Надя Зотова, дизайнер интерьера, редактор и стилист, рассказала The Village о своем творческом пути и о том, что общего у хорошего врача и декоратора. 

 

 

О призвании

Моя история нестандартна. У меня полноценное медицинское образование — шесть лет университета и ординатура. Дело в том, что в моей семье все врачи, причём уже в пятом поколении, поэтому выбора передо мной не стояло. А любовь к дизайну интерьера началась с любви к стройкам: сколько себя помню, мы постоянно были в состоянии переезда, ремонта и так далее. Мне всё это очень нравилось, наверное, в том числе и потому, что на стройке я могла провести время с родителями, которые много работали. С ранних лет меня стали привлекать к процессу — позволять выбирать вещи, цвет стен. В возрасте десяти–двенадцати лет я уже сама оформляла свою комнату. Мне рано попали в руки интерьерные журналы, и я не расставалась с ними, даже когда ремонт заканчивался. В журналах я читала о дизайнерах и декораторах — людях из сказки, которые постоянно путешествуют, отыскивают антикварные вещи и вообще ведут приятный образ жизни. Мне всё это казалось нереалистичным, я не понимала, что этому можно где-то научиться. 

 

Надя Зотова

У Надежды полноценное медицинское образование. Она также окончила курс «дизайна интерьера»
в Британской школе дизайна

До того как стать дизайнером интерьеров, девушка работала журналистом и стилистом

В компании Enjoy Home на настоящий момент работают шесть специалистов

Когда выросла и поступила в университет, я оформила квартиру сначала себе, потом родителям, затем друзьям. Я с удовольствием ездила на стройку, договаривалась со строителями, с которыми никто, кроме меня, не мог найти общий язык. Процесс меня увлекал: мне нравилось, что сначала были голые бетонные стены, а потом раз — и появился дом.  Окончив университет, я поняла, что не смогу работать по профессии, а заниматься мне хочется тем, что люблю и умею с детства — обустраивать интерьеры. Так я попала на двухгодичный курс «дизайн интерьера» в Британской школе дизайна.

 

 

О блоге и работе в журналах

Со своими друзьями и знакомыми я постоянно говорила о дизайне. Такое уж у меня увлечение: лучше куплю красивую люстру, чем дорогую сумку. Слушать меня всем стало утомительно, и один знакомый предложил мне вести блог. Это было пять лет назад, когда LiveJournal был ещё более или менее бодрым. Я, правда, ничего в нём не понимала, но начала писать, ведь у меня накопилось множество разных идей для дома и подборок.  Вдруг откуда-то появились люди, стали просить советов — это стало отличным стимулом в работе и учёбе. Потом со мной связались редакторы разных сайтов вроде 360.ru, «Архплатформа», Pinwin и предложили писать для них. Тогда же пришли и первые заказчики.  

Чуть позже мне позвонили из журнала Seasons и предложили работу — там я проработала редактором и стилистом два года. Это было чистое творчество: писала про разные декораторские идеи, ездила на выставки и писала о них обзоры, делала съёмки. Я окончила Британку, и у меня стали появляться заказчики — в какой-то момент поняла, что пора найти архитектора-помощника.

 

 

О собственном бюро Enjoy Home

У меня не было бизнес-плана — всё произошло само собой. Появился архитектор, затем второй, стало больше проектов. Сегодня нас шестеро: дизайнеры-архитекторы, менеджер по логистике и комплектации, визуализатор и я. Конечно, я могла бы сама работать над всеми чертежами, но сейчас у меня на это уже не хватает времени. Работа проходит у нас коллективно: мы разрабатываем концепцию проекта, менеджер по комплектации вносит предложения по фабрикам, девочки делают чертежи, а я готова включиться в процесс на любой стадии. Следующий этап — строительство. В 90 % случаев мы реализуем наши проекты, и это хорошо: я знаю, что, если просто отдать заказчику красивые картинки, они никогда не воплотятся в жизнь правильно.    

