Российские школьники чаще детей из других стран испытывают стресс в школе — об этом, по данным исследования «Уверенность в процессе обучения», говорят 79 % учеников. Ошибки — по незнанию или из-за невнимательности — катастрофически влияют не только на оценки по разным предметам, но и на самооценку, а в будущем и на карьеру в целом. В России к ошибкам вообще относятся негативно: с детства мы воспринимаем их как результат нашей деятельности, а не как часть процесса, у нас принято ругать себя и других за ошибки и стыдиться их. Поговорили с экспертами, как неумение ошибаться влияет на любознательность и развитие мозга и как можно научить ребенка ошибаться с интересом.

Ольга Бруковская

социолог, операционный и коммерческий директор международной школы программирования для детей «Алгоритмика»


Почему ошибаться — важно?

Без ошибок не бывает эффективного обучения. Связь между этими двумя факторами в 2011 году доказал Джейсон Мозер. Когда мы ошибаемся, мозг выдает определенные реакции, связанные, во-первых, с обнаружением ошибки, во-вторых, с отношением к ней. То есть чем сознательнее мы относимся к ошибке, пытаясь ее разрешить и проанализировать, тем активнее работает мозг.

По мнению Мозера, если ребенок боится ошибаться, то страдают не только его оценки, но и любознательность. Во-первых, мозг тратит слишком много энергии на защиту от стресса (когда возможная неудача определяется как опасность), а не на обучение. Во-вторых, когда ребенок чересчур сфокусирован на своем страхе, он перестает получать удовольствие от учебы. А когда ошибка все-таки случается, он так занят самоистязанием или избеганием неприятных мыслей, что ему не до анализа ошибки и не до роста над собой.

Это приводит к тому, что ребенку проще вообще не браться за учебник, чтобы избежать провала в собственных глазах и глазах окружающих. Оценки, соответственно, становятся еще хуже, со временем школьник начинает воспринимать сложный материал как нечто опасное, а не интересное. Из таких детей, вполне вероятно, вырастут взрослые, которые боятся экспериментировать, пробовать новое, переучиваться, менять работу, творчески подходить к решению задач. Чтобы этого не произошло, стоит научить ребенка эффективно работать с ошибками.

Как люди реагируют на ошибки?

Есть два основных типа реакции на ошибки. В первом случае мы считаем ошибку доказательством своей некомпетентности, с которой ничего не поделаешь («мне не дано», «значит, я хуже других»). Психолог Кэрол Дуэк называет это фиксированным мышлением. Такое отношение демотивирует и заставлять нас бросать все, что у нас не получается сразу.

Для ребенка с фиксированным мышлением характерно:

— бросать начатое, сталкиваясь с ошибками или критикой;

— не браться за сложные задачи, чтобы не показаться глупым;

— думать, что если что-то не получается, то дело в низких природных способностях;

— считать, что навыки невозможно наработать;

— чувствовать себя умным не когда достиг результата после долгих попыток, а когда успех пришел внезапно.

Второй тип реакции связан с мышлением роста: ребенок верит, что ошибка не соотносится с его способностями, а указывает на недочеты, которые легко поправить новыми попытками.

Плюсы мышления роста:

— ошибка становится для ребенка естественной частью обучения, которая приводит к знаниям: «Я пробовал, ошибался, пробовал снова, ошибался, пробовал еще — и у меня получилось»;

— ошибка превращается в инструмент целеполагания: «Я сбился во время пения, потому что пока не умею правильно дышать. Буду тренировать этот навык дважды в день»;

— из ошибок делают выводы: «Мой подход был неверным, так что подобные задачи я буду теперь решать новым способом»;

— ошибка может быть базой для исследования: «Что можно улучшить в сочинении по английскому? Как его поменять?»;

— ошибка вызывает жажду познания, азарт и желание посоревноваться с самим собой.

Как помочь ребенку не бояться ошибок?

Чтобы ребенок извлекал из ошибок возможности для роста, он должен понимать, что ошибаться: а) не страшно; б) интересно; в) полезно; г) обычно. В этом плане критично влияние школы, где ребенок проводит большую часть своего времени. Если в школе принято ругать и стыдить за ошибки (это случается нередко), а изменить ситуацию не получается, вы можете ее сбалансировать своим отношением к ошибкам ребенка. Если родители спокойно реагируют на оценки и позитивно — на ошибки, это уже полдела. Вот что еще можно сделать:

Поощряйте в ребенке инициативу во всем, включая быт. Не доделывайте за ним то, что он пытается сделать сам, но будьте рядом, чтобы в случае чего подсказать. Так ребенок поймет, что многократные усилия приводят к умениям.

