Ехать в магазин за покупками, мучительно искать товар на полках, толкаться в очереди на кассе необязательно уже сейчас. А скоро поход за продуктами может стать таким же анахронизмом, как отправка бумажных писем. Новые сервисы доставки появляются в Москве почти что каждую неделю. На рынок уже вышли «Яндекс» и Сбербанк. The Village протестировал разные способы заполнить свой холодильник и разобрался, что сейчас происходит на этом рынке.

Кто пришел

Еще пару лет назад заказать еду из супермаркета было сложно. Все потому, что службы доставки в основном не умели работать с категорией «фрэш», то есть скоропортящимися и замороженными продуктами. Потом проблему решили холодильниками в фургонах и термопакетами. «Перекресток» запустил свой интернет-магазин, параллельно стали набирать популярность сервисы доставки из гипермаркетов вроде «Метро» и «Ашана».

В этом году на рынок пришел «Яндекс» — его «Лавка» работает лишь в нескольких районах, но постепенно расширяет географию обслуживания и ассортимент. На днях она запустила дарк китчен на Таганке, которая будет снабжать местных жителей горячими обедами. Компания предлагает бесплатную доставку продуктов за 15 минут. У сервиса активная аудитория в соцсетях: вот покупательница жалуется, что ей привезли зеленые бананы и грозится отпиской, в ответ сыплется множество комментариев о том, что такие фрукты очень вкусные, а если не нравится, можно сходить в магазин пешком. 

В основном горожане заказывают бананы и туалетную бумагу

Кстати, бананы — одна из самых популярных позиций среди пользователей. Об этом говорят и в сервисе «Сбермаркет», который вышел на рынок пару недель назад. На самом деле компания на рынке уже давно. В 2013 году его основали финансисты Дмитрий и Андрей Жулины и Петр Федченков, вдохновившись американской доставкой продуктов Instacart. Свою компанию они назвали Instamart и начали возить товары из «Метро», и «Ашана». В 2018 году инвестором проекта стал Лев Хасис, первый зампредправления Сбербанка, ранее работавший топ-менеджером X5 Retail Group и Wal-Mart. После этого в компанию стали нанимать людей с опытом работы в больших технологических компаниях, а сами основатели отошли от руководства, уступив место нанятому директору.

Вскоре сервис стал операционно прибыльным (раньше на каждом заказе он терял по 500 рублей). В апреле Хасис снова вложился в проект вместе с продюсером Александром Митрошенковым и Mail.ru Group. В августе он вышел из стартапа и передал свою долю венчурному фонду Сбербанка Fort Ross Ventures. В ноябре компания объявила о смене названия — теперь она будет использовать бренд «Сбермаркет», хотя пока курьеры работают в старой униформе, привозят еду в пакетах Instamart.

Альтернативное приложение уже запустилось, пользователям рассылают сообщения о том, что теперь заказывать лучше через него. Авторизоваться там можно в том числе через Сбербанк ID. Возможно, в будущем у компании будет больше совместных проектов с банком. Скоро «Сбермаркет» станет частью совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group. Это будет новая онлайн-платформа, в которую войдут Delivery Club и Ситимобил, а также другие сервисы в сфере еды и транспорта.

Оффлайн-магазин «Точка» закрылся, теперь его основатель доставляет продукты с рынков

Склад и магазин

Сейчас, чтобы сделать заказ в приложении «Сбермаркет» нужно ввести свой адрес, тогда сервис предложит выбрать один из магазинов поблизости. Мне предлагают только «Метро», но в Москве компания работает еще с «Ашаном» и «Азбукой вкуса». Раньше были еще «Вкусвилл» и «Лента», но пока от них отказались из-за низкого среднего чека. В московских гипермаркетах пользователи заказывают еды в среднем на 4 400 рублей. Продукты собирают сборщики, которые дежурят в магазине. Их специально обучали, как отличить кольраби от брокколи и выбрать спелый авокадо. Всего в компании 850 сборщиков и курьеров, а также 180 офисных сотрудников в 15 городах-миллионниках и Подмосковье.

«Яндекс.Лавка» работает по другой схеме: он открывает небольшой магазин-склад в каждом районе присутствия, это позволяет экономить время на поиске и доставке продуктов, но и ассортимент там ограничен. Аналогичный сервис предоставляет приложение «Самокат», в него инвестировала группа ПИК. «Темный склад» есть и у онлайн-магазина «Перекресток»: о том, как там все устроено, мы уже рассказывали.

