Императорский фарфоровый завод (больше известный в Петербурге, в России, да и в мире, как Ленинградский фарфоровый завод) основан ещё в 1744 году. Период его настоящего расцвета и общероссийской популярности пришёлся на годы советской власти: многочисленные статуэтки и посуда ЛФЗ стали обязательной частью городского быта. В год завод выпускает два миллиона изделий. Это 4 тысячи наименований: сервизы, скульптура, вазы, декоративные блюда и предметы интерьера. The Village отправился на прославленное предприятие и выяснил, бесперебойно ли поступает глина для фарфора из Донбасса, связана ли «Кобальтовая сетка» с блокадой и почему процент брака при создании комплекта Казимира Малевича составляет 70 %. 

Литьё фарфора

Чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок. Глина, из которой делается фарфоровая масса, — с Донбасса, но, несмотря ни на что, уверяют на заводе, её поставки идут бесперебойно.

Полые изделия изготавливаются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы. Затем форма раскрывается, и из неё извлекается пока ещё хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.

Минималистическую скульптуру делают из «мягкого» фарфора, обжигаемого при температуре до 1 280 градусов. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.

З5 лет назад впервые в России на заводе была разработана технология, которая позволила выпускать изделия из тонкостенного костного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. В состав массы ввели фосфаты кальция — золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным.

Фотографии

дмитрий цыренщиков

 

Обжиг и роспись

Изделия завода декорируются надглазурной и подглазурной росписью разными способами — как ручным, так и механизированным. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, так как сверху защищены глазурью, но ограничены по палитре. Наиболее популярен тёмно-синий кобальт. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах (720–860 градусов), имеют уже куда более обширную цветовую палитру. При обжиге многие керамические краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные художественные возможности при росписи фарфора.

При декорировании применяется деколь — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия плёнка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остаётся рисунок.

В России и даже в мире завод в первую очередь известен своей высокохудожественной росписью. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Кроме того, часто применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом.

Из уникальных технологий сохранились также покрытие кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедрённая на ИФЗ ещё в конце ХІХ века.

 

 

«Кобальтовая сетка»

Роспись «Кобальтовая сетка» такая популярная, что её наносят на 100 изделий, даже на хренницу. Уже несколько лет идёт спор на тему того, есть ли блокадный мотив в этой росписи, сделанной заводским художником Анной Яцкевич в 1944 году, или нет. Есть версия, что сетка символизирует бумажную ленту, которой в блокаду заклеивали окна, а золотые жучки — прожектора. По другой версии, что сетка символизирует трещины на льду блокадной Невы, а золотые жучки — лучи солнца.

Также есть версия, что никакого отношения к блокаде «Кобальтовая сетка» не имеет и что Яцкевич просто переделала роспись XIX века для сервиза «Собственный» на свой лад: вместо розовой сетки сделала синюю, вместо цветочков — золотые жучки. Каждый день на завод приходит по несколько писем с требованием «выложить всю подноготную кобальтовой сетки». Ответ на вопрос, какая из версий верная, очень простой: никто не знает и никогда не узнает, что было в голове у художницы, когда она рисовала «Кобальтовую сетку»: Яцкевич умерла в 1952 году и никто не додумался задать ей этот вопрос при жизни.

В сервиз «Кобальтовая сетка» входит шесть чашек, шесть блюдец, чайник и сахарница. Он стоит 32 тысячи рублей. В 2015 году сервиз подорожал на 15 %, как и остальная продукция завода, потому что краски, которыми расписывают изделия, немецкие. 

 

 

Индивидуальные заказы, бюсты и бой

Последние несколько недель на заводе обсуждают даму, которая привела на завод собачку (порода салюки) и заказала её скульптуру: «Собачка не вечная, а фарфор вечный». Художник сделал эскиз собачки. Дальше предстоит большая работа. Художник слепит собачку из пластилина. По пластилиновой фигурке сделает гипсовую форму. В гипсовую форму зальют фарфор. Фарфоровую собачку подсушат и отправят в печь. На обожжённую собачку нанесут глазурь. Глазурь бывает матовой (изделия в этой технике называются бисквит) и глянцевой. Собачка будет покрыта матовой глазурью.

Один из самых «брачных» продуктов на заводе — комплект Казимира Малевича: чайник и две получашки Казимира Малевича «Казимир и Уна». Малевич был приглашённым художником на заводе общей сложностью около восьми лет. Процент брака этого комплекта составляет 70 %, тогда как средний процент брака по заводу — до 20 %. Получашки «Казимир и Уна» стоят 52 тысячи рублей и из-за сложностей с их производством изготавливаются только на заказ.

На заводе есть помещение «Бой» — туда складируют брак. Брак разбивают молотком и потом используют фарфоровую массу заново. В помещение «Бой» запрещено входить всем, кроме специально обученного человека с молотком.

Среди политических форм на заводе до сих пор остаются бюст Ленина и бюст Кирова, также есть метровая ваза 1936 года с изображением Сталина. Такие изделия ставили в свои кабинеты начальники в советскую эпоху. Ваза со Сталиным сделана в стиле «агитфарфор». Также один из видных образцов агитфарфора — шахматы «Красные и белые». Красные фигурки на доске — это улыбчивые крестьяне. А белые — пешки в цепях и развратные женщины.

Художники 

На заводе есть каталог с работами самых известных художников, которые сотрудничали с заводом. Но каталога всех росписей и форм, сделанных за 272 года существования завода, нет: их более 15 тысяч и систематизировать их пока ни у кого не получилось. В этом году коллекция завода пополнилась двумя новыми формами и 15 новыми росписями. 

На заводе работают 20 художников и более 100 живописцев. Художники создают новое, а живописцы копируют уже созданное. Чтобы стать живописцем, достаточно иметь художественное образование и пройти на заводе практику. Чтобы стать художником, необходимо окончить Художественно-промышленную академию имени Штиглица (кафедра стекла и керамики). Решение по выбору художников принимает главный художник завода. Сейчас главный художник — Неля Петрова. Больше всего она, кстати, любит природные росписи.