Михаил АНШАКОВ

председатель Общества защиты прав потребителей

Те, кто застал времена советского ненавязчивого сервиса, полупустых прилавков с морской капустой и берёзовым соком, колбасных поездов, законодателей мод с фабрики «Большевичка», наверное, должны считать нынешний выбор доступных товаров большим революционным достижением. Те, кто не застал, никогда не поймут, почему в СССР не деньги, а связи определяли уровень жизни и потребления. Буквально на глазах произошла ещё одна потребительская революция: появилась возможность делать покупки не выходя из дома несколькими кликами мышки в одном из миллионов онлайн-магазинов мира, оплачивать и дистанционно решать все вопросы с продавцом.

Но революция — это всегда борьба, и не всегда её победа окончательна. Исторически офлайновые магазины обречены. Но реакционный переворот может на время вернуть им часть потерянных позиций. Именно эту борьбу мы наблюдаем сейчас, не отходя от компьютера.

Ассоциация компаний интернет-торговли «АКИТ» выступила авангардным контрреволюционным отрядом, найдя союзников в Федеральной таможенной службе и правительстве. Используя самые современные виды вооружения — лоббизм, пиар и манипулирование общественным мнением, им многое удалось. Теперь планируется ограничить возможности интернет-шопинга за рубежом. То есть там, где ритейлеры привыкли работать с нормой прибыли в 2-5% и увеличивать её за счёт оборота, а не наценок. Чем это грозит?

Ограничительные меры станут шоком для потребителей, заставят их отказываться от покупок или уйти в «серый сектор» к фирмам-посредникам и челнокам