В конце января стало известно, что Третьяковская галерея, магазин Depst и фабрика The Idea создали совместную коллекцию мебели, посвящённую русской живописи. С понедельника, 1 февраля, в магазине можно купить шкафы, тумбы, столы и комоды с картинами Серова, Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина, Шишкина, Поленова и других. The Village попросил теоретика современного искусства, промышленного дизайнера и дизайнера интерьеров высказать своё мнение о результате этой коллаборации. 

Наталья Смолянская

теоретик современного искусства и авангарда

Для того чтобы дать оценку данному проекту, нужно понять, для чего он задумывался. Для того, чтобы ввести в повседневную жизнь человека шедевры искусства? Это, конечно, замечательно, потому что искусство нужно популяризировать. Но форма, в которой это сделано, мне кажется странной. Она не приближает обычного человека к искусству, не возвышает его, не даёт возможность прикоснуться к прекрасному, а скорее, напротив, принижает те произведения, к которым отсылает. 

«Утро в сосновом лесу» в виде тумбочки — странная вещь. Про эту картину и так много сказано, маловероятно, что кто-то её не знает. Это классика. Фрагмент этой картины используется в обёртке конфет «Мишки», что выглядит скорее мило и не вызывает никаких отрицательных эмоций. А тумбочка почему-то режет взгляд. Я не понимаю, как это может вписаться в какой-то интерьер.

С «Чёрным квадратом» тоже какой-то казус получается. Это концептуальная вещь. Когда она используется как мебельный модуль, это вызывает удивление. С одной стороны, я в нём читаю «Чёрный квадрат», с другой — сама тумба и прикрученные к ней ручки компрометируют произведение, от концепции Малевича ничего не остаётся. Не случайно же сам Малевич это произведение помещал в «красный угол» (на «Последней футуристической выставке картин „0,10“» Малевич разместил «Чёрный квадрат» в «красном углу» — на самом видном месте, где обычно в русских домах вешали иконы. — Прим. ред.). Он придавал особое значение этому концептуальному решению. Каждый раз, когда «Чёрный квадрат» экспонируется, нужно особенно внимательно думать, как и куда его помещать, и даже в рамках музеев это не всегда хорошо получается. Создатели этой коллекции произведение максимально упростили. Получился квадрат в квадрате и никакого искусства. 

Авторы проекта не учли, что у каждого материала своя особенность передачи. Многие произведения искусства действительно воспроизводятся в гобелене или на тканях, но это особое искусство. Фокус должен быть настроен очень точно, чтобы не потерялась ценность самого произведения. В данном же случае картины бездумно переведены на плоскость не очень удачных в пропорциях мебельных тумб, кое-где ещё и неудачно скадрированы. И это вольное обращение с форматом произведений смотрится карикатурно.

Проблема в том, что люди, не имеющие должного уровня художественной культуры, работают с вещами, которые потом получают широкое распространение в жизни, оказываются в публичном городском пространстве. Авторы не чувствуют материал, не чувствуют формат, не чувствуют контекст. А между тем искусство можно удачно интегрировать в бытовую жизнь. В России в качестве примера можно назвать конструктивизм — искусство, вписанное не просто в комнату, а в городской пейзаж. В Париже есть фонтан Стравинского, созданный современными художниками. Это не копирование или перенос искусства, это вполне самостоятельное произведение, интегрирование в среду. Я хочу сказать, что такие вещи лучше доверять современным художникам. Они и для мебели могут идеи дать, что точно будет интереснее и элегантнее для данной коллекции.

Дарья Ромас

дизайнер интерьеров

Сам магазин Depst мне нравится, у них много минималистичных товаров, дизайн которых ненавязчивый и приятный. Конкретно эта коллекция, на мой взгляд, немного спорная. С одной стороны, хорошо, что Третьяковская галерея — солидная, фундаментальная организация — участвует  в таких проектах. Это позитивная тенденция: в людях нужно воспитывать интерес к искусству. И любая методика в этом случае хороша. Но всё же решение получилось слишком в лоб: почти все эти картины в сочетании с мебелью смотрятся странно. Более или менее вписался только «Чёрный квадрат» Малевича. Может быть, стоило эту неплохую, в общем-то, идею развить и подать элегантнее. И повнимательнее подходить к выбору произведений. Хорошо бы смотрелись супрематисты и работы Якова Чернихова.