«Сейчас не до шопинга»: Как выживают дизайнеры и владельцы магазинов одежды Падение спроса, закрытие производств и подорожание материалов

Карантин, который в России называется «официальной самоизоляцией», не позволяет людям уходить далеко от дома — в лучшем случае можно посетить ближайший продуктовый или аптеку. Торговые центры и магазины одежды, аксессуаров и косметики закрылись еще 28 марта — по официальному постановлению до 5 апреля. Что будет с торговыми площадями после этой даты, пока неизвестно. Впрочем, небольшие магазины и бренды столкнулись со сложностями гораздо раньше — еще в середине марта. Мы расспросили основателей локальных брендов и шоу-румов о том, какие трудности им приходится преодолевать и что ждет ретейл в будущем.

Я приняла решение полностью переехать домой и пока не продолжать шить коллекцию. Дома это проблематично. На прошлой неделе увезла все из мастерской и половину ночи страдала, честно говоря.
В данный момент я не чувствую себя изнесом. Еще в январе отпустила всех сотрудников. А производство у меня совместное с другим, более крупным проектом. Так что я не сильно страдаю в денежном плане. Просто понимаю, что прозрачные фартуки из органзы сейчас никому не нужны. А заставлять портных под угрозой для жизни шить новую коллекцию я не могу. Буду шить сама и писать в блог. Но сейчас надо быть дома.

Многие российские бренды, возможно, перестанут существовать, поскольку 90 % сырья, которое используется в коллекциях, поступает из Европы и Азии. В России по пальцам можно пересчитать достойные производства тканей, которые подходят для пошива одежды. В нашем случае это работа только с натуральными тканями, и это все еще больше усложняет ситуацию. Я уже сделала несколько кругов по Москве, забронировав часть материалов по старому курсу в итальянских стоках. Наш шоу-рум в Лялином переулке официально закрыт на время нерабочей недели и уже неделю работает только на самовывоз, все остальное разлеталось по миру через почту или курьерами по Москве.
Изначально я планировала проект так, чтобы 80 % реализации было онлайн, на днях мы появимся на крупном маркетплейсе, но основная проблема в данный момент для всех в том, что люди не хотят тратить деньги на предметы не первой необходимости. У нас идет вторая волна скидок, некоторые вещи уходят практически по себестоимости. Делаю это для того, чтобы была возможность сохранить команду и помещение. Пока нас поддерживают лояльные клиенты и те, кто давно хотел и ждал скидок, так как мы практически не проводим распродаж. Заказы есть, но как долго протянем и хватит ли средств для закупки сырья для новой коллекции — уже другой вопрос.
В Москве содержать розничный магазин — удовольствие не из приятных. В случае c Petrichor это еще и противоречит концепции бренда, так как торговые центры — капиталистические поглотители энергии и денег. Мы присматривали более камерные площадки для своего первого магазина, но сейчас об этом можно забыть и заняться сайтом, записать подкаст и залить первое видео на ютьюб.

До 15 марта мы росли больше чем на 110 % к 2019 году. В компании было больше 80 вакансий. Начиная с 15 марта трафик и выручка розничных магазинов снизились на 50–70 %. Выручка офлайна — это 75 % общего дохода, поэтому за одну неделю мы лишились половины дохода всей компании. Одновременно с этим резко обесценился рубль, все закупки выросли в цене. Мы работаем с сырьем из Китая, Италии, Турции, Португалии, при этом евро, доллар, юань подорожали. Мы получили сокращение доходов и увеличение расходов на производство на 30 %.
Чтобы избежать кассовых разрывов, мы предприняли ряд предупреждающих мер. Сократили объем коллекций осень-зима на 60 %: продукция и сырье — статья расходов номер один. Статья расходов номер два — заработная плата. Мы вынуждены отказаться от найма и расстаться с частью людей. Текущая структура была создана под рост 100–150 % в этом году, который с высокой вероятностью не случится.
Статья номер три — аренда в торговых центрах. Мы обзвонили всех, встретились с частью арендодателей и попросили скидку на ближайшие месяцы, так как очевидно, что они не могут обеспечить нас трафиком уже сейчас, а с завтрашнего дня закроются. Тем не менее продолжаем авансировать часть арендных платежей, так как обязаны это делать по договору. Вчера я был на встрече с одним из самых трафиковых и дорогих торговых центров страны, когда-то нам понадобилось три встречи по 1,5 часа, чтобы договориться по поводу арендной ставки и другим условиям, а вчера мы решили вопрос о рассрочке платежей за полчаса.
Самые большие сокращения зарплат — у топ-менеджмента. Моя зарплата теперь — один рубль
С частью команды нам пришлось расстаться. С 30 сотрудниками мы расстались по соглашению сторон с выплатой компенсаций. Штат компании на сегодня — 460 человек. Самые большие сокращения зарплат — у топ-менеджмента. Моя зарплата теперь — один рубль до момента, когда мы пройдем самый тяжелый период.
Мы снизили маркетинговые бюджеты в несколько раз. Часть сотрудников отдела маркетинга оказалась недогружена, мы рассматривали возможность вывести их на аутсорс. Но приняли решение, что не пойдем по этому пути. Все сотрудники розничных магазинов работают с сохранением окладов. Сейчас мы ищем для них другую нагрузку в компании — думаем, как подключить их к работе отдела по дружбе с клиентами и к доставке — потому что иначе мы не можем их сохранить.
Мы подошли к этому кризису в стадии кратного роста. У нас очень низкая кредитная нагрузка и есть большой потенциал по увеличению эффективности. Со снижением курса рубля мы стали еще интереснее для иностранных покупателей, поэтому в ближайшее время приложим максимум усилий к развитию глобальных продаж. В мае мы откроем два аутлета в Москве, понимая, что это будет востребованный формат в ближайшее время. Часть розничной команды мы перераспределяем в эти магазины.
(О ситуации с 12Storeez Хохлов отчитался в фейсбуке, мы приводим его слова в сокращенном виде. — Прим. ред.)

