«Первые четыре дня я ничего не понимала»: Как попасть в IT без опыта и остаться там работать Истории специалистов Контура
IT считают одной из самых дорогих и перспективных сфер, но многие боятся идти в нее из-за сложности и высоких требований к кандидатам. Может ли полноценно работать сфера, в которой каждый — исключительно разработчик? Как и везде, здесь множество вариантов для людей без профильного образования. Рассказываем истории четырех ребят из Контура, которые пришли в IT из других сфер и не работают с кодом.
IT считают одной из самых дорогих и перспективных сфер, но многие боятся идти в нее из-за сложности и высоких требований к кандидатам. Может ли полноценно работать сфера, в которой каждый — исключительно разработчик? Как и везде, здесь множество вариантов для людей без профильного образования. Рассказываем истории четырех ребят из Контура, которые пришли в IT из других сфер и не работают с кодом.
Катя Власюк: из ивентера в руководители IT HR-бренда
До Контура я делала мероприятия в агентстве Dream team и курировала работу Академии ведущих. Однажды, как это обычно бывает, мне захотелось перемен. Я только подумала, и в этот же день мне позвонили из Контура. Я пробовалась на несколько вакансий, но в итоге стала ивентером в IT HR-бренде. Это подкоманда, которая делает так, чтобы разные разработчики (внутри компании и вне ее) хотели работать в Контуре и гордились этим брендом.
От перемен я обалдела: огромная команда, я боялась не запомнить имена коллег. Первые четыре дня я ничего не понимала, потом начала вести словарик: «баг», «фича». Мне практически сразу дали огромный проект — стенд Контура на конференции CodeFest на 2 тысячи человек. Получается, сразу кинули в озеро, чтобы плыла. Это было классно.
Знакомые говорили, что мне будет неинтересно. Я пришла с гигантских площадок: «Гастроном», «Сандарина». Мероприятия для разработчиков на 50 человек — совсем другое дело. Мне показалось, что они были правы: ивенты были непривычных масштабов. Но я поняла: во всем можно находить новое, здесь — про разработку. И всегда есть куда расти. А уже когда съездила на свою первую конференцию, вспомнила все особенности работы ивентера: и ночные монтажи, и много дел одновременно, и тушение пожаров. Митапы делала по накатанной, зато вот на конференциях можно было развернуться!
Все говорили, что разработчики — воробушки-социофобушки и с ними сложно общаться. Я рассказала об опасениях команде. Тогда меня позвали на тусовку фронтендеров UralJS. И я увидела, что разработчики — это те же люди, что ходят на «Сандарину», «Гастроном» и влюблены в свое дело. Я не всегда понимаю, что они говорят, но обожаю их слушать.
В начале года группа образовательных проектов объединилась с IT-ивентерами — так получился IT HR-бренд, и я его возглавила. Теперь в моей команде 7 человек.
В Контуре много рабочих встреч, мы привыкли обсуждать все с командой. А у руководителей иногда все дни на неделе забиты летучками, и кажется, что руководители только болтают. Но я поняла, что если твоя команда работает и делает это хорошо, это отчасти и твоя заслуга.
Притом я понимаю, что организация мероприятий доставляет мне удовольствие. И я оставила часть из них за собой, но сейчас это не 100 % времени, а только 10 %.
Маша Дудниченко: курсы для IT-студентов вместо преподавания
Я выучилась на учителя информатики и хотела идти в школу с высокой целью — нести знания. Но после практики я поняла, что преподавание в школе — не мое.
Я пошла работать в компанию, которая занималась техническим мерчендайзингом: составляла сметы, просчитывала стоимость поездки, перевозки груза. Через полгода я взвыла — мне не хватало работы с людьми.
Первый раз я собеседовалась в Контур на должность рекрутера, но мне не хватило опыта. Через некоторое время я попробовала еще раз и все случилось: я попала в команду образовательных программ внутри HR-бренда. Стала заниматься курсами для IT-студентов, и картинка сложилась: у меня нет компетенций, чтобы учить разработчиков, но я могу организовать процесс, чтобы студенты и преподаватели нашли друг друга.
