Вечером в пятницу, 30 января 2014 года, загорелся Институт научной информации по общественным наукам РАН на Нахимовском проспекте — один из главных центров гуманитарного знания на территории бывшего СССР. Борьба с огнём продолжалась все следующие выходные, но в результате катастрофы выгорел третий этаж и обрушилась кровля над одним из крыльев здания — библиотека оказалось наполовину уничтожена. Несмотря на то что огонь не добрался до книгохранилищ, в результате последующего затопления пострадало около 20 % фондов. По словам директора института Юрия Пивоварова, ценные материалы удалось спасти, а основной потерей библиотеки оказалось собрание газет и коллекция материалов на славянских языках. Из-за нехватки финансирования было оцифровано лишь 7 тысяч материалов из 14-миллионной коллекции библиотеки — в основном научные издания XIX века.

Постройка века

Юрий Болотов — о том, почему ИНИОН РАН должен быть восстановлен

 

4 февраля вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал, что здание ИНИОН РАН будет восстановлено и для этого могут быть использованы средства из Резервного фонда. Кроме того, поблизости от сгоревшего здания могут появиться новые хранилища. Дальнейшая судьба фондов должна решаться на этой неделе: Федеральное агентство научных организаций предложило институту несколько мест для сушки и временного хранения коллекции. Известно, что в первую очередь из пострадавшего здания вывезут библиотечные каталоги. Пострадавшие книги и газеты также могут заморозить, чтобы спасти от плесени.

В течение всей прошлой недели велись работы по консервации здания: спасатели установили 27 защитных колпаков вместо выбитых зенитных фонарей на сохранившейся части крыши, а окна на первых двух этажах библиотеки заварили. На территории научного комплекса до сих пор работают сотрудники МЧС и следователи, однако возгорание было настолько сильным, что все возможные улики оказались уничтожены. В ближайшие дни технические специалисты должны определить, какие части здания подлежат сносу или восстановлению. После этого начнётся разбор завалов металлоконструкций на третьем этаже библиотеки.

Несмотря на ограниченный доступ к зданию, многие сотрудники библиотеки уже вышли на временные рабочие места в других отделениях института. Сообщений о сокращении штатов и увольнении руководства библиотеки не поступало.

 

   

Фотографии: Михаил Майзульс