерны, на которых нет пустого места, показывая разнообразие в нашей жизни. По аналогии с миром вокруг, мои работы складываются из простых маленьких частей.
На моих рисунках есть разные персонажи, животные и порталы. Последний элемент символизирует время — портал переносит героев из прошлого в будущее или из мира живых в мир мертвых.
Каждая картина создается в течение многих дней: одним утром я могу рисовать только порталы, другим — один вид животных. Постепенно я собираю все отдельные элементы, затем компоную их в композиции, а далее наполняю ими целый холст. Поэтому сам рисунок может занять две недели, а его разработка — иногда до двух лет.
Я пытаюсь использовать знакомые образы и делать работы понятными каждому зрителю. Мои последние картины посвящены темам семьи, репродуктивной способности и материнства. Сейчас я работаю над картиной, в центре которой находится беременная женщина, вокруг которой летают души (среди них душа ее будущего ребенка), а из порталов выходят люди с уже рожденными детьми.
Также сейчас я работаю над несколькими коллаборациями: в конце лета мы с Engels выпустим бумажные стаканчики для кофе, а с Barking Store скоро будем делать костюмы. Мне интересно работать с разными материальными объектами, но в основном я сфокусирована на создании больших холстов. Также сейчас я готовлюсь к выставке моих картин в Москве.
О ведении инстаграма и большей персонализации
До 2019 года я выкладывала свои работы только в группе «ВКонтакте». Мой паблик назывался «Ван Гог за тушенку» и я вела его с 10 лет — временами удаляя и снова восстанавливая. Даже получалось продавать некоторые работы. Со временем инстаграм начал становиться популярнее и я решила прийти на эту площадку.
К тому моменту я уже какое-то время следила через инстаграм за разными художниками. Мне понравился подход именно иностранных авторов к ведению своих профилей: в отличие от русских художников, они меньше выставляли в интернете свою личность и фокусировались на творчестве.
Поэтому изначально аккаунт служил только как портфолио моих работ. В сториз я стала выкладывать сторителлинги с процессами их создания, так как обычно это занимает много времени. А в сам профиль я публикую завершенные работы. За этим скрыт отдельный процесс: обычно я выношу картины на улицу, чтобы сделать фотографии при естественном свете.
Около года назад я стала больше показывать в профиле себя. Я ничего о себе не рассказываю — скорее напоминаю, что за всеми работами стоит человек. Думаю, что зрителю важно это помнить. Всего на ведение страницы я трачу около шести часов в неделю. С помощью инстаграма у меня появилось больше заказов и знакомств в творческом комьюнити, да и в целом выросла узнаваемость.
Наблюдая за инстаграмами художников, я заметила, что мне намного интереснее следить за теми, кто рассказывает истории, скрытые в работах. Мне важно видеть эмоциональную близость авторов со своими картинами. Например, как в инстаграме моего любимого художника @introvirtual906666. Поэтому в последнее время я и на своей странице начала подробнее раскрывать персонажей работ и истории, которые пытаюсь рассказать.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.