Двушка с ретромебелью в сталинке на Пролетарке (Петербург) Дымоход для самовара, ждановский шкаф и розовый бархатный диван

Семь лет назад дизайнер одежды Лидия Лиханская купила двухкомнатную квартиру в доме 1937 года постройки у станции метро «Пролетарская». Петербурженку привлекли продуманная планировка, высокие потолки и степень износа здания (всего 50 % при официальном сроке службы 150 лет). Полтора года назад Лидия завела в инстаграме блог @stalinka_na_proletarke, в котором рассказывает о том, как самостоятельно сделать ремонт в довоенном доме. А сейчас она работает над книгой — про сталинку там тоже будет.
Главные особенности этой квартиры — советская мебель, доставшаяся от прежних владельцев, а также дымоход для жарового самовара. Показываем, каким образом у Лидии получилось интегрировать ретроэлементы в современный дизайн.
фотографии

Город
Петербург
Площадь
53 квадратных метра
Комнат
2
Высота потолков
3,2 метра
этаж
3 из 5
Лидия: Квартира — бывшая коммуналка, ее использовали как чулан. До меня в ней не жили 20 лет. Благодаря этому вместе с квартирой мне достались мебель и детали быта.
В нынешней гостиной раньше находился рабочий кабинет партийного работника и поэта Александра Чиркова. Комната была до потолка завалена мебелью и книгами по истории СССР, здесь же хранился его архив с рукописями речей и стихов. Благодаря высокой должности Чиркова наша парадная стала первой в доме, в которой появился лифт. Соседи-старожилы о партработнике говорят так: «Помним его. Стучал на весь дом!»
В одной из комнат раньше были наружная проводка и фарфоровые розетки. На кухне — ни одной розетки. Сифоны отсутствовали, и вода из кранов в ванной лилась на пол, а на кухне — в таз. На потолке были следы нескольких потопов. В коридоре и шкафах висела старая одежда. У меня появилось ощущение жизни на барахолке.
Ремонт
Бо́льшую часть ремонтных работа я сделала самостоятельно (или с помощью друзей) за 2014-2015 годы. Бюджет ремонта — около 350 тысяч. Дизайн тоже разработала сама (по образованию я дизайнер одежды, сейчас развиваю собственный бренд домашнего текстиля).
Я придерживаюсь мнения, что в старом фонде нужно естественным образом продолжить ту историю, которая складывалась в квартире с момента ее постройки. В итоге у меня получилось сочетание классического стиля и middle century modern (середина ХХ века). Эти два кардинально разных стиля хорошо оттеняют друг друга. Цветовое решение — белый и серый, я изначально его выбрала. Но потом мне захотелось цвета, так появились розовый диван и латунные аксессуары.








