Московские противогололедные реагенты не только портят одежду и обувь, но и разрушают машины, мосты, кабельные линии и трубопроводы. Такой вывод сделали специалисты геологического факультета МГУ. Результаты своего исследования они озвучили на круглом столе в Госдуме.

Аспирантка МГУ Ирина Романова: «Все мы видим эту черную безжизненную полосу рядом с дорогой по весне каждый раз, и при очень грубых прикидках замене подлежит 273,2 тысячи квадратных метров газона ежегодно — это та территория, на которой не способно ничего произрастать».

Чем опасны реагенты, по мнению МГУ

Эксперты кафедры инженерной и экологической геологии отметили, что общий показатель минерализации почвы вдоль дорог в полтора раза больше весной, чем осенью, то есть до использования реагентов.

Специалисты оценили содержание меди, цинка, хрома, никеля и других твердых металлов в пробах. «Все, кроме мышьяка, превышают фоновые концентрации по этим веществам для Москвы»,  — рассказала Романова. Эти элементы способны накапливаться и могут достигнуть грунтовых вод. Помимо коррозии автомобилей, вещества способны испортить асфальт.

В феврале мундепы Юлия Галямина, Константин Янкаускас и Илья Яшин требовали запретить реагенты. В своем иске они сослались на исследование МГУ 2009 года. В нем говорилось, что реагенты могут вызвать раздражение кожи и дыхательных путей, наносят вред одежде и обуви и приводят к деградации почвы. Яшин тогда отметил, что вред реагентов в 2014 году признавал мэр Сергей Собянин. Но суд не стал запрещать вещества, а департамент ЖКХ заявил, что их используют по всем правилам и нормам. 

Власти уверены, что все в порядке

Власти настаивают, что московские реагенты безопасны. Чиновники сообщили, что число жалоб на них снизилось. В Роспотребнадзоре рассказали, что за четыре года им пришло всего 80 писем о реагентах, и только 15 % касались безопасности. В департаменте природопользования заявили, что количество обращений снизилось в шесть раз по сравнению с 2015–2016 годами.

Власти чистят солями снег с 1992 года, а москвичи регулярно жалуются, что реагенты разъедают обувь и оседают на автомобилях, которые в итоге быстро ржавеют. В 2006 году сыпать вещества на улицах запретили, но в 2011 году правило пересмотрели и вновь разрешили обрабатывать город.

В Роспотребнадзоре добавили, что исследовали реагенты, в том числе на «острую токсичность, ингаляционную опасность, кожно-раздражающее действие» и содержание тяжелых металлов, и выяснили, что материалы «малоопасны». Концентрация хлоридов в почве по последним замерам в два раза ниже, чем в прошлые зимы, поясняют чиновники.


Источник: «Коммерсантъ»