От первой любви до дуэта длиной в 20 лет С кем Майя Плисецкая танцевала свои лучшие партии
![От первой любви до дуэта длиной в 20 лет](https://img.the-village.ru/PHDP5JsPJl2hPI1VFu5PcaUtAnf0DH_JPinqpjIMDSs/rs:fill:940:630/q:88/plain/2020/11/30/fetcher_new_0.png)
20 ноября Майе Плисецкой могло бы исполниться 95. Из них больше 70 она танцевала на сцене. Такая карьера в наши дни не грозит никому — балетные стандарты изменились. Во многом как раз благодаря Плисецкой: ее физические возможности и эстетические взгляды опередили время. В совместном проекте со страховой компанией «Ингосстрах», генеральным спонсором Большого театра, мы вспомнили, как балерина стремилась ко всему новому и неизвестному и как выбирала себе партнеров.
![](https://img.the-village.ru/iqs9QweABqAeoqBkxj2yolKUxg5A8f6rpIqm_LHdc4Q/q:88/plain/2020/11/30/01.jpg)
Карьера Плисецкой начиналась в военные годы. Одним из ее первых партнеров стал Вячеслав Голубин. На два года старше, к ее приходу в Большой он уже имел репутацию красавца и потенциального принца. Они много танцевали на выездных концертах. Плисецкая признавалась, что Голубин был ее первой любовью. Вместе они поехали на I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Прагу. Там к Плисецкой пришла международная известность, а Голубин получил травму, поставившую крест на его карьере.
![](https://img.the-village.ru/Lcoh_F9xJuHzf_KcwlKdBfMVmeSB-ZonnzG0n73SpnQ/q:88/plain/2020/11/30/02.jpg)
19-летнего Мариса Лиепу 30-летняя Плисецкая увидела, когда уже была звездой Большого театра. Ей понравился контраст, который они могли создать на сцене: она — огненно-рыжая, он — нордический голубоглазый блондин. Балерина пригласила Лиепу на гастроли в Будапешт. Чиновники в провинциальном дебютанте уверены не были. Тогда, чтобы получить разрешение на выезд, Плисецкая вышла за Лиепу замуж. Брак продлился три недели, а партнерство, прерываясь и возобновляясь, — до его последних выходов на сцену.
![](https://img.the-village.ru/CzdrZyGPkxsnCEbMJQEnRMgHVJka7PuBRq_7tGSzevw/q:88/plain/2020/11/30/03.jpg)
Никто не танцевал с Плисецкой столько, сколько Николай Фадеечев. Их дуэт просуществовал 20 лет, а счет выступлениям в главном балете — «Лебедином озере» — шел на сотни. «Я любила с ним танцевать, так как наши характеры дополняли друг друга, — написала Плисецкая в мемуарах. — Вывести его из равновесия было невозможно. За репетицию более десяти слов он не произносил. Его уравновешенность действовала на меня целительно».
![](https://img.the-village.ru/qkKIfDLMtj09FQWIAaiz0b_sZUBqfZxnfv-POCjkSIs/q:88/plain/2020/11/30/04.jpg)
Через 15 лет после Лиепы Плисецкая обратила внимание на еще одного рижанина — Александра Годунова. В Большой театр он пришел после того, как сенсационно выиграл Всесоюзный и Международный балетный конкурсы в Москве. Годунов обладал невероятным прыжком. Вместе с Плисецкой они танцевали «Лебединое озеро», «Гибель розы», «Кармен-сюиту», «Анну Каренину». Но в Большом Годунов так и не сумел стать своим и на гастролях в США в 1979 году попросил политического убежища.
![](https://img.the-village.ru/FTMjMWtty9UCZ8TmU7ITYesUAUJuO_r_KC94QSINVhE/q:88/plain/2020/11/30/05.jpg)
В те годы, когда СССР был закрыт для любого зарубежного сотрудничества, слава Плисецкой позволила контрабандой протащить в Большой несколько постановок зарубежных хореографов. Среди самых успешных была «Гибель розы» Ролана Пети по мотивам стихотворения Уильяма Блейка. Француз Руди Брианс, в жизни практически незаметный, на сцене Большого театра оказался танцовщиком, способным заставить зал затаить дыхание.
![](https://img.the-village.ru/Xr9TDIXAudYnLJlP-6aD1NO3UiRXYP53N_50aif-OxQ/q:88/plain/2020/11/30/06.jpg)
Для официальной советской культуры хореография Мориса Бежара считалась слишком модернистской, слишком эротичной. Плисецкая добивалась права на нее почти десять лет. Сначала станцевала «Болеро» и «Айседору». А потом хореограф специально для нее и своего любимого солиста Хорхе Донна поставил балет «Леда и лебедь», в котором соединились античный миф и японская легенда. Дуэту аплодировали в Буэнос-Айресе, Токио, Рио-де-Жанейро и Париже — не видели его только в России.
![](https://img.the-village.ru/s5JNQx57ibc-Qf-eM2eEhtNuOVXKYesokQJSZo_QFO4/q:88/plain/2020/11/30/07.jpg)
Невероятным профессиональным долголетием Плисецкая во многом обязана мужу — композитору Родиону Щедрину, который написал для нее пять балетов. Оказавшись в 1970-х в оппозиции главному балетмейстеру Большого театра Юрию Григоровичу, прима создала свой репертуар: поставила для себя «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой». С этими спектаклями она объездила мир. Ее Вронским, Тригориным, Гуровым стал Борис Ефимов — начинающий танцовщик, оказавшийся на редкость надежным партнером.
![](https://img.the-village.ru/K2fKSaLXs9BBoeKbaQS-XS38OBeVpF8AKnkmEUbthak/q:88/plain/2020/11/30/08.jpg)
Плисецкой был 71 год, когда она разучила новый балет — легендарный «Послеполуденный отдых фавна» Вацлава Нижинского. Ее партнером стал 28-летний Алексей Ратманский. «Он поразил тогда меня редким чувством стиля и исключительным артистизмом. Я даже отвлекалась от своей партии, так гипнотически приковывал к себе он мое внимание», — отметила балерина. Девять лет спустя именно Ратманский, уже на посту главы балета Большого театра, с оперным режиссером Дмитрием Черняковым устроил в честь Плисецкой вечер в Кремлевском дворце, на котором танцевал весь цвет мирового балета.