Обновление

Владимир Путин подписал закон, который обязывает производителей смартфонов и планшетов заранее устанавливать на устройства российские приложения. Поправки вступят в силу 1 июля 2020 года. Какие приложения станут обязательными, пока не известно.

В новость также добавлена информация про последствия закона

21 ноября, 18:04

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который запрещает продажу гаджетов без предустановленных российских приложений. Он должен вступить в силу с 1 июля 2020 года.

Что это за закон?

Документ называют «законом против Apple», поскольку он требует устанавливать на смартфоны, планшеты, телевизоры со Smart TV и компьютеры отечественное программное обеспечение. Это расходится с политикой американской ИТ-компании, и представители Apple уже предупреждали, что могут уйти с российского рынка, если закон примут.

За нарушение правил компания может быть оштрафована на сумму до 200 тысяч рублей. Список обязательных приложений сформирует правительство. Минкомсвязи предлагало включить в него только поисковики и браузеры.

Зачем он нужен и чем грозит?

Новый закон нужен, по мнению чиновников, чтобы избавить россиян от необходимости загружать дополнительные приложения, а также поддержать российских производителей и сократить число злоупотреблений со стороны крупных иностранных компаний.

Однако закон может привести к негативным результатам: уходу с российского рынка Apple и других крупных игроков, а также активизации нелегального рынка торговли электроникой.

Уйдет ли Apple c российского рынка?

Как отмечает «Медуза», в прошлом году Apple заработала в России чуть больше 1 % своей выручки — 197,2 миллиарда рублей. Поэтому российский рынок вряд ли является приоритетным для компании. С другой стороны, есть немало прецедентов, когда компания адаптировала свои устройства исходя из местной специфики.

В ОАЭ айфоны и айпады поставляют без сервиса видеозвонков FaceTime — так в Эмиратах защищают интересы операторов мобильной связи. В Китае смартфоны Apple продаются с двумя СИМ-картами и предустановленным китайским поисковиком Baidu. А японские версии айфонов поддерживают систему электронных платежей FeliCa, с помощью которой японцы оплачивают транспорт.

На некоторых устройствах компания заранее устанавливала даже российские приложения: например, iPhone с iOS 6 продавался с «Яндекс.Картами», хотя их дизайн был переделан под стиль Apple. Кроме того, в собственных картах компании с 2018 года встроены данные «2ГИС». Поэтому некоторые эксперты считают, что компания вряд ли полностью откажется от российского рынка.

Проблемы могут возникнуть с софтом

Следствием нового закона может стать снижение качества софта и задержка поставок новых гаджетов. «Все разработчики программного обеспечения в России будут озабочены тем, чтобы попасть в перечень российского софта, предназначенного для предустановки, а не тем, чтобы создать отличный продукт», — отметил в разговоре с «Медузой» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.


Источники: Госдума, «Медуза»