В связи с годовщиной введения в России продуктового эмбарго, исчезновения с прилавков иностранных продуктов и повышения цен в магазинах и ресторанах мы решили выяснить у работников и посетителей московских ресторанов, стали ли люди экономить на чаевых. А ниже предлагаем читателям The Village ответить самим на это вопрос, добавив нашему опросу ещё больше весомости. 

Рестораны

   

 

Лера Шулюмова

менеджер Glenuill

С связи с санкциями ничего не изменилось, чаевые как и были в среднем 5–7 %, так и остались. Кто-то оставляет 10 %, кто-то чуть больше, но большая часть гостей оставляет 5 % или вообще ничего. Особенно во время обедов, хотя в это время самые привередливые гости. Иногда складывается впечатление, что официант для них — это разносчик еды. Как разносчик газет в Америке, кинул тебе на газон утреннюю почту. 

Достаточно большое количество гостей не считают нужным оставлять чаевые, возможно, они считают, что у официантов хорошие зарплаты, и совсем не понимают, что живут-то официанты в большей степени только за счёт чаевых. Сфера сервиса — это чаевые. Как может молодой человек прожить на зарплату 7 тысяч рублей в месяц в Москве? Это не зарплата в Glenuill, но я знаю, что во многих московских ресторанах такой порядок цен. Это вообще большая проблема в нашей стране — люди не считают работу официанта как таковой профессией. Большая больная тема. Выкладываются-то ребята по полной. Помимо своих физических сил, тратят много эмоциональной энергии. Каждый гость важен, всех принимают как у себя дома, а иногда даже не получают банальной вежливости.

   

 

Елена Ботичелли

менеджер Beer&Brut

Команда Beer&Brut: менеджер Елена Ботичелли, менеджер Татьяна Лапошина и официант Андрей Двоеглазов: Чаевые практически всегда оставляют в размере 10 %, ведь многие стали ездить по странам Европы, где эти 10 % уже включены в счёт. Из-за этого с чаевыми у нас стало стабильнее. А что касается перемен в течение года, то это очень индивидуальный момент. Это скорее вопрос воспитания и культуры человека, не думаю, что санкции и рост цен могли здесь повлиять. Если человек не эрудирован в вопросах этикета и культуры поведения в социуме, он и не оставит чаевые, цены здесь ни при чём.

Я работаю в ресторанном бизнесе практически десять лет и могу сказать, что лет так восемь назад чаевые были гораздо больше, чем сейчас. Видимо, это связано с тем, что рынок ресторанного бизнеса не был перенасыщен. Соответственно, почти каждый ресторан отвечал более высоким показателям на тот момент. Поэтому и чай был соответственно более высоким в денежном эквиваленте. С другой стороны, не каждый мог позволить себе ходить по ресторанам и барам каждый день, а сейчас это обычное дело. Например, деловая встреча, свидание, новое знакомство, торжество, или же можно просто почитать книгу в уютном кафе с глинтвейном в придачу в дождливую погоду. Ресторан даёт много возможностей, которые мы не можем организовывать без него и вне его территории. Это стало удобно и обычно. Поэтому так щедро уже не благодарят. И в то же время с таким бесконечным количеством заведений всё труднее быть на уровне качества. Поэтому в тех местах, где рестораторы любят своё дело, живут им, хотят отличиться от всех и занимаются своим бизнесом даже во сне, количество чаевых будет гораздо выше, нежели в других местах по «стандартам ресторанного бизнеса».