«Я устраиваю игру в "Тайного Санту" в «Фейсбуке» Как организовать обмен реальными подарками в виртуальном сообществе
Во многих офисах перед Новым годом сотрудники играют в «Тайного Санту». По правилам игры группа людей анонимно обменивается подарками. Иркутянка Евгения Марчук решила перенести «Тайного Санту» в «Фейсбук» и рассказала The Village, что из этого вышло.

евгения марчук
маркетолог
Это была спонтанная затея: перед прошлым Новым годом я просто решила поднять настроение себе и «фейсбучным» друзьям. Помню, что было много негативных тем, какие-то политические скандалы. Мне кажется, вообще очень часто перед новым годом у всех всё плохо. И я перенесла игру «Тайный Санта», которую часто проводят в разных компаниях, в «Фейсбук».
Механика простая: я написала пост, предложила людям поучаствовать, получила отклик. Имена и номера телефонов записала в таблицу. Когда пришло время, перемешала всех и закольцевала. При этом старалась учитывать, например, чтобы люди, у которых конфликт, друг другу не попались. И попросила участников, чтобы они доставили друг другу подарки до 25 декабря.
В прошлом году многие мне писали: «Подскажи, что человеку подарить». В этом году я попросила участников указать у себя на стене о том, что им было бы приятно получить. А вообще люди сами определяют, что дарить и в пределах какой суммы. Кто-то делает подарки своими руками. В прошлом году одни ребята сшили крутые подушки своими руками.
В 2018-м я решила, что буду развозить подарки. Те, кто могли, делали это самостоятельно или отправляли курьером. Потом на меня вышла маркетолог одного из ресторанов и предложила воспользоваться их площадкой для обмена подарками. Люди оставляли там презенты и забирали. В этот раз мы сделали так же.
В прошлом году у меня ушёл целый рабочий день, чтобы всех оповестить (о том, кому предстоит сделать подарок – прим.ред.). В этот раз уже на автомате ушло полдня. Но «Фейсбук» даже блокировал меня за рассылку спама.
Подобных акций в соцсетях я не видела. Допускаю вариант, что, возможно, на самом деле это не так. Человеку свойственно где-то что-то увидеть, затем подсознание это переработает и выдает за своё собственное. Но всю механику приходилось продумывать с нуля. Например, как быть, если участвует в акции нечётное количество людей. Позже я догадалась замкнуть это всё в круг.
У меня не было никаких ожиданий. В прошлом году участвовали около 50 человек, а в этом году уже на момент старта было 80, и потом еще добавлялись. Я не знаю, буду ли организовывать игру в следующем году, если так будет прирастать число участников. Но мне очень приятно, что это стало интересно людям. В этом году у нас есть получатели из Питера, будем отправлять им подарки почтой.
В прошлом году я думала: «Господи, зачем я в это ввязалась?» Люди задавали мне одни и те же вопросы, хотя всё было подробно расписано. В общей сложности меня переспросили 40 раз. Но когда участники начинают делиться подарками и эмоциями, это перекрывает всё! И вся эта история уже не кажется каким-то геморроем. Это правда очень здорово, бешеная эмоциональная зарядка!
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.