Жизнь в советской коммуналке была травмой для нескольких поколений. Интриги, выселения, доносы, разделы и переделы — всё это портило москвичей и их жизнь. Казалось бы, в новую эпоху никто больше не захочет делить жилплощадь с посторонними людьми. Но из-за высоких цен в Москве и других крупных городах появляется всё больше квартир, которые арендуют в складчину. Корреспондент The Village прошёлся по нескольким таким квартирам и поговорил с их жителями, чтобы понять, по каким правилам они сосуществуют, как делят пространство и личные вещи, и что нужно, чтобы стать хорошими соседями и не превратить квартиру в советскую коммуналку.

 

 

 

 

Квартира недалеко от «Кропоткинской»

Аня: Мы все давно дружим, то есть у нас не было такого, что мы вдруг случайно где-то искали соседей — у каждого сложились так обстоятельства, что все искали квартиру. Мы решили жить вместе.

С самого начала выясняются вещи вроде того, что мы с Костей — педанты, а Катя с Сашей — грязнули. Конечно, периодически возникают проблемы вроде невымытой посуды или чего-то подобного. Костя у нас главный педант, он всегда говорит: «Тарелочку забыла вон, смотри, в раковине».

Костя: Потому что никто не моет посуду!

Аня: Но всё это не перерастает во что-то большее. В общем, все вопросы решаются довольно просто: и с гостями, и с едой, и с уборкой. Никому не нравится немытая посуда, какая-то грязь, какие-то странные люди, которые приходят иногда к Константину. Но это всё уместно, потому что мы дружим.

Квартиру мы нашли достаточно просто на ЦИАНе. Там сложно искать маленькие квартиры, потому что они все ужасные, особенно однушки. А такие большие квартиры чаще всего хорошие, потому что они расположены обычно в сталинках — отличный метраж, высоченные потолки. Стоят они примерно 70−80 тысяч — на четверых это вполне подъёмная цена.

Нам довольно легко сдали квартиру. Мне кажется, потому что мы сказали, что Костя сценарист. А они такие: «Сценарист? О боже! Творческий!» И они себе внушили, что мы очень творческие люди. И поэтому они к нам очень лояльно относятся. Даже когда приходят за деньгами, а у нас тут всё раскидано.

Я думаю, в коммунальных квартирах в советские времена все друг другу завидовали, всё делили, вплоть до конфорок. Нам нечего делить и нечему завидовать, поэтому и правила особые устанавливать не приходится.

Наша дружба практически не изменилась после того, как мы стали жить вместе, только всё меньше выходим куда-то вчетвером, как раньше, потому что постоянно видимся дома. Из хорошего — у нас появился круговорот в плане друзей: стали общаться с друзьями друг друга, с которыми раньше не сталкивались, потому что общались в разных компаниях. Из минусов — иногда хочется тотального одиночества. Когда мне хочется побыть одной — сижу на работе.

 

Слева направо:

Костя, сценарист, 28 лет
Катя, директор по работе с клиентами, 25 лет
Александр, креативный директор, 25 лет
Анна, копирайтер, 23 года

 

 

комнат

4

 

 

Живут вместе

1 год

 

Что самое главное, чтобы жить вместе:

Все должны быть красивыми!

 

 

Квартира на Большой Дмитровке 

Федя: Когда я искал соседей, одной из причин, по которой я выбрал Аню, было то, что она обещала ходить голой по квартире. У нас был раньше другой сосед, который тоже обещал это делать.

Аня: На самом деле там была другая история. Я жила в Питере. Прошлой весной у меня был хороший период в плане работы, было много заказов, я заработала какие-то деньги и поняла, что это самое лучшее время, чтобы переехать в Москву. Я ничего для этого не предпринимала и никогда бы так и не переехала, но подруга кинула ссылку на Locals, там было что-то про сквот на Большой Дмитровке, а цена за комнату — 10 тысяч. Я не верила, что что-то получится, потому что цена очень низкая, а квартира в самом центре — такие вещи быстро расхватывают. Так и оказалось, что человек 40 претендовали на эту квартиру.

Я написала: «Чувак, я верю в квартирную фею, я из Петербурга и хочу переехать». Описала, чем занимаюсь.

На следующий день он мне ответил: «Квартирная фея есть. Приезжай смотреть завтра до часа дня». Я купила билеты, собрала чемодан с вещами: полотенце, платье, юбки — и приехала.

Моя комната — это кухня. То есть мы кухню устроили в коридоре, у нас пара конфорок и маленький холодильник, а туда въехала я. Это предприимчивый Федя решил, что так надо, потому что плата за квартиру существенно снижалась.

По идее у нас должно было возникнуть миллион трудностей: мы с Федей, по сути, были незнакомыми людьми и вместе делали ремонт, здесь было очень грязно и страшно.

У меня практически не было с собой вещей, я была бомжом, потом вообще заболела. Но Федя оказался молодцом, он круто помогал. Если у нас появляется какой-то бытовой вопрос, то я его задаю и мы его решаем сразу — что-то винтим, меняем.