Хвалите не за ум, а за старательность. Психолог Кэрол Дуэк проводила масштабное исследование среди школьников и выяснила, что дети, которых хвалили за старательность, снова и снова пытались решить проблему и добивались успеха. Те, кого хвалили за ум, пасовали перед более сложными заданиями и переставали стараться, потому что боялись показаться глупыми.

Не сравнивайте с успехами других. Если у кого-то получается лучше и ребенок переживает, предложите вместе подумать, какие навыки помогают другому и как их можно поэтапно развить в себе.

Сравнивайте ребенка с ним же прежним, чтобы закрепить прогресс: «Еще вчера ты вообще не мог встать на лед, а сегодня уже ходишь, вчера падал 50 раз, сегодня только 20». Это помогает выработать причинно-следственную связь между процессом обучения и успехом.

Реагируйте на сложности в учебе позитивно: «Не так-то это просто, да? Сложная задача попалась, давай попробуем разобраться снова».

Учите ребенка анализировать неудачи: «Что именно не получается или непонятно? Каких знаний и навыков не хватает? Где их взять? Что ты будешь делать в следующий раз в аналогичной ситуации?»

Покажите, что ошибаются все. Например, сыграйте в игру: вместе напишите сложный диктант или сделайте задание из новой для вас обоих сферы. Потом обменяйтесь работами и поищите ошибки друг у друга.

Спрашивайте, что нового и интересного ребенок узнал (или чему научился) при каждой попытке — то, чего бы не заметил в случае мгновенного успеха. Это может быть, к примеру, забавная особенность в характере исторического персонажа при пятом прочтении параграфа по истории.

Так постепенно у ребенка сформируется понимание, что ошибка — не признак его низких способностей, а часть процесса обучения, которая помогает расти.

Анастасия Екушевская

руководитель направления Primary онлайн-школы Skyeng, к. ф. н., старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования МГППУ


Как ошибки влияют на самооценку?

Если ребенок боится ошибаться, то ему сложнее проявлять себя и выражать свою точку зрения — то есть его личная составляющая «я» угнетается. Часто у отличников высокая самооценка потому, что они правильно отвечают, а у ребенка, который, может быть, знает неправильный вариант решения задачи, но боится его высказать, самооценка снижается. В результате вырастают неуверенные дети, которым в будущем очень сложно двигаться по карьерной лестнице, так как у них не развито умение гибко подходить к решению задач.

Умение ошибаться влияет на гибкость нейронной системы. Когда ребенок не боится говорить то, что он думает, даже если это неправильно, у него развивается креативный, новаторский подход: он предлагает разные решения, не боясь, что они окажутся неверными. И как раз навыки XXI века, про которые в последнее время много говорят и которые связаны с креативностью и гибкостью, отчасти развиваются за счет этого умения — ошибаться и смело высказывать свою точку зрения.

Очень яркий пример — ЕГЭ. Дети упорно и монотонно тренируются просто правильно отвечать на вопросы, и неважно, как они при этом думают и рассуждают. То есть ребенка просто натаскивают на правильные ответы, а если он ошибается, получает плохие результаты и не поступает в вуз, то у него происходит крах системы. Среди первых потоков выпускников, сдававших ЕГЭ, было случаи самоубийств после неудачного экзамена. Одна из причин — у детей напрочь убивали самооценку: «Если я не сдам ЕГЭ, то у меня нет будущего» и так далее. Это тоже про страх ошибаться.

Что делать родителям и учителям?

Обучение — это процесс. Каждый, кто чему-то учится, обязательно ошибается. Во-первых, родители должны научиться слышать своих детей и давать здоровую обратную связь на ошибки и неправильные ответы своих детей. Фразы из серии «Да что ты можешь знать, маленький еще!» стоит вообще исключить. Умение выслушать любую позицию ребенка, понять его аргументы и подискутировать не в формате «я сказал — ты сделал», а в формате «Почему ты так думаешь? Почему это для тебя может быть полезно?» будет самым эффективным. Также в школе важно, чтобы родитель смотрел на выполнение домашней работы не просто как на результат «сделал/не сделал», а прислушивался к рассуждениям ребенка и не критиковал за ошибки.

В школе учителям также важно поддерживать развивающую обратную связь среди учеников, давать возможность каждому ребенку высказаться. И важно, чтобы учитель мог создать такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок не боится говорить, чтобы не получить осуждение учителя и не быть высмеянным одноклассниками. Наоборот, чем безумнее решение или подход предлагает ребенок, тем больше баллов или звездочек он получает. Конечно, учителям сложно сразу переделать всю систему. Но, например, можно сделать в конце урока десятиминутную разминку, когда задачей детей будет не правильно решить какую-то ситуацию, а придумать самый оригинальный вариант ее решения.