С чаевыми в кафе и ресторанах вечная путаница. В одних странах вознаграждение не просто приветствуется, а является обязательным, потому что у официантов нет фиксированной зарплаты. В других чаевые заранее включены в счёт, в третьих их можно оставить, например, при помощи банковской карты. Последнюю услугу в Москве одними из первых ввели кафе Артемия Лебедева: в минувшем январе в чеке отдельной строкой появился пункт «Прошу списать с кредитки __ руб. на чай».

Чаевые, оставленные с помощью банковской карты, снимаются с карты второй транзакцией: сначала банк получает сообщение о снятии денег по счёту, потом — о снятии денег за оказанную услугу. Чаевые облагаются налогами, которые в итоге могут сократить размер вознаграждения почти вполовину. Это менее выгодно официанту, но более выгодно владельцу: увеличивает оборот ресторана и делает отчётность более прозрачной. 

При этом сами чаевые в кафе Лебедева достаются не лично официанту, а собираются в общую кассу и в конце смены делятся между персоналом, включая поваров, уборщиц и менеджеров зала. Это не самая распространённая в России практика, хотя, как ни странно, именно такая схема для клиента может быть более выгодной, считает глава консалтинговой компании «Яхно Project» Денис Яхно: «Тут официантам не нужно конкурировать друг с другом, и они могут подойти к чужому столику, если коллега занят».