У нас нет правил, что кто-то моет посуду или что по воскресеньям уборка — у нас всё очень спонтанно. Есть только одно правило: если нужны какие-то хозяйственные штуки, то мы на них все вместе скидываемся.

Наш третий сосед, Лёша, живёт с нами не так давно, он немного другой. Если кто-то к нам приходит, то мы вместе с Федей тусим, а Лёша это благородно терпит. Он иногда только просит делать потише. Мы друг друга нейтрализуем: если бы с нами был не Лёша тихий-спокойный, а какой-нибудь громкий чувак или какая-нибудь тёлочка, то всё бы было намного хуже.

 

СЛЕВА НАПРАВО:

Федя, галерист, 22 года
Лёша, музыкант, 24 года
Аня, фотограф, 25 лет

 

 

КОМНАТ

3

 

 

ЖИВУТ ВМЕСТЕ

почти год

 

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ:

Соседи должны ходить голыми по квартире

 

 

Квартира недалеко от «Маяковской»

Андрей: Мы жили такой же огромной тусой в другой квартире на Краснопресненской, за зоопарком. Однажды хозяин сказал, что мы должны уехать. Мы решили, что не будем разъезжаться, и как-то очень быстро нашли новое жильё. Это была первая квартира, которую мы посмотрели.

Хозяин заплатил риелтору, чтобы она нашла нас, потому что квартира действительно огромная. Часто есть такая проблема с хозяевами: у них пятикомнатная, но они хотят, чтобы её сняли семейные люди с двумя детьми и собакой. Но тут хозяева попались адекватные — у них у самих была какая-то мастерская в одной из комнат.

Когда мы только начинали вместе жить, вопрос качества соседей для меня лично не стоял: мне нужно было в авральном режиме найти квартиру. Вот я и нашёл через друзей. Там постоянно менялся состав, и как-то сложилось, что мы оказались вместе и весело тусили. Лиза работает в «16 тоннах», мы жили в десяти минутах ходьбы оттуда. Я тогда работал в корпорации, вставал в семь утра, выходил пить кофе в костюме и при галстуке, а на кухне как раз собиралась тусовка оттуда. Иногда вместо того чтобы налить чай, мне шоты давали.

Сейчас мы пообтёрлись как хорошая еврейская семья. У каждого есть свой маленький зубик на другого: посуду не домыл, бельё из машинки выкинул — своё засунул.

Любаша привезла с собой единственное правило — не курить дома. Она единственная не курит. А мы привыкли вообще не запариваться. Летом нормально, а вот зимой сложно, потому что окна закрыты. В какой-то момент Любаше стало дурно, и мы решили курить у вытяжки, чтобы её не обламывать.

Любаша: У нас было собрание, я давила на них, чтобы они просто курили на улице, но у меня ничего не вышло.

Андрей: А мы же голосовали — кто за, кто против. Получилось, что все против.

Любаша: Мне сказали, что будут стараться — в итоге нашли такое решение с вытяжкой.

Андрей: Это был единственный раз, когда мы собирали какое-то специальное собрание. Обычно бывает, что один из нас просто говорит: о'кей, мне есть что сказать вам, ребята... Или просто кто-то с кислым лицом ходит, и все такие — come on, ну что с тобой? Давай уже, возвращайся.

У нас также нет правил по поводу тусовок. Иногда бывает, что кто-нибудь из друзей звонит, например, Андрею и предлагает устроить что-нибудь весёленькое. А он говорит, что сегодня ничего не хочет. А я сижу в комнате и ничего не знаю. Тогда мне поступает звонок: «Андрюш, мы зайдём сегодня с водочкой?» И я соглашаюсь. А потом — пуф, ничего уже не сделаешь, они на пороге. Может быть, нам стоит ввести какие-то правила, но тогда пропадёт спонтанность.

Самое главное — это общая вовлечённость в то, что это наше общее жильё. Никто не обламывается прийти к другому и сказать — помой посуду. А можно ответить — не хочу! Не хочу мыть посуду. Такой ответ не вызовет коллапса в мозгах. «Как это он не хочет мыть посуду?! Он явно против всех пошёл!» Лиза любит мыть полы, я люблю мыть ванную, наверное, у нас нет таких вещей, чтобы распределять. Самое главное — мы купили посудомойку, это решило большинство проблем. 

Кстати, скоро нам предстоит искать нового соседа или, скорее, соседку. Мы ещё не придумали, как будем это делать — может, кастинг какой проведём. Мне лично хочется, чтобы новый человек был поспокойнее: тусеров у нас хватает. И важно, чтобы у него были какие-то интересы, чтобы он делом занимался. Чтобы нам было о чём с ним поговорить и не приходилось его как-то развлекать, чтобы он был себе на уме.