Сейчас у меня 10 образовательных проектов: одни длятся весь учебный год, другие занимают пару дней. Мне нужно искать преподавателей среди разработчиков Контура, организовывать учебу, менеджерить весь процесс: от заказа пиццы на тусовки до выставления зачетов в университете.
Чем больше проектов, тем быстрее учишься тайм-менеджменту. Начинаешь понимать, что значит высокая нагрузка. Нащупываешь свой ресурс, когда впервые доходишь до дна. Потом начинаешь работать аккуратно, с бережным отношением к себе.
Я люблю свои проекты, но время двигаться дальше когда-нибудь да наступает. Сейчас я выгружаю весь контекст о проектах из своей головы и готовлю инфраструктуру для преемника. А сама буду организовывать большую летнюю стажировку в Контуре. Это масштабный ежегодный проект, и я уже начала готовиться к нему.
В проектном менеджменте хорошо прокачивается умение прощать людям глупость, потому что надеешься на то же самое по отношению к себе. Часто все идет не так, и важно давать право на ошибку себе и другим.
Кристина Полякова: о маркетинге в разработке
В Контур меня позвала бывшая коллега, когда я работала в рекламном отделе городского портала. Мне хотелось более глубоких целей, долгосрочного эффекта. В HR-бренде меня зацепила возможность помогать людям найти работу по душе, а компании — тех самых кандидатов с горящими глазами. Чтобы они не прошли мимо, надо правильно выстраивать коммуникацию и транслировать ценности, наши фишки — все, что делает Контур уникальным.
Я ехала на собеседование в такси, и водитель, узнав, куда я еду, пожелал удачи и сказал: «Вау, Контур! Очень круто!» Вот над такой реакцией мне, кстати, и предстояло работать.
Мне нужно было взаимодействовать с разработчиками, а это совсем новая для меня сфера. В первую неделю я погрузилась в азы: узнала про фронтенд и бэкенд. Все новые знания хотелось ассоциировать с чем-то понятным, поэтому в отпуске, фотографируя европейские домики, я думала: о, нарядный фасад — это фронт, а внутренний двор с лесами и ремонтными работами — это бэкенд.
Было сложно погружаться в сферу, где все для тебя новое, но это не больно. Всему можно научиться. Главное — желание и умение декомпозировать задачи. Все специфичное для IT придет с опытом.
Как рассказать о вакансии разработчику? В нашей работе не должно быть приторности: «Мы самые лучшие» и так далее. Мы говорим, как есть: очень искренне, о факапах, технологиях, нашей стратегии, что нам не нравится и что мы готовы менять.
HR-бренд менеджеру в IT важно знание маркетинговых инструментов, только твой продукт — это бренд компании как работодателя. А продвигаешь ты его знакомыми инструментами: мы с командой проводим ивенты, запускаем рекламные кампании, интегрируемся в подкасты экспертов. Мы рассказываем о работе в самых разных форматах: от выступлений на конференциях до твитов.
В нашей работе важно умение расставлять приоритеты и заботиться о себе. Замученный бренд-менеджер не в плюс имиджу компании. Ведь мы транслируем его 24/7 — и на вечернем променаде с подругой, и на бизнес-завтраке с топами других компаний.
Моя работа — это микс задач из продвижения вакансий в разработке Контура, ивентов для разработчиков — IT-студентов и практикующих программистов. Кроме того, бренд-менеджер должен соотносить все это с глобальными целями в бизнесе, понимать, зачем мы делаем каждое из мероприятий. Например, если это митап тестировщиков, мы решаем, в каком городе и зачем, чтобы не получилось так, что мероприятие в городе провели, а запроса на тестировщиков в регионе нет.
