Аналитический центр НАФИ выяснил, как и какие стереотипы о женщинах влияют на их участие в экономике страны.

Образование выше, а зарплата меньше: женщины
на рынке труда

По данным аналитиков, женщины меньше мужчин вовлечены в экономику страны: уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60 %, среди мужчин — 72 %. При этом женщины занимаются саморазвитием и уделяют образованию больше внимания, чем мужчины: 36 % занятых в экономике женщин имеют высшее образование (против 28 % среди мужчин). Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин значительно больше, чем мужчин (63 % против 37 %).

Доля женщин-руководителей в России — одна из самых высоких в мире (41 %). В то же время 24 % опрошенных согласны с тем, что женщины хуже справляются с руководящими должностями (среди таких респондентов 17 % женщин). Около 40 % опрошенных считают, что построить карьеру и получить повышение проще мужчинам, и только 6 % — женщинам.

Одна из проблем, с которыми сталкиваются женщины, — неравная оплата труда. Женщины зарабатывают на 28 % меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. По мнению специалистов, то, что женщины согласны на такие условия, приводит к тому, что «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов.

Женщины и технологии

По данным исследования, сегодня 15 % россиян работают в ИТ-сфере. Причем женщин немного больше, чем мужчин (52 % и 48 % соответственно). Однако женщины чаще заняты в «бэк-офисе»: они работают продавцами, менеджерами, операторами. Мужчины чаще занимают должности, требующие более высокой квалификации: инженер, программист, системный администратор.

Около половины женщин (48 %) не согласны с утверждением, что они хуже, чем мужчины, справляются с работой, связанной с информационными системами и точными науками. Среди респондентов-мужчин этот процент даже выше — 55 %.

Тем временем профессии в области цифровых технологий набирают популярность: 7 % опрошенных россиян ответили, что при выборе специальности остановились бы на ИТ-сфере. При этом влияние стереотипов на родителей остается довольно сильным — карьеру в ИТ сыновьям готовы рекомендовать в три раза чаще, чем дочерям. Как результат, девушки-подростки реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7 % против 14 % среди юношей). Эта тенденция сохраняется и у взрослых: 5 % среди женщин против 10 % среди мужчин.

«Хорошая хозяйка»: главные стереотипы о женщинах

Важную роль в формировании стереотипов, по словам исследователей, играет представление об успешных людях. Большинство успешных людей, которых назвали россияне, — мужчины (83 %), и только 17 % — женщины.

Мужчин чаще называли во всех сферах деятельности, но дисбаланс особенно очевиден в политике (только 4 % женских имен), бизнесе (1 %) и цифровой экономике (1 %). Чаще женщины ассоциируются с успехом в области шоу-бизнеса (33 %) и блогерства (32 %), искусства (19 %), журналистики (18 %) и спорта (15 %), но и в этих областях лидируют мужчины.

Воспитание и семейный уклад — еще один важный фактор в формировании шаблонного мышления. Чаще всего респонденты называли следующие стереотипы о женщинах:

  • Главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. В этом уверены 71 % россиян.
  • Мужчина должен обеспечивать семью. Так считают 89 % женщин-респондентов. Лишь 45 % из них заявили, что женщина должна обеспечивать себя сама.
  • Мужчина принимает важные решения в семье. Об этом говорят 29 % респондентов, состоящих в браке. В то же время в 15 % семей решения принимают женщины, а в 55 % — совместно.
  • Женщина должна выбирать между карьерой и семьей. Так полагают 32 % россиян. Причем чаще такой стереотип озвучивали те, у кого есть дети.

Источник: пресс-служба Google