В начале недели команда Let's bike it! объявила об отказе проводить в Москве ежегодный велоконгресс — одно из крупнейших в мире событий такого формата, в этом году собравшее более 700 участников из 39 стран. Свое решение организаторы объяснили тем, что за последние годы у столичной мэрии пропал интерес как к самому мероприятию, так и к развитию велоинфраструктуры, на фоне чего департамент транспорта стал отказывать в согласовании велопарадов. The Village поговорил с активистами о причинах переноса велоконгресса и будущем московского велодвижения.

Причина № 1

Власти отказываются от развития инфраструктуры

Первым заниматься велопарадами начал еще департамент культуры при Сергее Капкове. В 2013–2014 годы велоэнтузиазм развился и в департаменте транспорта, когда его глава Максим Ликсутов пригласил на должность советника по развитию велотранспорта Алексея Митяева — активиста, который проверил, могут ли люди со стороны выиграть тендер на проектирование велодорожек.

Вокруг Митяева образовался творческий велоотдел под началом замглавы департамента транспорта Алины Бисембаевой, рассказывает автор блога Velonation Анастасия Ромашкевич. Тогда ведомство занялось развитием велопроката и в течение пары лет строило велодорожки, самая заметная из которых — на Бульварном кольце.

Однако в 2015–2016 годах развитие остановилось. «Кто-то перешел в другой департамент, кто-то уехал. В итоге сейчас там остался один человек, который занимается велосипедами, — он тоже хочет уходить, потому что не видит перспектив», — говорит Ромашкевич. Сама Бисембаева покинула  свой пост в этом сентябре, а Митяев остался в должности советника, став, по словам автора Velonation, настоящим высокомерным чиновником.

Причины таких перемен активистам неизвестны. Они предполагают, что изменения связаны с позицией организаторов программы «Моя улица» или лично Сергея Собянина.


Анастасия Ромашкевич
автор блога Velonation

Официально говорится, что автомобилисты сильно возмущались. Но надо понимать, что они возмущаются постоянно: из-за платной парковки, введения автобусных полос — но все к этому рано или поздно привыкают. Из-за этих возмущений проекты не закрывают.

По надежным данным, проектировщики обновленных улиц по-прежнему закладывают туда велополосы, но на финальном этапе это вычеркивается кем-то сверху. Мне в Дептрансе ответили, что они отдали все чертежи в департамент капитального ремонта, который занимается «Моей улицей», но там ответили, что им Дептранс присылал чертежи без велодорожки. Хотя на сайте госзакупок эта велодорожка существует. В департаменте транспорта после этого ответили, что все-таки велодорожки исчезают по вине департамента капитального ремонта.

На сегодня вся деятельность Дептранса превратилась в имитацию. Они хвастаются, что наш велопрокат — первый в мире по количеству использованных велосипедов в день. Они придумывают свои показатели, ими гордятся, хотя это чушь. В этом году они придумали 700 километров велоинфраструктуры, из которых две трети — это автобусные полосы.

Богатый город Москва делает сейчас для велотранспорта меньше, чем Волгоград или Альметьевск. В Москве не происходит ничего. А почему? Есть мнение, что Собянин этого просто не хочет.


Причина № 2

Мэрия перестала поддерживать активистов

В эпоху Лужкова, когда начиналось развитие велодвижения, власти просто не отвечали на заявления о проведении мероприятий, рассказывает основатель «Велоночи» Сергей Никитин. Однако уже в 2012 году в первом велопараде Let's bike it!, который проводился при поддержке префектуры ЦАО, лично участвовали Капков и Ликсутов. При этом сотрудничать с департаментом транспорта по взаимному интересу организаторы начали только в 2014 году, говорит глава Let's bike it! Владимир Кумов. Команда проекта привлекала спонсоров и аудиторию, а ведомство помогало с согласованиями.

Ухудшение отношений с мэрией началось в 2016 году, когда проблемы с получением разрешений возникли даже у благотворительного забега Натальи Водяновой, отмечает Кумов. Тогда же Федерации велосипедного спорта перестали согласовывать традиционную гонку на Садовом кольце. По словам Кумова, в этом году ее проводил руководитель московского паркинга Александр Гривняк, которому теперь отдают и велопарады.

С прошлого года Дептранс перестал согласовывать перекрытия фонду «Даунсайд Ап», проводившему велозаезд «Спорт во благо». Много показательных вещей случилось и в этом году, говорит Кумов. В частности, мэрия решила проигнорировать велоконгресс, на который приезжали главы других городов и представители Минтранса и 39 стран. С проблемами столкнулась и «Велоночь», ради которой Ликсутов не хотел перекрывать движение. После общественного резонанса и поддержки со стороны департамента культуры мероприятие все же провели, но на две недели позже.

По словам основателя «Велоночи», его команда с завистью смотрела на организаторов московского велопарада, которым удавалось проводить четыре мероприятия в год. «У них получился диалог с властями, завязалась дружба. Грустно видеть, что эта связь теперь прервалась», — подчеркнул Никитин.

«Со стороны, наверное, и правда выглядело круто, будто у нас дружба и любовь, но за кадром всегда остаются какие-то непонимания, — отвечает Кумов. — Всегда была достаточно жесткая цензура. Например, в 2016 году в парке Красная Пресня мы делали фотовыставку про людей, которые ездят на работу на велосипеде. Герои рассказывали, почему они предпочитают велосипеды — из-за пробок или медленного общественного транспорта. Так вот слова о пробках и нелестные отзывы о городском транспорте нас заставили убрать. В итоге выставка получилась пресная, с таким посылом, будто люди ездят на велосипедах, потому что в парке птички поют».