Если просто отдать заказчику красивые картинки, они никогда не воплотятся в жизнь правильно

 

О клиентах 

Обычно нам везёт с клиентами: они активно участвуют в выборе вещей — получается совместная работа. И я верю, что проект будет удачным, если человек точно знает, что каждая деталь ему нравится. Часто бывает так, что мы с заказчиками на неделю выезжаем куда-то в Европу, чтобы подобрать вещи для интерьера. Мы ездим на выставки или посещаем винтажные магазины и блошиные рынки. За неделю можно подобрать всё — от мебели до аксессуаров. Я стараюсь сделать так, чтобы нам с заказчиком было легко и приятно общаться, потому что работа над проектом может продолжаться около года. 

 

Не у всех клиентов богатый зрительный опыт, поэтому иногда приходится объяснять причины каких-то решений. Я привожу веские аргументы — тогда человек понимает, что это не моя прихоть, не желание самовыразиться за счёт его квартиры, а объективная необходимость. То же самое происходит, когда приходишь к врачу: он говорит, что зуб необходимо удалить, потому что начнётся пульпит, и вам остаётся только согласиться. Я восхищаюсь клиентами, которые не боятся рискнуть и сделать что-то неожиданное, — это по-настоящему вдохновляет. 

 

 

О работе над проектами 

В любом проекте бывают ограничения, даже если это квартира для троих площадью 400 квадратных метров. Поэтому главное — грамотная планировка. Если есть хорошая архитектура, всё функционально и сделано с запасом на рост семьи, то сверху какие обои ни поклей, уже не важно. Пока мы не утвердим планировку, дальше не двигаемся — это не имеет смысла. Я знаю, что многие начинают с концепции: я купил этот шкаф и от него буду плясать. Я так не умею. Для меня первый шаг всегда — организация пространства. А дальше его можно наполнять в зависимости от вкусов и пожеланий. 

Мне нравится разнообразие, я люблю работать над разными проектами. Все говорят, что наши проекты узнаваемы, но я этого не вижу. Для меня каждый — как белый лист. Хотя у меня огромные залежи идей, я всегда начинаю всё с самого начала, ищу новых производителей мебели и так далее. 

Чаще бывает не так: человек просто красит стены в белый, ставит нейтральную мебель — и как будто у него минимализм

Меня нельзя назвать минималистом — мне кажется, в белых стенах ужасно скучно жить. Конечно, это прекрасно, когда пространство правильно спроектировано хорошим архитектором, когда это минималистичный белый куб, где каждая линия выверена и всё идеально в пропорциях. Но чаще бывает не так: человек просто красит стены в белый, ставит нейтральную мебель — и как будто у него минимализм. На самом деле это лень и отсутствие идей. Мне же необходимы детали и декор, мне важно, чтобы интерьер был живописным. 

Самая лучшая награда для меня — тот момент, когда всё расставлено и развешено и можно уже приходить пить чай. Тогда я вижу, что всё сложилось и люди довольны. Я всегда спрашиваю, удобно ли им живётся. Тогда и кажется, что вот он — мой любимый проект. А потом появляется новый — и новая влюблённость.

 

 

О своей квартире

Сейчас у меня самой ремонт, который надеюсь скоро закончить. Я долго жила в спокойном интерьере со светлыми стенами — тогда это ещё не вошло в моду. Повсюду стояли сундуки и ещё какие-то находки. Десять лет назад это выглядело несколько странно. Сейчас я делаю совершенно другой интерьер — цветной. Пока что строители не соглашаются красить стены — боятся, что передумаю. Это будет интерьер безумного путешественника: мне кажется, там не будет ни одной вещи, которую я просто купила в магазине. Зато уже есть антикварный бабушкин стол, кровать, случайно найденная в Вильнюсе на барахолке, винтажное муранское зеркало. В планах — сливовые стены и изумрудная кухня. Думаю, этот проект станет для меня настоящим развлечением.

 

Фотографии: Вика Богородская, enjoyhome.ru

Текст: Ксения Ощепкова