Люди
Неспортивное ориентирование: Навигация в городе
Дизайнер Илья Рудерман рассказал The Village о проблемах навигации в Москве
Дизайнер Илья Рудерман провел исследование на тему уличной навигации в Москве в сотрудничестве с компанией News Outdoor. Компания заказала дизайнеру всесторонний анализ существующей навигационной ситуации в столице. News Outdoor получила данные, а дизайнер — возможность пользоваться интеллектуальными плодами своего труда. Специально для The Village Илья поделился результатами своих исследований.
|
|
ТЕРМИНОЛОГИЯ
«Навигация» — неверный термин. Это правильный термин для систем GPS, совместимых с картами, или спортивного ориентирования, которым занимаются на военных кафедрах. Корректное название для того, о чем мы собираемся говорить, звучит по-английски Way-finding System (Система нахождения пути) или Orientation System — то есть ориентация в пространстве: городе, торговом центре или метро. Я предлагаю другой, русский аналог — «Система ориентирующей информации» — сложно, но точно.
СИСТЕМЫ
В Москве действует порядка десяти разных противоречащих друг другу систем. Считать их можно по входам в город: с аэровокзалов, железнодорожных и автобусных вокзалов, наземного городского транспорта (железная дорога, пригородные электрички) и подземки. Большая часть систем недостаточно информативна, часть просто обманывает — показывает не туда, не то, не так или говорит не теми словами, а главное — практически никакого взаимодействия между ними не происходит. Практически все говорят на разных графических языках. К примеру, система уличных указателей (маркировка домов и улиц) использует более двадцати пяти разных шрифтов и шрифтовых типографических композиций. Система рассыпалась давным-давно — это первая проблема.
1–3. Различные начертания номеров домов в Москве. Попадаются выведенные вручную. 4–6. Уличные указатели различаются формой таблички, шрифтом и порядком указания номера дома и улицы. 7–9. На Новинском бульваре можно встретить три различных таблички с указанием улицы.
Вторая проблема — большинство систем друг о друге не знает. Что такое знание одной системы о другой? Возьмем для примера станции метро — на некоторых станциях на столбы наклеены таблички с указанием маршрутов общественного транспорта. То есть метро иногда знает о существовании наземного городского транспорта, но практически не знает о маршрутных такси. Раньше метро не знало об аэропортах, теперь на карте появились значки-указания. Транспортная система также должна знать о карте города. Другой пример: многие остановки именуются по названию улиц, но при выходе из автобуса мы практически сразу дезориентированы, нам даже не подсказывают, в каком направлении искать эту самую улицу.
У города есть еще одна система — система уличных и домовых указателей, — она важна для разных районов, микрорайонов, округов — и в каждом районе теоретически может быть разной. В центре она могла бы указывать на достопримечательности, торговые центры, условно говоря — места силы, а в спальных районах помогать ориентироваться в однотипной застройке.
Количество систем в городе огромно: 1. Указатель проезда к аэропорту. 2. Трафаретные номера в наземном городском транспорте. 3. Уличные указатели, интегрированные с рекламой. 4. Табличка с расписанием маршрутов троллейбуса. 5. Новая айдентика РЖД. 6. Трафаретный символ «Места для пассажиров с детьми», который не менялся больше 50 лет. 7. Схема передвижения поездов метро. 8. Табличка «Камера хранения» на железнодорожном вокзале. 9. Знак «Выхода нет». 10. Указатели в аэропорту. 11. Электронные щиты в метро. 12. Уличный указатель. 13. Символы обновленной айдентики РЖД. 14. Наклейка в наземном транспорте. 15. Знак «Маршрутное такси». 16. Нарисованная вручную табличка с расписанием маршрутов автобуса.
ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Любая система имеет своего потребителя. Есть два критерия рассмотрения потребителей системы городской ориентирующей информации. Первый критерий — по способу перемещения — это водители и пешеходы. Водители ориентируются по-своему: иногда по метро, иногда по поворотам, по одностороннему движению, в общем, по тому, где и как можно проехать, наличию пробок, в конце концов. Пешеходы, в свою очередь, знают общественный транспорт и его остановки, ориентируются в метро и знают пешеходные тропы. Еще есть третья, промежуточная группа. Эти въезжают в город на каком-то виде транспорта, например, по железной дороге из Подмосковья, выходят на вокзале и начинают перемещение по городу: пешком, на метро или автомобилем. И для пешехода, и для водителя, и для въезжающих в город нужны разные способы интеграции систем, потому что каждый тип потребителя знает о городе разное.
И для пешехода, и для водителя, и для въезжающих
в город нужны разные способы интеграции систем, потому что каждый тип потребителя знает о городе разное.
