Ольга Любимова стала новым министром культуры. На этом посту она сменила Владимира Мединского, который за восемь лет запомнился антинаучной диссертацией, уголовным делом против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, цензурой в кино и переносом громких премьер ради российских фильмов. Как раз департамент кино при Минкультуры и возглавляла Любимова до своего назначения. Рассказываем, что о ней известно.

Авторы

Алена Дергачева, Роман Чернянский

Министр от православия

Любимова в свои 39 лет — одна из самых молодых членов нынешнего правительства. Дочь ректора Щепкинского театрального училища Бориса Любимова и актрисы «Современника» Марии Шверубович родилась в Москве. Ее дед — известный переводчик Николай Любимов, который переводил Рабле, Сервантеса и Пруста. А вот крестный отец — Никита Михалков.

Любимова училась в православной гимназии. По ее словам, школа «стала для нее лагерем „Аль-Каиды“», из-за чего она отказалась посвящать свою жизнь Церкви. Позднее, обучаясь журналистике в МГУ и ГИТИСе, она окунулась в мир православных медиа — пошла работать в информационное агентство РПЦ.

Был у меня друг по фамилии Морозов — сын Саши Морозова. И он мне сказал: «Послушай, Любимова, надо срочно зарабатывать денег. Ты соображаешь про православных, я ничего не соображаю. Там денег практически не платят, но поскольку у нас их вообще нет, то чуть-чуть — всегда больше, чем ничего». Я говорю: «Отлично!» (Цитата из интервью «Правмиру»)

Отношения с официальной Церковью у будущего министра долгое время были непростые — особенно если судить по блогу десятилетней давности в «Живом журнале», который СМИ приписывают самой Любимовой. «Если эту херню благословят в РПЦ — все, ***!!! Ни хрена больше эту богадельню пиарить не буду!!! Лучше на Старой площади тогда работать — так хоть честнее и прибыльнее, кстати… и люди приличнее», — писала автор блога об акции православного корпуса молодежного движения «Наши».

Переосмысление значения Церкви, по ее словам, произошло, когда она брала у патриарха Алексия II одно из последних интервью. Тогда, говорила Любимова, она увидела «одинокого, трогательного, мудрого старца, который не любил говорить, который не любил публичность и суету, а больше всего на свете любил Божественную литургию».

Я вообще думаю, что жизнь девочки до 20 лет складывается благодаря тому, какие мужчины ее окружают. (Цитата из интервью «Правмиру»)

Телевидение и церковное кино

С 2000-х годов Любимова работала на телевидении: была корреспондентом на ТВЦ, Третьем канале и «Культуре». Выпускала ток-шоу об отношениях «Мужское/женское» и передачу «Время покажет», была шеф-редактором и продюсером программ «Православный календарь», «Регион», «Русский взгляд», вела шоу «Горожанка» на телеканале «Столица» и создавала программы для «Спаса».

Работая на телевидении, будущая глава Минкультуры интересовалась и документальным кино. Она писала сценарии и продюсировала фильмы на тему религии — всего 80 картин. Среди них — документальные «Путь патриарха» о жизни Алексия II и «Преподобный Сергий Радонежский». Как отмечала сама Любимова, в первую очередь ее интересовало «православие с человеческим лицом», а не официоз.

Госслужба и цензура в Минкультуры

В 2016 году Любимова была советником в департаменте кинематографии. Через год она вернулась на телевидение в качестве замглавы дирекции социальных и публицистических программ Первого канала, а еще через год снова ушла в Минкультуры, но уже в руководство того же департамента. Мединский тогда сказал, что она «плоть от плоти из отрасли».

Будущий министр отвечала за распределение бюджета на производство кино, увеличение аудитории российских фильмов, определяла, какие кинофестивали получат государственную поддержку, а какие — нет. Любимова активно поддерживала отечественные ленты, даже эротическую драму «Верность», которую ей пришлось отдельно обсуждать с Мединским. В итоге картина собрала в прокате свыше 100 миллионов рублей.

Прибегает куратор проекта [от министерства]: «Там вообще ничего нет, кроме секса, в этой картине». И я с продюсером Сергеем Корнихиным села смотреть. А там просто один секс, но это эротика, это не порнография, это художественное произведение, сложное и тонкое. Я говорю: «Подожди, мне нужно предупредить министра, потому что может быть огромный скандал». (Цитата из интервью «Медузе»)

При Любимовой в Минкультуры постепенно улучшалось отношение к артхаусу и авторскому кино.

Я пришла первый раз работать в департамент кинематографии в министерство перед Годом российского кино. К этому времени у нас авторское кино приравнивалось к чудовищной неудаче. Спрашиваешь: «Вот этот снял кино — какое оно?» Все аккуратно прятали глаза в пол: «Ну, такое. Авторское». То есть — ужасное. «А это кино какое?» — «Фестивальное». Значит, вообще катастрофа. <…> Теперь, когда хвалят артхаус, говорят: «Это как „Аритмия“». И все начинают улыбаться: «Понятно». (Цитата из интервью «Вестям»)

Какое отношение Любимова имеет к цензуре, периодически исходившей от Минкультуры, судить сложно. Она, например, объявляла об отзыве прокатного удостоверения сатирического фильма «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи из-за исторического несоответствия». Впрочем, собеседники «Ведомостей» утверждают, что это было решение конкретно Мединского.

