В конце 2012 года игрушка, похожая на чучело упоротой лисы с eBay, появилась в магазинах Санкт-Петербурга, об этом в социальных сетях сообщили больше 1 000 человек и даже написала «Российская газета».

 

Плюшевого лиса сделали по заказу издательства «Комильфо». Его основатель рассказал, как создал издательство, дистрибьюторскую сеть и о том, как сопутствующие товары и сувениры помогают продавать книги и комиксы. 

сфера деятельности

 

бюджет на запуск

издательство и дистрибуция книг и комиксов

 

300 000 рублей

дата открытия

 

сайт

2007 год

 

www.28oi.ru

 

 

Михаил БОГДАНОВ

Основатель издательства «Комильфо», лавки «Диккенс»
и интернет-магазина 28oi.ru

 

 

С чего начинал

Я открыл свой литературный журнал, когда учился на втором курсе  на экономиста в Кораблестроительном университете СПбГМТУ  и немного графоманил. За то, чтобы мои творения опубликовали, я был готов даже заплатить какие-то деньги разным журналам. Я рассудил так: если я на это готов, возможно, найдутся и другие желающие. Разослал письма авторам «Прозы.ру» и «Стихов.ру», предложил за скромную плату — около 150 рублей за произведение — печатать их. Тогда мне было 18 лет, я работал в компании «Полиформ», она производит сувениры. Там я освоил программы для вёрстки, оформления обложек (CorelDRAW и Photoshop) и по ночам делал своё СМИ, оно выходило раз в два месяца в течение года. Журналы я разносил по книжным магазинам и оставлял там бесплатно, чтобы люди разбирали.

 

Как появилось книжное издательство

После того как я выпустил пять-шесть номеров журнала, авторы начали просить издать книжки за их счёт. Я решил не отказываться. Параллельно начал делать футболки с принтом «Превед Медвед» и продавал их через блог. К началу третьего курса я бросил работу, журнал начал приносить сопоставимый доход. 

В 2007 году я поехал к другу в Германию. В одной книжной лавке увидел, как мама с шестнадцатилетней дочкой листают какую-то книжку и ржут в голос. Я подошёл посмотреть, что это, и увидел комиксы «Несмешно» Йоши Зауэра. Я немедленно захотел издавать в России то же самое. Мне понадобилось 300 000 рублей на то, чтобы приобрести права на издание двух книг Зауэра (договариваться с автором и его издателем помогал друг из Германии) и отпечатать по 3 000 экземпляров каждой книги. Деньги я частично занимал у друзей — потом я год отдавал их, приходилось бомбить на своей машине. Но дело пошло, книги начали продаваться, через полтора-два года мы допечатали тираж — ещё 3 000 экземпляров.

Потом были книги под названиями «Полный пока», «Поребрик из бордюрного камня» (сравнение питерцев и москвичей) и «Приключения какашки». 

 

Сначала у издательства не было ни уставного капитала, ни офиса, ни склада, а были только долги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тиражи хранились частично у знакомых, частично у меня дома. Года три назад мы впервые сняли склад, потом склад побольше, потом офис, потом магазин, и я начал набирать сотрудников. Труднее всего найти корректора: хороших в России практически нет. Первые полтора года мы не получали прибыль, так как первые проекты были очень дорогостоящими. Мы начинали с полноцветных книжек в твёрдом переплёте с дорогими авторскими правами. Я решил, что стартовать нужно именно с таких вещей. Сейчас у нас есть своя читательская аудитория, свой магазин, в который приходят кидалты — «взрослые дети».

 

Ассортимент

Ассортимент магазина — это лучшие, по нашему мнению, комиксы (культовые и даже коллеционные и очень редкие издания на русском, английском, французском и немецком языках), артбуки, детские книги малых издательств («Самокат», «Розовый жираф»). Интернет-магазин тоже является площадкой для продвижения небольших проектов других издательств: например, «Бумкнига» с нашей помощью продвигается в отдалённые города России. Условно говоря, продажи книг других издательств окупают затраты, а продажи книг издательства «Комильфо» — это прибыль. 

