В прошлом году россияне впервые за последние 10 лет стали меньше покупать в зарубежных интернет-магазинах, сообщает «РБК». Аналитики разобрались, почему и что будет дальше.

Кто это посчитал

К подобному выводу пришли сразу несколько исследовательских групп. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в 2019 году по сравнению с 2018-м снизились и денежный оборот международной интернет-торговли, и количество заказов. Оборот интернет-торговли — на 3 % (до 323 миллиардов рублей), количество заказов — тоже почти на 3 % (до 340 миллионов штук).

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) пришла к похожим выводам. НАДТ зафиксировала сокращение трат в зарубежных интернет-магазинах на 9 %, с 203 до 184 миллиардов рублей. Однако по версии НАДТ, само число заказанных товаров увеличилось на 1 % — до 380 миллионов штук. Банк России также установил сокращение трат в иностранных онлайн-магазинах на 11 % в 2019 году.

Противоположные данные представила лишь Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По ее версии, в прошлом году траты в иностранных интернет-магазинах, наоборот, выросли — на 25 %, до 645 миллиардов рублей. А вот общее число покупок снизилось на 7 %, до 323 миллионов штук.

Почему заказов стало меньше

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, на снижение числа и общей стоимости заказов повлияли несколько факторов. Во-первых, возросшая конкуренция иностранных интернет-магазинов с сильными локальными игроками, которые быстрее доставляют заказы, например, Wildeberries, Ozon, Lamoda и группа «М.Видео-Эльдорадо». Все перечисленные компании зафиксировали рост интернет-продаж за 2019 год.

Важную роль сыграло и снижение необлагаемого таможенными пошлинами лимита с 1 тысячи до 500 евро. Потребители снизили количество дорогих покупок, и хотя на такие покупки приходится менее 1 % заказов, это повлияло на объем рынка в денежном выражении. К тому же, согласно НАДТ, снизился средний чек заказов — с 9 до 7,5 доллара.

Какие страны пострадали больше всего

Из-за снижения беспошлинного лимита россияне стали гораздо меньше покупать в европейских и американских онлайн-магазинах, где в основном совершаются дорогие покупки (более 200 евро за один заказ). Например, количество заказов из США сократилось на 8 %.

Основной объем покупок россиян в интернет-магазинах пришелся на Китай, в 2019 году — около 97 % всех заказов и около 60 % в денежном выражении. Но даже здесь впервые за 10 лет уменьшилось на 0,8 % количество посылок и на 0,4 % их средняя стоимость.

В каких городах России стали меньше покупать

Жители Москвы и Петербурга сильнее всего сократили траты в иностранных интернет-магазинах: снижение составило 12 % и 6 % соответственно. Спрос также упал и в городах-миллионниках на 2–5 %, где уменьшились не только количество заказов, но и их стоимость.

Однако продажи зарубежных онлайн-площадок выросли в Сибири и на Дальнем Востоке. Так как, согласно исследованию НИУ ВШЭ, традиционная торговля предлагает там небольшой ассортимент, а в российских интернет-магазинах импортные товары дороже из-за пересылки из европейской части страны.

Будущее онлайн-покупок за рубежом

Аналитики НИУ ВШЭ и АКИТ считают, что международная интернет-торговля столкнулась с трудностями. Из-за пандемии и падения доходов многие потребители сократили расходы на непродовольственные товары, которые и составляют большинство покупок в иностранных интернет-магазинах. Также на международную торговлю негативно повлияло снижение курса рубля.

Аналитик НАДТ, однако, считает, что, хотя международная интернет- торговля и сократилась на 50 %, осенью она может вернуть прежние показатели.


Источник: «РБК»