 

СЛЕВА НАПРАВО:

Андрей, работник шоу-бизнеса, 28 лет
Александр, плотник, 27 лет
Андрей, иллюстратор, 25 лет
Лиза, сотрудник ночного клуба, 24 года
Коля, сооснователь Whymedia, 22 года
Любаша, event-менеджер, 25 лет

 

 

КОМНАТ

4

 

 

ЖИВУТ ВМЕСТЕ

3 года

 

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ:

Заниматься своим делом

 

 

Квартира на Смоленском бульваре

Глафира: Мы с девочками вместе учимся в «Стрелке» — там и познакомились. Ни у кого из нас жилищный вопрос не стоял остро — мы сначала подружились, а потом уже решили, что можно снимать квартиру вместе. У нас, в общем, было время, чтобы подобрать жильё, которое устраивало бы нас по всем параметрам: размеры комнат, цена, хороший район, недалеко от учёбы.

Мы ничего не обсуждали заранее. Ни количество гостей, которые будут к нам приходить, ни какие-то бытовые вещи — дежурства по кухне или ванной. Думаю, нам было бы даже неловко признаваться, что у кого-то из нас есть опасения, раз нам комфортно общаться.

В то же время нам нужен был ещё один человек, которого пришлось искать на стороне, потому что у нас оставалась ещё одна комната. Вот к выбору этого соседа мы подошли основательно: в каком режиме он живёт, будут ли его раздражать наши гости, будет ли ему комфортно с нами? Очевидно, что человек, который работает с девяти до шести, не пьёт и не курит, вряд ли сам захочет здесь находиться.

В общем-то, нам пришлось ввести только одно правило: мы разграничили полки в холодильнике — и не потому что кто-то не хочет делиться едой, а потому что неудобно постоянно спрашивать: «Чей это помидор?» Так ты знаешь, кому что принадлежит, и можешь попросить. При этом мы постоянно устраиваем совместные ужины и завтраки.

Первое время была эйфория: у нас такая гостиная, а тут такая кухня, а вот замечательный диван, давайте приглашать гостей и ходить друг к другу! Но сейчас мы все немного успокоились, и вообще, вечеринки — это никогда не критично. Если кто-то хочет спать, всегда можно всё перенести на другой день.

Думаю, наши коммуналки отличаются от советских тем, что мы все здесь добровольно. И у нас была возможность подбирать людей себе по вкусу. Поэтому мы и к пространству по-другому относимся: все чувствуем ответственность за то, что здесь происходит, у нас нет постоянного желания эту ответственность на кого-то скинуть.

 

СЛЕВА НАПРАВО:

Соня, искусствовед, 24 года
Антон, фотограф, 28 лет
Тая, архитектор, 24 года
Алексей, архитектор, 25 лет
Глафира, географ, 23 года

 

 

КОМНАТ

4

 

 

ЖИВУТ ВМЕСТЕ

полгода

 

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ:

Чтобы всё было добровольно

 

 

Квартира на Ленинском проспекте

Зарина: Все, когда говорят о совместной жизни, почему-то опасаются бытовухи: вот, бытовуха всё испортит. Может, раз или два мы поссорились из-за грязной посуды, но и тогда значение имела скорее не посуда, а просто плохое настроение.

Мне кажется, самое главное — это чтобы стиль жизни у всех живущих в квартире примерно совпадал: любят ли люди готовить, любят ли выпивать? Как они выпивают? Некоторые позовут 30 гостей и бухают несколько дней. Как люди привыкли есть, проводить время? Если всё это совпадает, то жить вместе получается.

И тут не важно — живёшь ты с друзьями или нет. Я живу в этой квартире больше года, а соседи у меня постоянно менялись — у меня, в общем, довольно большой опыт подбора правильных соседей. Тут были две девочки, которые, например, смеялись, когда я покупала кастрюльки и готовила. У них были странные друзья, мы постоянно чувствовали напряжение в квартире, когда находились вместе, потому что нам не нравилось и смешило друг в друге всё.

Ещё я жила с довольно близкой подругой, и у нас тоже не получилось. Когда мы с ней просто дружили и не жили вместе, нам было весело. А потом начинается другая история: ты приходишь с работы уставший, ты видишь этого человека каждое утро на кухне, а он просто не привык улыбаться. И вот такие, казалось бы, неважные вещи — насколько человек жизнерадостный — начинают значить очень многое. Ещё, кстати, хорошо жить не вдвоём, чтобы не замкнуться на одном соседе.

Для поиска соседей самым лучшим способом остаются социальные сети. Там можно посмотреть, где человек работает, много ли у нас общих знакомых: хочется выбрать тех, с кем у тебя есть что-то общее. Ну и если мальчик симпатичный, его скорее вселишь.

 

СЛЕВА НАПРАВО:

Зарина, фотограф, 26 лет
Дима, редактор, 21 год
Лена, архитектор, 26 лет
Маша, художник, 26 лет

 

 

КОМНАТ

4

 

 

ЖИВУТ ВМЕСТЕ

1 год

 

ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ:

У всех должен быть один стиль жизни

Фотографии: Михаил Федоров, Megan Leetz