Планировка
Искренне считаю мою планировку идеальной для двушки: сразу из прихожей в гостиную ведет широкая распашная дверь (это добавляет помещению света), а спальня расположена в удалении, рядом с ванной. У комнат нет общих стен. Изначально в квартире был раздельный санузел, а вместо ванной — душевая комната со сливом в пол. Позже я узнала, что в это время в СССР просто не производили ванны. Я перенесла туалет в бывшую душевую. На том месте, где он был раньше, появилась кладовая со стиральной машиной. Такое решение помогло избежать больших шкафов. Слив в пол в ванной мы принципиально сохранили, но уменьшили помещение душевой (было 1,8 на 1,2 метра). Убрали дверь и перегородку между душевой комнатой и раздевалкой, чтобы сделать единое помещение для совмещенного санузла.
В остальном планировка осталась прежней, благодаря этому во всех помещениях удалось сохранить оригинальный дубовый паркет. Его циклевали в два этапа и покрыли лаком. Плинтуса пришлось заменить, они морально устарели — демонтировали их перед реставрацией паркета. Вместо них теперь стоят деревянные наличники из «Леруа Мерлен», одинаковые по всей квартире.
Наружную проводку мы скрыли. Окна оставили прежними, но им предстоит реставрация или замена на деревянные со стилизацией под исторические. Демонтировали холодный шкаф под окном на кухне. Чугунные батареи не меняли. Двери тоже оставили. Их сильно испортили многочисленные замки (проблема бывших коммуналок), остались дыры, которые я зашпаклевала и сверху заново покрасила. Распашная дверь была забита досками, но я их убрала и вернула стекла. Входная дверь — родная, двойная, деревянная с железным крюком.
Кухня
При первом просмотре квартиры я сразу влюбилась в печные заслонки и дверцы на стене кухни. Подумала: «Точно сохраню», — хотя и не знала, зачем они. Саму дровяную печь пришлось демонтировать, так как она занимала значительную часть восьмиметровой кухни. Мы всей семьей долго гадали, что это за круглый дымоход в стене, пока кто-то не вспомнил про такой же на даче Сталина. Тогда и стало понятно, что это дымоход для самовара!
С тех пор я мечтала им воспользоваться. Одной это проделывать было страшно, поэтому решила собрать вечеринку. Кто-то из гостей пришел с огнетушителем. С развитием блога самоварные вечеринки стали традицией, провожу их примерно раз в четыре месяца. Каждый раз приходят очень интересные люди: архитекторы, реставраторы, режиссеры, специалисты по фарфору и квартирные блогеры. Всегда есть что обсудить и у кого спросить совет, а у меня появляется повод достать найденную в квартире ретропосуду (в день фотосъемки The Village самовара в квартире не было. — Прим. ред.).
Кухню пришлось подстраивать под сохраненные заслонки от печи, поэтому здесь низкая столешница. По этой же причине я отказалась от фартука: теперь если стена за плитой пачкается, ее всегда можно помыть и покрасить заново. Так как я почти не готовлю, верхние полки и духовка мне не были нужны. Кухня получилась очень бюджетной: фасады, наполнение и полочки — опять же из «Леруа Мерлен».







Мебель
50 процентов мебели досталась мне вместе с квартирой. Когда я въехала, мебели было раза в три больше, но все, что не имело эстетической ценности, решила выбросить. Старинный книжный шкаф и венские стулья я отмыла и покрыла морилкой и лаком. Ждановский шкаф в спальне, который не выезжал из этой комнаты 70 лет, просто отмыла и заменила странные полки. С письменного столика середины прошлого века сняла старый лак и покрыла более темной морилкой с лаком. Детский венский стульчик использую как декор. Банкетка в прихожей тоже изначально была в квартире, я сделала новую обивку из остатка ткани от портьер.
Розовый бархатный диван сделали на заказ в одной петербургской мастерской. Латунные прикроватные столики — из Zara Home. Пару кресел 1960-х я увидела в объявлении о продаже другой квартиры на «Авито»: позвонила риелтору и предложила выкупить — в результате они достались мне бесплатно. Комод с латунными ножками, тоже 1960-х годов, хотели выбросить при продаже квартиры в соседнем доме — я заплатила грузчикам, и они отнесли его ко мне домой. Кровать сделал мой папа (я из семьи потомственных столяров). Круглый обеденный стол заказывала на «Алиэкспресс» (но производитель российский). Люстры в комнатах тоже с «Али». Светильники в прихожей, на кухне и в ванной — из IKEA.
Декор
На дне бельевого ящика в шкафу я обнаружила бумажные пакеты из универмагов середины прошлого века. Такой редкий и созвучный моей профессии кусочек истории. Сейчас они висят в квартире вместо постеров. Также нашла большую печатную схему движения общественного транспорта 1957 года, повесила ее на кухне.
В квартире было много мелких предметов с историей, которые я использовала в декоре: старинный подсвечник, утюг, чернильница с пресс-папье, подстаканники столетней давности и чайные комплекты ЛФЗ из невесомого костяного фарфора. На антресолях и в сервантах обнаружились залежи хрусталя и 12 заварочных чайников всех расцветок и размеров. Огромные стеклянные банки я использую как вазы для цветов.
Пейзажи в гостиной — часть семейной истории. Это работы очень талантливого художника из Приднестровья Сергея Панова. На одной из картин — моя сестра Маша у нашего дома в Тирасполе, а на другой — я в саду художника. Остальные картины мы покупали или автор дарил их нашей семье.









