У бизнес-ангелов, чьи списания порой достигают 70–80% всех инвестиций, сформировались свои правила финансового планирования. Первое гласит: в реальности доходы компании будут в два раза меньше, а расходы в два раза больше, чем планировалось. Второе: даже хорошо спланированная работа займёт в два раза больше времени, чем предполагалось, а плохо спланированная — в три-четыре раза. H&F попросил частных инвесторов рассказать, какие расходы чаще всего не учитывают в своих бизнес-планах молодые предприниматели и какие ошибки они совершают на старте.

 

 

Игорь РЯБЕНЬКИЙ

Управляющий партнёр Altair Capital

Первая ошибка стартаперов — тотальная влюблённость в продукт. Предприниматели уверены, что их продукт будет продавать сам себя. Они не жалеют денег на программирование, развитие продукта, а статья «маркетинг и продажи» страдает. На эти грабли реально наступают все. Я сам делал эту ошибку. Большинство присылаемых мне бизнес-планов содержат такую структуру расходов: 70% на создание продукта, 20% — накладные расходы и только 3–5% — на маркетинг. Недавно один из моих портфельных проектов хвалился: «Вот мы разместились в App Store, органический рост более 100%, тратим на это 0 рублей». Правда, в абсолютных цифрах его трафик — просто мизерный. Или другой проект, который поднял суммарно два раунда, ещё до старта продаж успел выпустить кучу обновлений к продукту. Зачем ты штампуешь эти штуки, если их никто не покупает?

Как только стартап добивается первого успеха, фаундеры
тут же начинают нанимать новых сотрудников. Естественно, грамотно управлять раздутым штатом становится сложнее