В конце октября «Азбука вкуса» перестала бесплатно раздавать на кассах пакеты, присоединившись к кампании Гринписа. Одновременно она расширила ассортимент многоразовой упаковки: сейчас там продаются сумки из спанбонда, хлопка или джута, коробки и бумажные пакеты. При этом некоторых покупателей удивило, что после запуска акции в магазинах начали продавать пакеты из обычного пластика вместо биоразлагаемых. The Village выяснил, какие мотивы были у ретейлера и в чем действительно стоит носить продукты из магазина.

Зачем «Азбука вкуса» вернулась к пластику

В 2012 году во всех супермаркетах «Азбука вкуса» стартовала акция «Мир, который нам нравится», направленная на борьбу с загрязнением окружающей среды и продвижение идей ответственного потребления. В ходе нее компания стала раздавать на кассах бесплатные биоразлагаемые пакеты и предлагать покупателям бумажную упаковку как альтернативу пластику. Однако спустя шесть лет от биоразралаемых пакетов отказались.

Руководитель пресс-службы «Азбуки вкуса» Андрей Голубков рассказал, что компания сделала это по совету экологов Гринписа. Специалисты объяснили идею тем, что в России нет условий для правильной утилизации биоразлагаемых упаковок — системы раздельного сбора, компостирования и переработки мусора. По этой причине их использование может только навредить окружающей среде.

Что не так с биоразлагаемыми пакетами

Всего есть два вида разлагаемых пакетов. В нашей стране чаще всего встречаются оксоразлагаемые (как раз такие раньше раздавала «Азбука вкуса»), рассказывает пресс-секретарь Гринписа Ирина Власова. Их делают из пластика со специальными присадками, которые помогают им быстрее распадаться на мелкие частицы — микропластик. Эти частицы продолжают путешествовать по миру, загрязняя природу. Например, их едят животные и рыбы — в итоге они оказываются на нашем столе. Согласно последним исследованиям, микропластик обнаружили даже в соли. Поэтому нельзя сказать, что оксоразлагаемые упаковки решают экологические проблемы.

Второй вид — это биоразлагаемые пакеты из кукурузного и картофельного крахмала, сои или целлюлозы. Эффективно они применяются только в странах, где развито компостирование (технология переработки отходов, основанная на их естественном биоразложении. — Прим. ред.). При этом, если такие пакеты попадают на переработку вместе с пластиком, они могут испортить целую партию своим органическим составом. Еще один аргумент против них — лишняя трата ресурсов. Так, кукурузу, из которой делаются пакеты, можно использовать в качестве пищи, но в итоге целые урожаи превращаются в мусор.

 Когда биоразлагаемые пакеты попадают на обычные свалки, как и другой мусор, начинают выделять свалочные газы.

В итоге это приводит к ситуациям вроде той, что случилась на подмосковном полигоне «Ядрово». Ученые еще не нашли подтверждений, что пластик может полностью разлагаться на свалках без доступа к солнцу и кислороду — это возможно только в лабораторных условиях, рассказала соавтор курса бережного потребления «Теперь так» и автор канала «Муки осознанного выбора» Мария Гельман.

Пресс-секретарь Гринписа Ирина Власова подтвердила, что сбором органики и компостированием в России занимаются только дачники и небольшие компании, но они могут делать это некачественно. Она назвала продажу биоразлагаемых пакетов в стране гринвошингом (форма маркетинга, цель которого — ввести потребителя в заблуждение относительно экологичности продукции. — Прим. ред.) и посоветовала по возможности отказаться от их покупки.

Как реагируют покупатели

Сейчас в «Азбуке вкуса» продаются пакеты из более плотного пластика. Они стоят пять рублей, и на них написано, что их можно использовать несколько раз. По сути, это один из вариантов многоразовой упаковки. Их можно даже стирать и при аккуратном использовании они прослужат потребителю еще около 50 раз, обещает пресс-секретарь ретейлера Андрей Голубков.

«Если человек использует многоразовые упаковки, к чему мы как раз сейчас призываем, мы получаем примерно минус десять пакетов в год на одного человека, что в принципе неплохо в масштабах российских экологических проблем», — говорит он.

 После того, как пакеты стали платными, их берут в 2,5–3 раза реже.

В компании понимают, что в России есть определенный потребительский паттерн — покупатели привыкли использовать пластиковые пакеты, а не холщовые сумки — и сразу его изменить невозможно. Но если тот же пластик не класть в мусорный пакет, а правильно хранить и затем отдавать на переработку — это оптимальный выход из ситуации.

Для «Азбуки вкуса» новая кампания — хороший первый шаг, считает Мария Гельман. Полный отказ от упаковки — слишком сложный процесс (The Village уже писал, как работает первый в Москве магазин без упаковки). Но если, к примеру, пищевая пленка хотя бы может продлевать жизнь продуктам, у пакетов полезных функций нет совсем, поэтому отказ от них — это здорово. Но важно понимать, какую альтернативу предлагают в магазинах: хорошо, если это холщовая сумка, а не бумажный пакет.

Какой вид упаковки самый экологичный

Одна из проблем с бумажными пакетами состоит в том, что их неудобно использовать в плохую погоду. Кроме того, бумага не совсем экологичная упаковка, так как она все равно одноразовая, поясняет Гельман. Бумажный пакет лучше разлагается при компостировании, но при его производстве вырубают леса и тратится намного больше воды, чем в случае с пластиковыми пакетами.

При производстве любых упаковок затрачивается сырье, вода и энергия и загрязняется окружающая среда. Если мы сравним пластиковый пакет и холщовую сумку, окажется, что вред от производства одного пакета будет в десятки раз меньше, говорит Гельман. Тем не менее в день люди выбрасывают миллионы пакетов, а сумки никто не отправляет на свалку после первого использования.

Именно холщовую сумку можно назвать лучшим вариантом многоразовой упаковки. Но с точки зрения разумного потребления лучше не бежать за ней в магазин, а поискать дома какие-то пакеты, которые можно использовать много раз, а также старые сумки и рюкзаки, подходящие для похода за продуктами. По словам Гельман, стоит продлевать жизнь вещей, использовать их по максимуму и уже потом, если не остается альтернатив, приходить к покупке холщовой сумки.


Обложка: Natalie Board – stock.adobe.com