Почти десять лет назад Максим Костенко ушел из дизайн-студии и стал иллюстратором на фрилансе. Сейчас в его портфолио, помимо рекламы для известных брендов, есть персонажи для голливудских фильмов. Самые известные из них — обе части «Фантастических тварей», «Конг: Остров черепа» и «Монстр-траки». The Village встретился с Максимом перед его лекцией в рамках проекта «Академия re:Store» и расспросил его, как к нему приходят заказчики и каково работать с Голливудом из Подольска.

Фотографии

Анна Марченкова

Дизайнер с завода

Я не учился рисовать, у меня нет специального образования. В 11-м классе я попытался поступить в МАМИ, где есть отделение графики, но у меня не было базы и я набрал минимальный балл. В итоге я учился на юриста недалеко от Подольска — это было сомнительное заведение, которое не имеет отношения к творчеству.

Параллельно я работал на заводах и стройках, был упаковщиком. Этот опыт подтолкнул меня к тому, чтобы еще раз попытаться заниматься чем-то творческим — я стал изучать фотошоп. Прошел курс, а потом в 2006 году устроился веб-дизайнером в небольшую студию. Это был контрастный опыт после завода: штат был небольшой, мы занимались дизайном сайтов, полиграфией — мне показали разные направления.

Изначально мне просто хотелось перейти с завода в более чистое место, никаких планов не было. Потом я освоился, стал думать, чем мне интереснее заниматься, и понял, что мне нравится именно рисовать. Иногда я рисовал что-то забавное — все веселились, и это было прикольно.

Года через два, когда я работал уже в другой, более крупной дизайн-студии, я узнал про цифровую живопись — увидел, что люди в фотошопе именно рисуют, и начал пробовать сам. Поначалу я делал это просто для души и пытался что-то выкладывать на сайт Revision. Он был закрытым: я отправлял им свои работы, мне отвечали, что у меня еще недостаточно высокий уровень, — это меня мотивировало. После того как я начал там выставляться, появились фриланс-заказы на иллюстрацию

Сначала у меня было дизайнерское портфолио, но потом иллюстрация стала вытеснять все остальное — я убрал другие работы и сконцентрировался на ней. В конце 2009-го я набрался смелости, набрал заказов на пару месяцев и сказал ребятам в офисе, что ухожу. Работать по найму мне уже не нравилось. Я думал, что если заказы кончатся, то просто вернусь в офис, но уже почти десять лет я на фрилансе.


Изначально мне просто хотелось перейти с завода в более чистое место


Персонажи для кино

В иллюстрации я стал находить новые грани. У меня были книжные заказы, я делал рекламу для Volkswagen и Mercedes. У меня появились агенты в Америке, во Франции, в Лондоне. Некоторые обратились ко мне сами, в США я выиграл конкурс, который давал возможность работать с агентом. Потом я стал рисовать больше проектов киношного вида — разных существ, концепты, — и в 2014 году со мной связался арт-директор спецэффектов и предложил поработать в кино.

Это был фильм «Монстр-траки», его режиссер раньше занимался анимацией, он делал «Ледниковый период», и это был дебют в игровом кино. Там загвоздка была в том, что художники рисовали или жестких и страшных монстров, или очень мультяшных. Арт-директор видел, что получается не то. Художница, которая работала на проекте, рассказала ему обо мне: «Кажется, он делает то, что нам нужно». Когда он мне написал, я сказал, что у меня не было подобного опыта. Но арт-директор верил, что у меня получится.

В кино художник придумывает концепцию персонажа — то, как он будет выглядеть. У «Монстр-траков» идея была в том, что это существо из глубины, которого никто не видел, что-то среднее между тюленем, осьминогом и дельфином. У него полный рот зубов, это монстр, но он должен выражать эмоции — надо, чтобы дети его любили.


Художники генерируют много идей, режиссер говорит: это супер, это не очень, но вот эту деталь можно оставить


Создание персонажей для кино — это довольно узкая сфера, где все друг друга знают. Когда ты показываешь себя с хорошей стороны, информация распространяется быстро. После «Монстр-траков» другая лондонская студия позвала меня работать над «Фантастическими тварями». Я рисовал персонажей и для второй части, которая недавно вышла на экраны, и для «Конга». Год назад я был в Америке, работал над новым фильмом, который еще не вышел. Его создатели нашли меня по рекомендации другого режиссера.

