На прошедших выходных у Театра кукол имени Образцова на Садовом кольце появилась новая современная остановка: на ней есть Wi-Fi, USB-порты для зарядки телефонов, аппараты по продаже билетов и видеокамеры. Для защиты от дождя крышу павильона сделали на треть больше обычного; кроме того, в неё встроили световые элементы, которые будут освещать пространство в тёмное время суток. Боковые стёкла остановки сделали прочными и максимально низкими для защиты от ветра. Система навигации включает в себя несколько карт для планирования как наземных, так и пешеходных маршрутов. Остановка явно рассчитана на краткое время пребывания: сессия беспроводного интернета длится всего 15 минут, после которой Wi-Fi невозможно будет воспользоваться ещё два часа. Кроме того, лавочка поделена на отдельные места специальными поручнями, которые не позволяют на ней спать. В департаменте транспорта не стали уточнять для The Village стоимость остановки. Проект является пилотным, городские чиновники обещают собрать мнения пользователей и при необходимости доработать его. The Village узнал у экспертов о положительных сторонах и недостатках новой остановки.

 

Илья Рудерман

основатель Moscow Design Studio

«Проект сделан на очень высоком мировом уровне, но он пилотный, и наверняка что-то продумали не до конца. В частности, я заметил несколько системных ошибок в навигации. Складывается ощущение, что единственный способ сориентироваться на остановке — пристально изучить карту. Мне кажется, не все люди способны воспринимать информацию картографически. Поэтому на остановке не хватает крупных указателей. Другая проблема — названия остановок. Судя по макету, они находятся с торцевой стороны и никак не дублируются с лицевой, которая ближе к транспортному средству. Пассажиры и водители часто ориентируются по надписям, которые они видят из транспорта.
С этим на новой остановке будут проблемы.

Конечно, было бы здорово, если бы разработчики представили закрытый обогреваемый павильон или летний и зимний проекты. Но может возникнуть другая проблема: если остановка будет обогреваться, она может стать местом для жизни бездомных. Так что на таких завоеваниях, как Wi-Fi, камеры и подсветка, пока можно остановиться. Если представить, что вдруг все наши остановки станут такими, город уже кардинально изменится».

 

Эркен Кагаров

арт-директор Студии Артемия Лебедева

«Безусловно, это большой шаг вперед. Думаю, проект будет задавать новые стандарты, причём необязательно лишь остановок и не только в Москве. Но есть и определённые недостатки. Многие отметили довольно спорное размещение информации о названии — сбоку павильона и по вертикали. Возможно, его будет не очень хорошо видно из автобусов и троллейбусов.

Кроме того, на пилонах рядом с остановкой есть незанятые поверхности. Высока вероятность, что там появятся надписи, которые придётся стирать. Есть правила борьбы с графическим вандализмом, одно из них — оставлять как можно меньше ровных плоскостей, на которых можно что-то написать или приклеить. Они должны быть рельефно-текстурированными: на неровной поверхности писать неудобно. Если плоскость всё же нужна и она не может быть рельефной, чаще всего на ней размещают полезную информацию или делают графический узор. Известно, что полезная информация в меньшей степени подвергается вандализму, чем незанятые участки. Например, место с расписанием редко заклеивают или расписывают.

При довольно высоком качестве всей графической информации мне также не понравилось качество электронных текстов на светодиодном табло. Его надо кардинально переделывать. Но в целом проект очень симпатичный, и будет замечательно, если он продолжит развитие».

 

Павел Зюзин

сотрудник Института транспорта НИУ ВШЭ 

«Такая остановка могла бы повысить престижность общественного транспорта: на ней есть схемы движения и возможность доступа в интернет. Но есть и проблемы. Нужно бороться с расклейкой объявлений, потому что вандалы могут быстро испортить товарный вид проекта. Особенно я бы обратил внимание на противовандальные мероприятия при монтаже остановок на окраинах столицы. В первую очередь современными павильонами я бы оснастил центральные районы города вдоль основных маршрутов.

Не думаю, что новые остановки нужно как-то специально утеплять. Сейчас есть много сервисов, которые позволяют сократить время ожидания транспорта на улице. Горожанин может подходить на остановку за минуту до прибытия транспорта, и дискомфорт будет сведён к минимуму».