Под шумок: Как новый закон может уничтожить независимые ювелирные бренды

10 марта президент РФ подписал новый федеральный закон № 47-ФЗ. Он должен был отменить НДС с реализации золота, а в итоге еще и обложил производителей новыми налогами. Разбираемся, как это повлияет на локальные бренды и их работу.
Что за новый закон?
Пока мы все следим за другими новостями, законы продолжают приниматься. Один из них — № 47-ФЗ — с 2023 года отменит упрощенную систему налогообложения для ювелирной отрасли. Теперь все бренды будут платить в бюджет гораздо больше — и за производство, и за реализацию продукции.
Малые предприятия вряд ли потянут такую нагрузку и вынуждены будут закрыться: у небольших локальных брендов просто нет достаточного количества бухгалтеров, чтобы вести новую документацию и документооборот, равно как и нет денег на расширение штата и наем таких сотрудников.
Кому это выгодно?
Одной из первых внимание к новому проблемному закону привлекла создательница бренда Avgvst Наталья Брянцева в своем инстаграме.
Она объяснила, что новый закон коснется 99 % малых предприятий, доля которых на рынке 45 %. Причем важно, что коснется это всей ювелирной отрасли, а не только производств, то есть налоги вырастут для гранильных мастерских, мастерских по ремонту, индивидуальных ювелиров и небольших локальных марок. В посте Брянцева оценила потери более чем в 10 тысяч предприятий, сотрудники которых потенциально останутся без работы.
Выгодно это может быть большим игрокам на рынке — Sokolov, «Адамас», «585», Sunlight, — ведь они останутся чуть ли не единственными игроками, которые будут в состоянии выплачивать налоги и обеспечивать бухгалтерское сопровождение. Постепенно, по расчетам Брянцевой, они просто выдавят с рынка все маленькие марки.
В своем посте Брянцева обратилась к Артему Соколову, руководителю бренда Sokolov, который, как считает Наталья, выступил за отмену упрощенной системы. Но пресс-служба бренда эту информацию опровергла. «В этом мероприятии принял участие его тезка — президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Все присутствовавшие там и он сам готовы это подтвердить», — ответили они изданию The Blueprint.
Они также пояснили, что для них новый закон также станет ударом, так как половину выручки бренд получает с оптовых продаж через малые предприятия. При этом, по данным Junwex, в обсуждении закона принимал участие представитель ООО «Ювелит» Артем Соколов. В сентябре 2021 года Соколов в своем интервью Forbes говорил, что производство изделий под брендом SOKOLOV сосредоточено как раз на ООО «Ювелит». Сейчас при поиске информации об этой организации в открытых источниках все они заявляют, что ООО было ликвидировано 22 ноября 2021 года.

Как отреагировала индустрия?
Небольшие локальные бренды уже справились с первым шоком и сейчас стараются спасти свои бизнесы. Они в непростые времена ожидали поддержки, но теперь им придется объединяться, чтобы преодолеть кризис. Уже организована инициативная группа, которая сообща готовит коллективные письма в ФАС, Минфин и другие организации.
Телеграм-канал «Антиглянец» обратился в Минпромторг напрямую. Представители ведомства постарались объяснить, что изменения необходимы для предотвращения «преднамеренного „дробления“ крупных производителей на мелкие компании для ухода от уплаты налогов». «Ответ Минпромторга можно прочитать так: скоро не только для ювелирки уберут УСН, потому что проблема дробления существует в любой отрасли. А еще он как бы предложил 1 % займа на выплату НДС, что многие читают как насмешку в этой ситуации», — прокомментировала ответ Минпромторга Наталья Брянцева.
Сейчас ювелирам остается надеяться только на себя — писать коллективные письма и реорганизовывать работу своих предприятий. Поможет ли это, покажет время.
Фотографии: обложка, 1 - Avgvst