Несколько раз поменяв концепцию, бюро Moscow Free Tour собирается стать Starbucks в мире туризма. Его гиды уже работают в 17 городах мира и проводят экскурсии бесплатно — только за чаевые, размер которых посетитель определяет сам.

В скором времени команда MFT надеется начать продавать платные экскурсии, которые уже пользуются популярностью в Москве, и в других городах своего присутствия.

 

Сфера деятельности

Экскурсии по Москве и другим городам

Дата старта

2011 год

 

выручка за год (подсчёты H&F)

более 10 млн рублей

Сайт

http://moscowfreetour.com/

 

Айрат БАГАУТДИНОВ (на фото), Никита БОГДАНОВ

Сооснователь проекта Moscow Free Tour

Как всё начиналось

НИКИТА:

Я окончил физфак МГУ и какое-то время занимался городскими квестами вроде «Бегущего города» или Encounter: участники, соревнуясь друг с другом, должны выполнять наши задания и попутно узнавать что-то о городе. Мы делали корпоративы, квесты для иностранцев в Москве. Это занятие мне нравилось, и я не оставил его, даже когда устроился на работу помощником гендиректора в одну иностранную консалтинговую компанию. 

Долгое время проект перетекал из одной формы в другую. Квесты продавались плохо, клиенты не хотели приобретать кота в мешке. Концепцию фри туров из-за границы привезла моя подруга Настя Качевская, а в 2010 году уже появилась компания Moscow Free Tour, предлагающая как бесплатные, так и платные экскурсии. В той форме, в которой бюро существует сейчас, оно заработало в 2011 году. В первый год на экскурсии пришли около 5 000 человек, а на следующий — уже втрое больше. 

Сейчас у компании MFT Group четыре соучредителя: Никита Богданов, Айрат Багаутдинов, Сергей Соболев и Артём Савилов.

 

Концепция

Концепция фри тура заключается не в том, чтобы бесплатно показывать всем Москву, а в том, чтобы предлагать посетителям экскурсии самостоятельно оценить работу гида. Такая форма оказалась очень эффективным способом привлечения клиентов на наши платные экскурсии. У нас есть целый пакет платных туров, которые имеют чёткое расписание, их не надо бронировать. Каждый день (кроме четверга) в 14:00 мы показываем достопримечательности Кремля, а в 16:00 — московского метро. Все наши туры ведутся на английском.

Экскурсия по Кремлю — самая популярная. Российские музеи консервативны и ставят огромное количество барьеров для туристов. Например, чтобы организовать групповой тур в музей, необходимо подать заявку заранее и точно назвать количество человек в группе. Мы единственные, кому удаётся водить экскурсии по Кремлю каждый день без всякой предварительной регистрации и оплаты. Мы нашли обходной путь, который оставим в секрете.

 

 

Деньги

Бесплатные туры отбирали всё наше время, но не деньги. В самом начале мы вложили всего $1 000. Через полтора года проект уже начал приносить прибыль. Сайт мы сделали самостоятельно.

В высокий сезон мы собираем группы по 25 человек. В среднем такая группа оставляет 6 000 рублей в качестве чаевых. Все заработанные деньги достаются гиду — это и заставляет наших рассказчиков стараться. Зимой гид может заработать 3 000 рублей за одну экскурсию. Нашим штатным экскурсоводам мы платим зарплату.

Сама компания зарабатывает только на платных экскурсиях. В среднем платный тур для иностранца стоит 950 рублей, со студентов мы берём 550 рублей. У нас есть ещё один проект, рассчитанный на москвичей, он называется «Гуляй Город». Эти экскурсии дешевле, стоят 300 рублей. 

Платных экскурсий у нас в три-четыре раза больше, чем бесплатных. Посмотреть Москву бесплатно в среднем приходят 30 человек. На платных турах бывает по 10 экскурсантов. Получается, количество людей, посетивших бесплатный тур, примерно равно количеству тех, кто решил заплатить.

 

Мировая экспансия

Мы подумали, что московскую схему работы можно перенести и в остальные города мира. Конечно, фри туры придуманы не нами, и во многих странах Европы они уже существуют. Однако есть города, где люди ещё не поняли, как хорошо это работает. Там мы развиваем свой бизнес под брендом NewGenerationTours.

В 2011 году параллельно с Москвой мы запустили компанию в Петербурге, а чуть позже — в Венеции, в прошлом году — в Милане. Сейчас мы работаем в 17 городах мира. До Нового года наши гиды поведут туристов по 20 новым городам, а к лету подтянутся ещё 30 городов.

Пока речь идёт только о фри турах. Платные туры в других городах должны запуститься в скором времени. Главный офис у нас в Москве, а в остальных местах есть наши представители и гиды, практически все работают без офиса. В некоторых городах в штате всего два человека.

 

 

Наша глобальная идея — сделать туристический Starbucks во всех городах, чтобы люди везде получали одинаково хороший сервис
по фиксированному расписанию

 

 

Клиенты

Ниша, в которой мы работаем, — индивидуальный туризм. Мы предлагаем экскурсии людям, которые приезжают не с экскурсионным автобусом, а сами покупают билет до Москвы и не боятся изучать Россию без заранее забронированного сопровождения. На сегодняшний день эта ниша не очень прибыльная, но есть положительная динамика и большой потенциал.

Чаще всего у нас бывают туристы из Австралии, на втором месте — Южная Америка, так как жителям многих стран этого региона не нужны визы, на третьем — жители США. Количество туристов из Великобритания заметно растёт с марта этого года, когда начал летать лоукостер EasyJet. У нас очень высокий рейтинг на TripAdvisor, и мы даже получили их Certificate of Excellence. Кроме того, мы сотрудничаем с компанией Moscow City Sightseeing — нашим туристам предлагается 30-процентная скидка на двухэтажные красные автобусы.

 

Команда

Обычно мы вывешиваем объявление о поиске гидов на HeadHunter. Мы ищем не аккредитованных экскурсоводов, а харизматичных людей с хорошим английским. Кастинг проходит в игровой форме: мы собираемся в парке и общаемся. Обычно приходит большое количество людей. В прошлом году из 60 человек мы отобрали двоих. Среди наших гидов есть экономист из одного известного банка, есть специалист по международным отношениям.

В нашей базе фрилансеров — около 20 человек, два гида работают с нами на постоянной основе. В компании — ещё около семи сотрудников, включая нас.

 

Планы

Наша глобальная идея — сделать туристический Starbucks во всех городах, чтобы люди везде получали одинаково хороший сервис по фиксированному расписанию. У нас есть продукт, который всем нравится. Теперь наша задача — его правильно скопировать, найти компетентных людей на местах.

 

Текст: Злата Онуфриева

Фото: Елена Цибизова