В отличие от большинства интернет-магазинов, «Точка» складывает продукты в бумажные пакеты и их можно сдать курьеру

Построить цех для сборки заказов продуктов с разных рынков Москвы недавно решил и Артур Баширов. Он был закупщиком в ресторане Delicatessen, руководил небольшим магазином «Точка», потом пошел работать в сервис MoscowFresh Льва Воложа, который как раз доставлял свежие продукты с рынков (о том, как устроена компания мы уже писали). Баширов тоже открыл небольшой цех на Велозаводском рынке — теперь он доставляет живых раков с этого рынка, молочные продукты от Наны с Даниловского и еще 900 наименований товаров.

В отличие от большинства интернет-магазинов, которые привозят заказ в нескольких пластиковых пакетах, компания складывает продукты в бумажные, их помещают в сумку-шопер, а ее — в термопакет. «Шопер мы отдаем покупателю, он возвращается при следующем заказе или сразу. Так мы используем меньше бумажных пакетов, их, кстати, тоже можно сдать курьеру», — рассказывает основатель сервиса. Фрукты могут упаковать в возвратные экомешки — за них не просят доплату или залог.

Сейчас его компания может обрабатывать около 200 заказов в день. На разных рынках также дежурят специально обученные закупщики, которые привозят товар в цех, затем сборщики все проверяют и комплектуют заказ, после чего курьеры везут его по адресу. Кроме продукции с рынков, на сайте можно купить простые продукты вроде муки и соды.

Дарк-стор «Перекрестка», откуда доставляют товары на дом

Сосиски против полбы

Ассортимент товаров пока остается одной из самых больных мест всех сервисов доставки. Там, где можно купить молочные сосиски и туалетную бумагу, нет странных продуктов вроде тофу или полбы. Там, где они есть, нет простых товаров. И если вам очень не хочется идти по магазинам, придется делать несколько заказов. Доставка обычно стоит 200—400 рублей, но крупные покупки часто доставляют бесплатно.

Найти примерно все, что подскажет фантазия, можно в больших гипермаркетах вроде «Ашана». Эта компания развивает свой интернет-магазин, но почему-то пока не доставляет категорию «фрэш». Онлайн также не продается вся бакалея — возле некоторых позиций написано «только в магазине».

Купить эти товары, не тратя время и нервы на поход в торговый центр, можно через приложения вроде «Сбермаркет», Safetime или Golama. Их сотрудники дежурят в разных гипермаркетах — «Ашане», «Метро», «Ленте». Но каждый заказ может быть только из одного магазина: взять тофу в «Метро», охлажденную рыбу в «Ашане» и порошок по акции в «Карусели» не получится. Часто в определенном районе доступны заказы только из одной сети. В моем случае это «Метро» — за манкой из полбы и нутом на пару приходится самой идти в «Ашан», где они продаются только оффлайн.

Гонка с преследованием

Сейчас в сторах можно скачать полтора десятка приложений, занимающихся доставкой продуктов в Москве. Там будут и ветераны рынка «Утконос» с «Озоном», и компании с большими инвестициями вроде «Сбермаркета» или «Самоката», и собственные сервисы доставки магазинов «Перекресток», «Лента», «Окей», «Ашан».

Руководитель по стратегии X5 Retail Group Владимир Салахутдинов недавно писал о том, что компания планирует переоборудовать часть гипермаркетов сети «Карусель» в склады для интернет-магазина: он показывает трехзначные темпы роста, а покупатели в нем ведут себя так же, как в гипермаркете - делают большие закупки в 20—30 килограммов на всю неделю. По словам представителя «Сбермаркета», продукты часто заказывают женщины, которые сидят с детьми, и им неудобно идти в магазин за покупками: не с кем оставить детей и не хочется тратить на это силы и время.

Уже сейчас сервисы борются не только за то, чтобы доставлять много товаров, но и чтобы привозить их быстро — вслед за «Яндекс.Лавкой» появилась услуга экспресс-доставки продуктов на «Озоне». Недавно в сторах появилась бета-версия приложения «Перекресток быстро» с бесплатной доставкой в течение часа, правда, только в район метро «Достоевская», в ассортименте в основном готовые блюда и снэки. 

