Вчера основательница уральского бренда Avgvst Наталья Брянцева написала в своем фейсбуке о том, что на сайте ювелирного магазина Sunlight появились подвески в форме чупа-чупса, похожие на ее модели трехлетней давности. С проблемой копирования Брянцева, по ее признанию, сталкивается регулярно. The Village разобрался, что произошло и может ли подвеска-чупа-чупс считаться объектом авторского права.

Такие же конфеты

Обнаружив поразительную схожесть подвески (даже рекламная фотография с ней выглядела так же), представители Avgvst отправили досудебную претензию в офис Sunlight. «Я также попыталась лично связаться с [сооснователем компании] Сергеем Грибняковым в фейсбуке, — рассказала The Village Наталья Брянцева. — Пока мы не получили никакого ответа». Редакция также попыталась связаться с Sunlight, но комментариев получить не удалось.

По словам Брянцевой, идентичной была форма и материал палочки — серебро, таким же был способ крепления камня и способ крепления подвески к цепи. При этом для изготовления леденцов Sunlight использовал алпанит (стекло), Avgvst же выполнял их из полудрагоценных камней: цитрина, аметиста, зеленого кварца. «Отличается способ огранки: у нас ручная огранка, у них, возможно, автоматическая», — предполагает Брянцева. Ее чупа-чупсы стоят 16 800 рублей, подвески Sunlight из коллекции Candy — 1 494 рубля.

Право на чупа-чупс

При разработке своих чупа-чупсов с производителем конфет Брянцева не связывалась: эта форма не зарегистрирована в категории ювелирных изделий. «У нас не было оснований связываться с ними, их права мы не нарушили», — говорит основательница марки. С копированием ей приходится сталкиваться довольно часто. Обычно это небольшие мастерские — на их изделия иногда не обращают внимания, иногда пытаются «мирно прояснить ситуацию в личном общении».

«И в случае с Sunlight мы не хотим конфликтовать. Мы отправили претензию и ждали ответа, не привлекая внимание прессы. Но пресса сама обнаружила факт копирования и начала писать об этом», — рассказывает Брянцева. В своей претензии компания просила прекратить продажу контрафакта и не использовать рекламную фотографию, очень похожую на фото изделий Avgvst. 

Защита дизайна

По словам юриста международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Мурада Ахмедова, копирование фотоматериалов довольно очевидно: одинаковое количество «леденцов» расположено так же, даже цветовая гамма рекламы Sunlight очень похожа на рекламу оригинальных подвесок.

Но ситуация с копированием дизайна самих подвесок немного отличается. «Авторское право охраняет форму, а не идею, и эта новая форма должна быть создана творческим трудом автора. В данном случае форма уже была известна, а оригинальность подвесок заключается в идее использования уже имеющейся, созданной кем-то другим формы в виде украшения», — говорит юрист. По его мнению, подвеску стоило бы зарегистрировать как промышленный образец. «Если патента на промышленный образец у компании Avgvst нет, обращение в суд с иском о нарушении авторского права представляется не очень перспективным», — говорит он.

Помимо суда, на нарушителя можно также жаловаться в антимонопольную службу — на недобросовестную конкуренцию, связанную с копированием внешнего вида товара. В этом случае можно отстоять подвески, форму которых все знают с детства.

В подготовке материала участвовал Инал Франк


фотографии: обложка, 1 – avgvst, 2 – SUNLIGHT