Примерно с середины марта магазин практически пуст. По сравнению с январем-февралем посещаемость упала на 80 %. А 27 марта мы закрыли магазин до 6 апреля.
Для нашего будущего сейчас важна каждая продажа. Если распространение вируса будет идти нынешними темпами, то, естественно, вопрос о том, чтобы держать магазин открытым, даже не стоит — есть вещи важнее нашего будущего. Но если работа магазина не будет нести угрозы здоровью клиентов, продавца и жителей города, то каждое утро мы будем открывать свои двери до тех пор, пока сможем это делать.
Основным источником доходов у нас всегда был магазин, сайт покрыть все эти расходы не способен
Заказов онлайн стало больше, но этого недостаточно, чтобы поддерживать бизнес в нынешнем виде. Все-таки основным источником доходов у нас всегда был магазин, именно он позволял оплачивать аренду, кредиты, зарплаты, производство, съемки. Сайт покрыть все эти расходы не способен.
Пока неизвестно, будет ли поддержка от арендодателей. Ждем их решения по поводу снижения арендной ставки, оплачивать апрель по полной ставке мы уже не имеем возможности. Больше ни от кого ничего не ждем. Рассчитываем только на себя. В худшем случае (который, кажется, является весьма реалистичным) мы полностью уйдем в онлайн на неопределенное время, а потом наш магазин возродится в каком-нибудь другом месте.

Команда магазина Kixbox
Сейчас все магазины Kixbox закрыты в соответствии с распоряжением мэра Москвы. Онлайн-заказов стало больше. С самого начала мы призвали покупателей совершать покупки онлайн и не ходить в места массового скопления людей. Нашим покупателям мы предложили бесплатную доставку и делаем скидку на всю новую коллекцию.
Мы значительно сократили наши издержки. Это позволит сохранить адекватные цены
Дальше мы будем работать и действовать в соответствии с ситуацией. Сейчас мы перевели большую часть сотрудников на удаленную работу, ввели санитарную обработку на складе, курьеры выполняют бесконтактную доставку. Поддержка от государства, как и у всех, — это отсрочка по выплатам налогов. Большинство арендодателей пошли нам навстречу и предоставили различные варианты поддержки.
Мы не скрываем, что год будет трудным для всех. Мы пережили уже не один кризис и знаем, что нужно делать для сохранения нашей компании. Мы значительно сократили наши издержки. Это позволит сохранить адекватные цены в сезоне и не перекладывать валютные колебания на конечного потребителя.