Ещё мы продаём сувенирную продукцию, например блокноты с обложками несуществующих советских книг («Красная полоса на синем фоне», «Забыл покормить кота», «Как пить, курить, трахаться к кем попало, перестать беспокоиться и располагать к себе людей»). Это не очень понятно широкой аудитории, но нашими читателями воспринимается на ура. Мы не делаем вещи специально для продвижения, просто придумываем и создаём то, что сами купили бы: блокноты, игрушки, упоротого лиса. Сувенирка хорошо вписывается в формат издательства и действительно многим нравится и становится популярной в соцсетях. Вероятно, это помогает привлекать новых клиентов, но это не главная цель.  

Деньги

Общий оборот трёх проектов — 650 000 рублей в месяц. Лавочка приносит примерно 20% выручки в сезон, остальное приносит издательство, интернет-магазин и возникший на его базе магазин в Ткачах (так называемое «креативное пространство». — Прим. H&F).

На сувенирку приходится 15-20% дохода, основную выручку генерируют продажи книг собственного издательства. 

Оборотных средств всё равно не всегда хватает, иногда мы берём кредиты на издание новых книг. Сейчас на издательстве долгов, которые нужно выплатить в течение года, примерно один миллион рублей. Это не много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как наладил дистрибуцию

Начать издавать комиксы в 2008 году было рискованной затеей. У меня не было договорённостей с крупными магазинами, наши первые книги приняли только две точки в Санкт-Петербурге — «Книги и кофе» и «Геликон». Ситуация поменялась только к 2011 году, тогда «Дом Книги», который два года не пускал нас на порог, сам вышел с предложением о сотрудничестве. К этому времени мы стали уже известным издательством в Санкт-Петербурге. Сейчас мы в топах продаж этой сети.

В России издатель всегда рискует. Если сеть объявляет себя банкротом, своих денег ты не получишь. У нас было так с двумя сетями — «Топ-Книгой» и «Настроением». Они кинули нас на 200 000 рублей. Хотя мы всё ещё пытаемся вернуть деньги через суд.

Любые розничные сети, которые берут на реализацию чужую продукцию, возвращают деньги спустя полгода. Поэтому в 2010 году я открыл свой книжный магазин «Диккенс». Лавка не требовала больших затрат: для открытия потребовалось оплатить всего лишь два месяца аренды по 18 000 рублей. Ремонт делали сами, работали тоже сами с парой друзей. 

Договориться о поставках в региональные книжные — очень сложная задача, нам так и не удалось наладить сколь-нибудь нормальное взаимодействие с ними, поэтому в том же году мы сделали интернет-магазин. У нас появилось много заказчиков из Екатеринбурга, Красноярска и Новосибирска, хорошо охвачен Северо-Запад. Основные покупатели — москвичи, хотя есть покупатели и за границей, например, в Китае и Германии.

 

Планы

Главная проблема в том, что нас очень мало, всего пять человек, и каждый из нас совмещает много должностей и обязанностей. Мы сами переводим книги, сами оформляем и делаем макеты, и, если не успеваем доделать макет, выход новинки сильно затягивается. Кстати, некоторые иностранные комиксы по законодательству просто нельзя публиковать в точном переводе, без смягчения. Если всё удачно сложится, через месяц мы издадим комикс «Цианид и счастье». Этот проект длится уже год. В числе крупных планов есть серия комиксов, на которую мы хотим купить права. Она требует очень серьёзных финансовых вложений — мы либо разоримся, либо станем очень известными. 

 

Советы

Должна быть миссия, позволяющая реализовать собственный потенциал. Делайте бизнес от души.

Надо искать известную вам нишу, работать для своего удовольствия. Если ты работаешь с радостью в той сфере, в которой разбираешься, то обязательно найдёшь единомышленников, людей, которым это будет интересно.

 

Не бойтесь рискованных решений, если видите в этом смысл. Всегда лучше сделать шаг, который может в дальнейшем перевернуть вашу жизнь, чем не сделать его вовсе из-за каких-то субъективных опасений или мнения окружающих. 

Старайтесь создать что-то, даже если нет никакого капитала, чтобы начать своё дело. Нужно всегда искать какие-то варианты. Для любой работы можно найти недорогую рабочую силу, и необязательно брать людей в штат.

Текст: Лилия Осипова
Фотографии: Алексей Тихонов