Меня меньше в фильме беспокоит фигура Иосифа Виссарионовича и крупных политиков. Единственное, что я лично, как зритель, восприняла болезненно — это невероятная ирония, сарказм и цинизм, с которыми показаны жертвы сталинских репрессий. Меня беспокоит не тело Иосифа Виссарионовича, в фильме он просто умер. Меня коробит, что под музыку, с хохотом и в кадрили расстреливают людей. (Цитата из интервью ТАСС)

Позже из-за обвинений в пропаганде порнографии министерство запретило прокат нескольких фильмов из проекта «Дау» о жизни и карьере советского физика Льва Ландау. «Четырем последним эпизодам огромного международного проекта, к сожалению, отказано в выдаче удостоверения. Это тот редкий случай, когда мы вынуждены признать, что мы не можем выдать прокатное удостоверение», — говорила тогда Любимова.

При ней обсуждали ограничение показов иностранных фильмов в кинотеатрах в течение дня. К концу прошлого года эти идеи превратилась в целый законопроект. Но роль Любимовой в поправках тоже остается неизвестна.

Больше всего и всегда обвиняют чиновников. В плохом кино всегда виноваты именно они. Все удачи — это удачи режиссеров, все неудачи — это неудачи чиновников. Хотя чиновники выделяют деньги по решению экспертных советов, то есть решение принимается коллегиально. (Цитата из интервью «Медузе»)

Работа с должниками

Несколько лет назад Мединский понял, что Минкультуры выделяет деньги на фильмы, которые даже не снимают. Или они не попадают в прокат: почти половину картин, созданных за деньги ведомства, в кинотеатрах просто не показывали. С продюсерами и режиссерами, которые не выполнили свои обязательства, работала именно Любимова.

При ней впервые опубликовали данные о деньгах, которые с 2015 года получали от государства создатели кино. Коммерчески успешными за это время оказались всего 30 фильмов из 340. «Мы на самом деле сами себя порем и берем на себя страшную ответственность, — говорила Любимова в интервью „Медузе“ о решении обнародовать эти данные. — Формально мы не обязаны ничего показывать, кроме случаев конкретного запроса — журналистского, депутатского или какого-то еще».

Любимова хорошо знакома с ситуацией режиссера Сергея Дворцевого, который снял фильм «Айка». Почти десять лет назад он получил 28 миллионов рублей из бюджета, но картина вышла позже оговоренного срока. В 2018 году снявшейся в «Айке» актрисе Самал Еслямовой вручили приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль. А вот режиссеру начислили штраф в 7,5 миллиона рублей, который он, по собственным словам, выплатить не в состоянии.

Для меня 7 миллионов — это фатальная сумма как для физического лица, поскольку мне их взять неоткуда. Но штрафы платят все. И квартиры продают, и машины продают, и дома в других странах продают. Я стараюсь про это не знать, потому что моя нервная система это не абсорбирует. Штрафы платят все. У нас целые суммы за картины возвращали со штрафами. (Цитата из интервью «Медузе»)

Задекларированный доход самой Любимовой в 2018 году — 2,4 миллиона рублей.

Прошлое «не культурного человека»

В блоге Kropalik, который якобы вела Любимова, автор писала, что она — «ни хрена не культурный человек». Там же она перечислила вещи, которые «просто не переносит», среди них опера, балет, классическая музыка, музеи и экскурсии. А еще отмечала, что «часто врет официально». После публикаций СМИ посты скрыли. И все же, если это действительно блог министра культуры, писала она туда десять лет назад и, вероятно, до того, как у нее появились какие-либо мысли о госслужбе и работе со сферами за пределами российского кино и телевидения.

Что говорят о Любимовой


Сергей Корнихин

продюсер «Верности»

Мое ощущение, что приход Ольги — очень хорошая новость для индустрии кино. Насколько я знаю, у Ольги очень взвешенный подход к искусству в целом и к кино в частности. Она не ханжа и рассматривает кино именно как индустрию, без перегибов как в сторону сакрального художественного высказывания, так и в сторону пропагандистского отношения к кино. Мой личный опыт работы с ней самый положительный, поэтому могу только порадоваться за другие сферы культуры!


Антон Долин

кинокритик (цитата по фейсбуку)

Уже довольно давно знаю Ольгу Любимову, вряд ли могу быть объективен — и, конечно, никто из нас не знает будущего. Но сегодня я искренне рад, что министром культуры России стала молодая, умная, образованная, прагматичная, начисто лишенная фанатизма и, с другой стороны, цинизма, современная женщина, которая любит культуру — ну, как минимум кино.

Любимова — чиновница и вполне консерватор, но разумный. Думаю, это лучший из реальных вариантов. Она уже на важной должности два года. За это время она, например, активно поддерживала «Верность» (где сплошные сиськи и письки). Да и много могла бы вреда принести, если бы хотела — но почему-то, кроме пары выдернутых их контекста цитат, никто ничего ей так и не припомнил до сих пор. Очень удивлюсь, если узнаю, что хоть где-то она отвечала за идеологию.



Обложка: Александр Рюмин/ТАСС