Вторая категория потребителей строится вокруг знакомства с городом. Грубо — это спектр от москвича до иностранца. Есть москвичи или люди, которые прожили в городе достаточно, чтобы в нем свободно ориентироваться. Другая группа в городе недавно, город примерно знает, знает какие-то конкретные места, но теряется, как только оказывается в незнакомом районе. В эту группу также входят жители Подмосковья, которые работают в Москве. При этом надо заметить, что это русскоязычные люди, они готовы читать кириллицу, готовы спросить на улице, и их способ ориентации понятен. Следующая группа — гости столицы, они приезжают, может быть, второй или третий раз, поэтому знают, что в центре Москвы есть Кремль, главные улицы — Тверская и Арбат. Они примерно знают, что им в центре нужно, но как только ориентир исчезает из виду, они сразу теряются.
Четвертая группа — иностранцы, которые не знают города и не читают по-русски. Эта группа также неоднородна, среди них можно найти экспатов, которые в городе живут и перемещаются по нему, ориентируясь визуально, а есть люди, впервые приехавшие в город и не понимающие ровным счетом ничего.
ЛАТИНИЦА В СИСТЕМЕ ОРИЕНТИРОВАНИЯ
Ни в одной из нынешних систем ориентирования в Москве латиница не представлена убедительно. Обладает латиницей только одна система навигации — совмещенные с рекламой указатели, которые являются самыми большими городскими «врунами». Их появление полностью зависит от рекламодателя (то есть они не регулярны), они показывают только то, что выгодно, а их стрелки частенько смотрят в никуда. В метро, конечно, тоже есть латиница, но только на карте. Как только человек попадает на станцию, латиница кончается. Вроде знал, что нужно приехать на станцию метро «Тверская», но вот куда потом выйти? И пошел с толпой, куда ноги приведут.
|
|
ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН
Мировой опыт разнообразен. Он доказывает тот факт, что Москве рано или поздно придется этой проблемой заняться. Лондон, например, — город с продуманной и прописанной системой ориентирующей информации, базирующейся на городском транспорте. Огромное количество видов транспорта, включая водный, который у нас практически не развит, объединенных в единую систему с билетиками, картами в едином графическом представлении. Есть продуманная система маркировок, обозначений и указателей. В открытом доступе в интернете лежит брендбук городского транспорта, называется London Transport System. Это единый, доступный для всех документ. Есть другой опыт, опыт Канады, которая еще в 70-е начала заниматься государственной айдентикой и создала брендбук госайдентики. Внутри этого брендбука, кроме всего прочего, была система маркировки указателей, домов и всего остального.

1. Логотип каждого вида транспорта в Лондоне родственен другим логотипам транспорта. 2. Стойка с указанием вида транспорта и другой полезной информацией. 3. Все транспортные карты в Лондоне выглядят единообразно. На иллюстрации карта подземки. 4. Брошюра, рассказывающая о проездных билетах, и единая карта Oyster, позволяющая даже использовать некоторые виды водного транспорта. 5. Все виды транспорта имеют свои фирменные цвета. На фото трамвай, окрашенный в цвета собственного логотипа.
РЕШЕНИЯ
Очень часто мы видим решения локальных проблем и крайне редко наблюдаем системные видоизменения. Много людей занимаются решением локальных проблем, но никто не решает глобальных. С отсутствием системы ориентирующей информации и указателей в городе боролись так же локально. Что-то придумали во время Олимпиады-80, что-то в 1997 году. Как только решались эти локальные проблемы, о глобальных сразу забывали. Меняются схемы проезда, меняются маршруты, остановки, отменяются повороты, ремонтируются дороги, застраиваются микрорайоны — город живет. А живому городу нужна гибкая, продуманная система организации всего и информации в частности. Этим придется заняться. А как только этим кто-то займется, вероятно, появится и какая-то структура, которая всё это будет отслеживать и реализовывать. Она не должна быть многочисленной, она просто должна быть.
ТИПОГРАФИКА В ГОРОДЕВ городе тотальное засилье шрифта Arial и набора одними прописными. Arial доступен, потому что он системный шрифт и есть на всех компьютерах в широком спектре начертаний. При этом он, на мой взгляд, отвратителен в кириллической версии. Мы начинаем привыкать к нему, это начинает угрожать нашей визуальной культуре, потому что через какое-то время эти ошибки становятся привычными и мы не видим тех же недочетов в новых шрифтах.
|
|
ПРИМЕР ПЕРМИ

1. Остановки общественного транспорта, спроектированные Студией Артемия Лебедева. 2. Общий вид остановки. 3. Стекла павильонов оформлены иллюстраторами, чтобы не возникало желания их разбить. 4. Логотип Перми — заглавная буква «П». 5. Футболки «Я люблю П».
Положительный пример — это Пермь. Сейчас я доделываю шрифт для города. Когда шрифт будет готов, он станет первым городским шрифтом в нашей стране и будет выложен в общий доступ.
Комментарии
Подписаться