Команда бренда Novaya
Наш трафик в офлайне встал уже после 8 марта. Магазин в Москве на «Хлебозаводе» нам придется закрыть. Как и все сейчас, мы переходим в онлайн. Сделали бесплатную доставку, которую осуществляем сами, чтобы максимально снизить расходы. Сейчас у нас действуют скидки на новую коллекцию и предложения для постоянных клиентов. Насколько это поможет, мы не знаем, будем смотреть по ситуации. Пока продажи онлайн-магазина не выросли, но вовлеченность стала немного расти по сравнению с прошлой неделей.
Все планы сейчас, к сожалению, приходится очень жестко корректировать. Например, мы планировали весной выпустить классный дроп с граффити-художником Dusto. Коллекция была почти закончена и готова к запуску. Но сейчас у нас нет возможности сделать даже простую съемку для ее продвижения. В итоге пока переносим релиз на осень.
Хочется думать, что станет меньше ненужной одноразовой одежды, которая обесценивает большой труд многих людей в индустрии
В любом случае будем что-то придумывать. Уже возникла идея самим красить вещи в различных техниках типа тай-дай. Купили стиральную машинку, нашли красители, на этой неделе будем заниматься творчеством. Сейчас задача — сохранить команду и наше небольшое производство. От государства пока есть только отсрочка по налогам на полгода, но нам это не сильно поможет, так как осенью придется заплатить текущие платежи и плюс отсрочки. С чего платить — непонятно, как будет восстанавливаться спрос, никто не знает — скорее всего, очень медленно. В Петербурге, на Ленполиграфмаше, где расположено наше производство и студия, руководство пространства обещает разработать план поддержки для всех арендаторов. Это, безусловно, нам поможет.
Понятно, что год будет очень сложный, всем придется выживать, научиться экономить и реагировать на предложенные обстоятельства. Но вместе с тем хочется думать, что станет меньше ненужной одноразовой одежды, которая обесценивает большой труд многих людей в индустрии.

На прошлой неделе мы закрыли наш шоу-рум на Покровке, и вместе с этим продажи окончательно упали. Мы продолжаем работать онлайн, отвечаем на запросы в инстаграме, сделали бесплатную доставку по всей России, по Москве отправляем покупки курьером. В целом мы видим по нашим подписчикам, да и по себе самим, что всем сейчас не до шопинга, поэтому мы решили не пушить всех интенсивными постами и рекламой, а по возможности переждать. Пока сделали небольшую съемку в Zoom со стилистом Светой Михайлюк и нашими шелковыми пижамами и штучками для дома и, возможно, когда ситуация немного стабилизируется, проведем запланированный онлайн-сейл. От помещения мы пока не отказываемся, арендатор обещал сделать нам скидку, размер которой пока уточняется.
Мы сделаем все возможное, чтобы продержаться, и, когда все это закончится, будем работать с тройной силой
Следующий Vintage Marketplace при лучшем раскладе состоится летом — мы очень на это надеемся. Освободившееся время планируем посвятить созданию нового фирстиля для проекта и подготовке съемок. Кроме того, мы продумываем план B — запустить винтажный маркетплейс онлайн, но пока не совсем понимаем, как и на какие деньги мы это сделаем.
Еще месяц назад можно было с уверенностью сказать, что винтажный рынок находится в расцвете: все больше новых людей узнает и интересуется повторным потреблением, все больше новых проектов открывается — сегодня очевидно, что для многих винтажных проектов это будет очень и очень сложный год, думаю, многие будут урезать расходы на закупки, кто-то откажется от этого низкомаржинального и трудозатратного дела.
Как будут происходить закупки в ближайшее время у тех, кто обычно отправлялся в Европу? Что и в каких количествах мы сможем закупать с нынешним курсом валют? Откроются ли снова те винтажные магазины, в которых мы привыкли закупаться? Это все пока открытые вопросы. Совершенно точно можно сказать, что мы сделаем все возможное, чтобы продержаться, и, когда все это закончится, будем работать с тройной силой, чтобы поскорее встретиться с нашей аудиторией, коллегами и друзьями.

У нас нет собственного пространства, но мы сотрудничаем с разными офлайн-площадками. На данный момент мы представлены в шести магазинах, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, в каждом из них наблюдается значительный спад офлайн-продаж: от 100 до 90 %.
За последний месяц количество заказов в онлайн-каналах наших партнеров и наших собственных увеличилось. На прошлой неделе мы запустили продажи новой коллекции, и очень переживали, что в сложившейся ситуации покупатели будут менее активны и заинтересованы в покупке. Несмотря на все опасения, наши постоянные клиенты и новые покупатели продолжают нас поддерживать. Мы получаем заказы из России и других стран, среди которых Украина, Испания, Казахстан. Более того, для удобства и безопасности наших клиентов мы изменили условия доставки: теперь мы бесплатно доставляем по всему миру.
Прогнозировать ситуацию сложно, но, пока работает доставка, есть все шансы остаться на плаву. На данный момент нам пришлось предпринять меры, которые помогут нам существовать дальше в текущих реалиях и сократить многие расходы. Мы решили перенести производство кастомных изделий на дом, сократить арендные расходы и поставки на реализацию в офлайн-магазины. Кроме того, мы стараемся кооперироваться с другими магазинами: мы предложили нашим партнерам использовать общий склад, с которого напрямую отправляются заказы клиентам. От государства никакой поддержки нет.
Сейчас мы делаем ставку на онлайн-продажи, активно фокусируемся на продвижении наших онлайн-каналов и привлечении новой аудитории. До этого мы партнерились с офлайн-магазинами, сейчас планируем сотрудничать с онлайн-ретейлерами. Считаем это хорошей перспективой и возможностью для роста. Думаю, что год будет непростым для каждого, но я на него смотрю даже с азартом. Несмотря на очень печальную ситуацию и все, что сейчас происходит со многими локальными брендами, которые вынуждены закрываться, мы стараемся не терять оптимизма. В этом году придется искать необычные сценарии для развития бренда, увеличения продаж, мотивации клиентов, организации съемок — для каждого шага.