Причина № 3

Дептранс пытается увести велопарады у их создателей

Самый крупный конфликт Let's bike it! с мэрией произошел в мае, когда за две недели активистов заставили отказаться от Тинькофф-банка как главного спонсора велопарадов. «Есть аудиозапись, где Ликсутов говорит, что он поругался с Олегом Тиньковым. Другая догадка: ВТБ является спонсором городского велопроката, а значит, Дептранс мог посчитать, что неправильно, если велопарады будет пиарить „Тинькофф“», — отметил Кумов.

Основатель Let's bike it! считает, что весной власти определились и с дальнейшей политикой в отношении велопарадов. «Дружественно настроенные сотрудники департамента говорили, что уже тогда Ликсутов просил придумать новые маршруты, а в августе власти решили вдруг не перекрывать встречное движение», — говорит Кумов.

В конечном итоге мэрия начала отстранять Let’s bike it! от организации велопарадов: создателям мероприятия предложили стать партнерами без права принятия решений. На прошлой неделе велоактивистам также отказали в согласовании зимнего велопарада по традиционному маршруту, который изначально предложил сам Дептранс как наименее загруженный и по которому бегают марафон.

«Сначала мы пытались просто договариваться. Прежде чем публиковать обращения с критикой, мы целый месяц пытались объяснить, что это негативно скажется на других мероприятиях. Писали им письма, но департамент занял четкую позицию: они делают велопарады сами. А нам предложили пойти на зарплату и стать пиарщиками», — утверждает Кумов.

Почему мэрия не должна самостоятельно проводить велопарады?

Несмотря на все сложности, Let’s bike it! продолжит бороться за велопарады. Велоактивисты не довольны тем, что теперь на их проведение будут тратиться налоги горожан. «Мы тратили на весь велопарад 1,5 миллиона рублей, а у Дептранса столько же денег будет стоить только фотосъемка», — говорит Кумов.

Также велоактивист считает, что для проведения качественных мероприятий власти должны сотрудничать с общественными организациями и бизнесом: «У властей есть ресурс в плане перекрытий, но у них все чопорное и неинтересное. У нас есть креатив и интерес, а если бизнес готов финансировать, зачем тогда привлекать бюджет? Бюджетные деньги как раз можно потратить на невыполненные обещания Дептранса: мобильное приложение с веломаршрутами, велобоксы, зеленое кольцо, велодорожки».

Велопарады всегда были волонтерской историей, основанной на реальном интересе, а мэрия просто устроит очередной «праздник варенья», уверены активисты. «Понятно, какую это привлечет аудиторию. Точно не молодежь и урбанистов. Да и какой праздник может быть, когда только в этом году в Москве погибли пять велосипедистов. Нужно не праздник проводить, а развивать инфраструктуру», — отметил Кумов.

Что теперь будет с московскими велопроектами?

Потеря Москвой Международного велоконгресса вновь подтверждает незаинтересованность городской мэрии в развитии велодвижения. По мнению активистов, столица не готова открыто разговаривать о новых подходах к решению транспортных проблем: вместо решения конкретных задач департамент транспорта занимает себя созданием красивых пресс-релизов и презентаций. В этих условиях велоконгресс решено было перенести в регионы.

Город проведения выберут по итогам открытого конкурса, причем приоритет будет у тех регионов, где заявку подает администрация, а не общественная организация. Из активных городов, которые строят велосипедную инфраструктуру, Кумов выделил Альметьевск, Белгород и Санкт-Петербург, где уже готовят заявки. «В регионах нет московских бюджетов, но они заинтересованы в качественном развитии городской среды. Москве придется вернуться к теме развития велотранспорта, просто из лидеров она переместится в число догоняющих», — уверен активист.

Тем временем в столице планируют продолжать акцию «На работу на велосипеде». Согласования она не требует, хотя активистам придется найти достаточную спонсорскую поддержку, чтобы сохранить акцию и запустить другие проекты. По словам Кумова, в ближайшее время Let’s bike it! придется ужаться. Активисты уже отказались от проведения международного конкурса мультипликации, который проводили четыре года подряд.

При этом Let’s bike it! надеется, что Дептранс все-таки позволит им проводить велопарады. Первое мероприятие согласовывали два года, напоминает Кумов: «Попробуем рассмотреть альтернативные маршруты, о которых просит Дептранс. Хотя более удобный путь в центре придумать сложно. Нам кажется, что это намек на проведение где-нибудь в спальных районах. Всю ситуацию мы расцениваем как желание показать, кто в городе главный».


О том, почему в Москве решили перестать прокладывать велодорожки, The Village писал еще в начале прошлого года. С тех пор ситуация не изменилась, а мэрия по-прежнему предпочитает сохранять молчание в ответ на запросы. Редкое исключение — наше интервью с Алиной Бисембаевой, через год после которого она уволилась.

Пресс-служба департамента транспорта так и не направила The Village накануне обещанный комментарий для публикации этого материала. Кумов сообщил, что ведомство отказывает в объяснениях даже городским информагентствам: «Видимо, в Дептрансе ждут, что все это забудется».

В подготовке материала принимала участие Ульяна Бондаренко


Обложка: Анастасия Субботина/Let's bike it!