Что привозят на самом деле

Проблемы с доставкой и сбором заказов остаются главным поводом для жалоб клиентов всех сервисов. Периодически клиенты «Озона» жалуются в соцсетях, что курьер не успел доставить заказ в назначенный день и перенес время доставки, хотя клиент ждал его весь вечер. Я там заказывала продукты лишь один раз, и курьер был пунктуален. Покупатели «Перекрестка» иногда недовольны качеством выбранных овощей и фруктов. У меня с ним таких проблем не было, правда, при заказе онлайн нельзя выбрать размер овоща — ко мне приехал огромный кочан капусты, который я бы не взяла сама в магазине.

Моя коллега едва не потеряла деньги на заказе в «Инстамарте»: большой заказ продуктов на день рождения почему-то не прошел, хотя деньги списались. В итоге их вернули на карту. Теперь в приложении «Сбермаркет» можно выбрать опцию оплаты картой курьеру. Ею я и воспользовалась — в итоге заказ пришел вовремя, правда, утром меня разбудил звонок сборщицы, которая уточняла, можно ли заменить закончившийся товар другим.

Я тестировала разные сервисы доставки продуктов около месяца, и ни с одним у меня не было серьезных проблем. Единственным поводом пойти в магазин были случайно закончившиеся яйца или молоко — заказывать только их в «Перекрестке» и переплачивать за доставку невыгодно. Но для этих целей есть экспресс-доставка. «Яндекс.Лавка» в мой район пока не пришла, но приложение «Самокат» открыло склад на соседней улице. Заказ замороженных овощей на 200 рублей с учетом скидки курьер Андрей принес мне за 20 минут. Несмотря на то, что я не указала код домофона, он как-то зашел в подъезд и позвонил мне лишь за тем, чтобы уточнить этаж — продукты я получила как раз к завтраку.

Кажется, поводов выходить из дома в Москве становится все меньше. Правда, скорее всего, за это придется больше платить — однажды экспресс-сервисы все же могут ввести плату за доставку.

Какие условия предлагают разные сервисы


Крупные сети

Компания Специализация Минимальный заказ Стоимость доставки по Москве
«Перекресток» те же товары, что в оффлайн-магазине 1000 рублей 149—349 рублей в зависимости от временного интервала, заказы свыше 4000 рублей доставляются бесплатно, заказы свыше 2000 рублей бесплатны при доставке в течение всего дня
«Ашан» все товары, кроме скоропортящихся 500 рублей от 350 рублей, при самовывозе из магазина и заказе свыше 4000 рублей бесплатно
«Окей» товары магазинов сети нет 249—199 рублей, при заказе от 1999 рублей бесплатно

Экспресс-доставка

Компания Специализация Минимальный заказ Стоимость доставки по Москве
«Яндекс.Лавка» доставка за 15 минут продуктов и бытовой химии нет бесплатно
«Самокат» доставка продуктов и бытовой химии за 30 минут нет бесплатно
Savetime доставка в течение часа из «Вкусвилла», «Метро», «Перекрестка» и «Азбуки вкуса» нет от 99 рублей
Golama доставка за 90 минут из «Метро», «Ленты», «Вкусвилла», «Азбуки вкуса» и других нет 1—199 рублей в зависимости от магазина

Опция экспресс-доставки есть у «Озона» и «Перекрестка» (пока не во всех районах Москвы)


Интернет-магазины и сервисы

Компания Специализация Минимальный заказ Стоимость доставки по Москве
«Утконос» старейший онлайн-гипермаркет рунета 350 рублей в продуктомат, 1000 рублей курьером 99—349 рублей в зависимости от суммы, бесплатно от 1000 рублей (в продуктомате) и 4000 рублей (курьером)
«Озон» продукты и бытовая химия со склада компании от 1000 рублей 149—299 рублей в зависимости от зоны и скорости доставки, бесплатно при заказе от 3500 рублей и с подпиской Ozon Premium
«Сбермаркет» товары из «Ашана», «Метро» и «Азбуки вкуса» 1000 рублей 98 рублей за первый заказ, 158 рублей за следующие
iGooods товары из «Метро», «Ленты», «Вкусвилла», «Магнита» и других 500 рублей 299—549 рублей в зависимости от веса, при первом заказе - 199 рублей
MoscowFresh продукты с рынков 1500 рублей 299 рублей, при заказе от 5000 рублей бесплатно
Точка продукты с рынков и товары первой необходимости 2000 рублей в пределах МКАД бесплатно

Фотографии: обложка – Pixel-Shot - stock.adobe.com, 1 – Точка, 2 – Анна Лобанова