Мы работает только через онлайн-магазин, поэтому закрытие физических точек нас не коснулось. Но онлайн-заказы тоже упали. Поток покупателей снизился очень существенно — более чем на 50 %. Нам приходится рассчитывать только на поддержку людей. Сейчас бренд поддерживают на плаву наши клиенты и поклонники. Следующий год будет очень тяжелым.

Впервые значительный отток гостей почувствовался в выходные сразу после заявление ВОЗ о пандемии, 14 и 15 марта. Дирекция острова Новая Голландия, на котором находится наш магазин, в первый же день проявила максимальную гражданскую ответственность и опубликовала обращение не посещать общественные пространства. Впоследствии с каждым днем становилось все пустыннее, и постепенно продажи в магазине пришли к нулю.
Арендодатель нам предоставил каникулы на месяц, за что мы очень благодарны. К сожалению, этого недостаточно, так как это не единственная расходная статья. Экономическая система нашего магазина строилась на работе с денежным потоком. Есть сезонность: в теплый период высокая, в холодный ниже, в межсезонье затишье. Регулярные кризисы не позволили нам за девять лет работы накопить денежную подушку. В последний месяц наметилась положительная динамика, и мы планировали выйти из минуса за весенний сезон, но этого не произойдет.
Мы решили сократить свои личные расходы: пришлось съехать со съемного жилья, занимать деньги на оплату ипотеки
Уже в первые дни мы решили сократить свои личные расходы: пришлось съехать со съемного жилья, занимать деньги на оплату ипотеки. Владельцам заведений никто не обещал сохранения зарплат и компенсаций. А ответственность перед сотрудниками и партнерами никто не отменял.
Штат у нас небольшой: два основателя, два продавца-консультанта (как раз стажировали третьего), бухгалтер, фотограф, электрик. По большей части у них сдельная оплата труда. Сейчас все в неоплачиваемом отпуске. Они восприняли это с пониманием и принятием. Помимо сотрудников, у нас есть еще около 50 брендов-партнеров, которые рассчитывали на поступления от магазина. У них тоже аренда, семьи, закупки растущих в цене материалов.
Сейчас мы налаживаем доставку с примеркой и доделываем новую версию сайта, к которой планируем подключить онлайн-магазин. Но не знаем, насколько долго в рамках постоянно меняющихся условий это будет эффективно.

В связи с постановлением правительства все наши магазины закрыты, шоу-рум тоже. Мы полагаем, что торговые центры официально будут закрыты месяц, а может быть, и два. Поэтому мы сейчас думаем, как внедрить продавцов из магазинов в другую деятельность компании. Мы будем подключать их к работе интернет-магазина, тем самым усилив клиентскую поддержку. Продавцы будут больше контактировать с клиентами, отправлять фотографии изделий в мессенджерах, больше рассказывать о коллекции. Офлайн-продажи и контакт с продавцами переводим в онлайн. Но, конечно, как бы мы того ни не хотели, сокращения тоже будут, ведь у нас очень большой штат сотрудников.
Мы рассчитываем на то, что после вируса будет подъем продаж, ведь людям надоест сидеть в карантине и носить домашнюю одежду
Онлайн-заказов стало больше, но нет какого-то безумного скачка. Сейчас все сидят дома, и самое время задуматься о гардеробе — у нас увеличилось время пребывания на сайте. Люди смотрят вещи, продумывают образы. Мы рассчитываем на то, что после вируса будет подъем продаж, ведь людям надоест сидеть в карантине и носить домашнюю одежду. Будет хотеться перемен, красок и новых красивых вещей.
Мы ждем предложений от государства, то, что уже внедрили, нас пока не очень спасает. Я знаю, что много законопроектов и предложений от государственного аппарата сейчас вынесены на рассмотрение правительства. Среди них много хороших предложений: заморозка аренды, отмена ставки НДС — эти меры очень помогут бизнесу. Потому что продержаться без продаж два-три месяца за счет финансовой подушки бренда будет очень сложно, этих денег нам не хватит. Год, определенно, будет трудным, но мы не опускаем руки! Рассчитываем на покупательский бум после вируса.
Обложка: 12Storeez