Один из моих любимых и удачных проектов — «Онлайн-техноквиз» (это разновидность «Мозгобойни» на IT-темы). Дело было в апреле 2020 года: локдаун, тревожность, отмененные мероприятия. Мы три месяца готовились к весенним конференциям, но работа оказалась в стол — офлайн отменили. Тогда мы взяли офлайновый «Техноквиз» и буквально за неделю все перевели в онлайн. Набрали 100 команд из России, Мюнхена, Амстердама, Риги. Убили двух зайцев: и бренд Контура продвинули, и боевой дух своей команды подняли.
Были и неудачные кейсы. Например, рассылка с приглашением на стажировку в мобильную разработку, которая попала руководителю отдела другой IT-компании. Он оказался в базе, потому что когда-то участвовал в наших мероприятиях или курсах. Мы не досмотрели, и письмо ушло на максимально широкую аудиторию. И он ответил, возмутился, как так вышло. Мы признали свою ошибку, и все закончилось экологично.
Юля Михайлова: о HR-бренде для не-разработчиков
До Контура я работала на Свердловской киностудии: занималась пиаром, маркетингом и немного HR. И я давно смотрела в сторону Контура. В 2017 году в компании появилась вакансия HR-бренд менеджера в направлении продаж.
Про работу в этой команде много рассказывала знакомая, она же и позвала. Я ожидала много нового, потому что направление находится на стыке двух интересных сфер. Ожидала сильную и крутую команду. И я это получила. Больше двух лет я проработала HR-брендером в направлении продаж и занималась продвижением вакансий по всей России.
А в конце 2020 года я перешла в другое направление и теперь продвигаю бренд работодателя в среде опытных специалистов. Это эксперты из сферы маркетинга, аналитики, корпоративных продаж.
Работа брендером продаж — это крутой вызов. Например, однажды мы вдвоем с коллегой организовали 28 ярмарок вакансий в 14 городах. Собрали больше 800 контактов студентов, которые были готовы у нас работать. Это был масштабный проект, и рук не хватало, но мы справились: все везде прошло вовремя, а в некоторых городах мы даже смогли организовать мастер-классы.
Потом мне захотелось еще более масштабных задач и работы с новой аудиторией. Работа HR-брендером в сфере подбора опытных специалистов — это как раз работа вглубь и вдолгую. Например, в прошлом году, когда рынок труда сильно изменился, мы провели исследование: опросили опытных специалистов компании, почему они выбирают Контур и почему остаются здесь. Раньше мы понимали это интуитивно, а теперь у нас есть исследование, на которое можно опираться.
У меня крутые задачи и команда, где людям не все равно. Это то, за чем я шла и что меня держит. Это не про жизнь на работе, а про ответственность, привязанность. Иногда я спрашиваю о чем-то коллег, но они не знают ответа. А потом возвращаются через полгода и говорят: «Помнишь, ты вот спрашивала, у меня не было примера, а вот сейчас…» Я очень люблю Контур и людей в нем за это.
Контур ищет специалистов в команду
Контур создает веб-сервисы для бизнеса, которые помогают клиентам тратить меньше времени на рутину, помогают построить более простое и прозрачное общение с госорганами. Компания делает сервисы как для себя — с вниманием к деталям, поэтому решениями Контура пользуются 2,2 млн компаний в России и за рубежом.
Сейчас в команде HR-бренда Контура идут изменения: кто-то остается, но меняет направление, а кто-то уходит развивать собственные проекты. Поэтому Катя Власюк ждет коллег в три направления:
- Менеджера образовательных проектов, которого будет погружать и обучать Маша Дудниченко;
- IT HR-бренд менеджера, которого адаптирует и всему научит Кристина Полякова;
- HR-бренд менеджера в направление продаж, которому во всем поможет разобраться Юля Михайлова.
В Контуре открыты еще десятки вакансий в разработке, маркетинге, продажах, техподдержке и других сферах. Откликнуться на них можно на сайте компании.
Материал подготовлен
при поддержке