Если в рекламе ты отвечаешь за готовый продукт, то концепт — это промежуточное звено между финальным результатом на экране. Ты рисуешь его и отдаешь другим специалистам, которые начинают придумывать 3D-модель, анимировать ее, но ты закладываешь все нюансы, которые потом будут воплощаться. Если у них возникают вопросы, я помогаю. Но я отдаю подробную цветную иллюстрацию и скетчи, которые показывают вид сзади, сбоку, возможности существа — специалисту обычно этого достаточно. Потом я вижу персонажа на финальном этапе, когда меня спрашивают: «Как тебе анимация?»

На проекте очень много художников — параллельно с тобой над одним существом может работать десяток человек. Обычно бывает изначальная идея персонажа, и часто режиссер не может понять, что это: когда в фильме много существ, трудно все сразу увидеть. Художники генерируют много идей, режиссер говорит: это супер, это не очень, но вот эту деталь можно оставить. Он выбирает один рисунок, отправляет другим художникам и говорит, что надо двигаться в эту сторону.

В итоге одно существо может быть твоим на 60 %, другое — на 20 %. В первой части «Фантастических тварей» была белая обезьянка, она выглядит почти так, как я придумал, в финале они чуть изменили нос. На второй части была большая кошка. Мы долго не могли понять, как она будет выглядеть: рисовали существо, худое и похожее на гепарда, и не получалось. Тогда я сказал: «Давайте я попробую сделать что-то совсем другое». Я нарисовал что-то близкое к китайским драконам. В итоге они немного изменили цвет, но это то, что я заложил изначально. Правда, мой вариант мне нравится больше.

Работа из дома

Я обычно работаю из дома в Подольске. С Америкой очень удобно: я рисую целый день, отправляю, когда у них утро, они дают мне фидбэк, я просыпаюсь и продолжаю. С Лондоном небольшая разница, и мы работаем синхронно.

Обычно никто не стоит над тобой, не контролирует: есть задача и обговоренные сроки. Они бывают разные, над многими проектами я работал неделю: меня просили попробовать, но это было не совсем то, что нужно. На каких-то проектах я работал по несколько месяцев. Иногда студии спецэффектов хотят получить заказ и просят фрилансеров оформить питч-предложение для киностудии — это занимает пару недель.

Сейчас я внештатный сотрудник Dreamworks, разрабатываю персонажей для мультфильмов, есть заказы от более мелких студий. Бывают и заказы на иллюстрации, но я редко их беру. Я не работаю с Россией: я сразу начал ориентироваться на западный рынок, у нас его пока нет.

С иностранцами нет сложностей: они видят в тебе в первую очередь специалиста, у них не возникает вопросов по поводу национальности. Я и английский знаю не идеально: по почте общаюсь без проблем, но когда мне звонят, не очень комфортно. Но и это не проблема: когда я работал над проектом в Америке, мы находили общий язык. С переводом денег тоже все несложно: оформляешь ИП, валютный счет — и все работает.


Несмотря на то что я фрилансер, я работаю пять дней — не рисую по ночам и по выходным


У меня были мысли о переезде на Запад, но меня больше привлекает временное пребывание на проекте. У меня дети, а это школа, сад — есть свой комфорт, и мне удобно в том положении, в котором я нахожусь. Мог бы устроиться на постоянную работу в студию, но мне нравится фриланс: он поддерживает в тонусе и позволяет брать разные проекты.

Несмотря на то что я фрилансер, я работаю пять дней — не рисую по ночам и по выходным. Работа для кино оплачивается по дням — когда я придумываю персонажей к фильму, то фокусируюсь только на этом. Но недавно я иллюстрировал обложку книги — этот проект тянулся, я его делал параллельно с другими.

Тем, кто хочет заниматься иллюстрациями, я бы советовал для начала понять, какое направление интересует, и работать в этой стилистике. Сейчас востребовано все. Есть игры — это огромная индустрия, я этого вообще не касался. Есть иллюстрации, там свои агентства. Одно, к примеру, специализируется на детском рынке. Ты собираешь портфолио для него, заключаешь с ним договор — и они находят тебе заказы. Работы хватит на всех, сейчас нет ни рамок, ни границ.