Джон Барроу — архитектор, руководитель компании Populous, строящей спортивные объекты по всему миру, в том числе Олимпийский стадион в Сочи и стадион «Рубин» в Казани.

«Спортивный объект обязан зарабатывать деньги — у него бесконечный ресурс, если его строили, думая об универсальности»

—  Джон Барроу

В России Populous сегодня строит два стадиона: один в Сочи, другой в Казани. Мы стараемся передать английский опыт, накопленный со времен проведения Чемпионата мира по футболу в 1966 году и подготовки к Олимпиаде 2012 года. Англия наделала много ошибок, пока строила свои спортивные объекты, Россия может их избежать, готовясь к Чемпионату мира по футболу 2018 года и Олимпиаде в 2014-м. Умные учатся на чужих ошибках. 

Современный стадион должен быть удобным — это стандарт. На спортивную архитектуру сильно влияет американская идеология, желание из любого спортивного события сделать красочное шоу. Это приводит к появлению дополнительных услуг на стадионе — еды, продажи мерчандайза, охраны, — они сильно изменили сам облик спортивного объекта.

Олимпийский парк в восточном Лондоне строится с учетом принципов устойчивого развития. Для примера возьмем саму территорию. В прошлом это крайне загрязненное и заброшенное пространство с покинутыми промышленными объектами. Сегодня всё реанимировано — появились спортивные объекты и дома для участников и гостей соревнований, последние после окончания Олимпиады превратят в 2 818 новых городских домов. В восточной части Лондона живет несколько наиболее неблагополучных сообществ в стране, безработица более 10 %, это в два раза больше, чем в среднем по Англии. Олимпиада может всё изменить для этих людей. Появятся новые рабочие места на тех же спортивных объектах и, в принципе, очаги социализации сообществ. Стадион вполне может быть социальным объектом, центром общения. Если так происходит, то вокруг него начинает складываться инфраструктура, которая несет дополнительные рабочие места. А это уже развитие города. Россия сегодня очень хочет быть в тренде, поэтому начала применять экологические принципы в строительстве. Но этого мало, нужно, чтобы социальный и экономический аспекты устойчивого развития тоже присутствовали, тогда получится, как в Лондоне-2012.

 

Олимпийская деревня в Лондоне — 110 га открытого пространства.
50 % всех строительных материалов для Олимпийского парка транспортировано по воде и железнодорожным транспортом.

20 % энергии для снабжения Олимпийского парка будет поступать из возобновляемых источников.

России необходимо избежать строительства объектов, которые умрут после события, станут ненужными. Так, например, случилось в Афинах, а вот в Пекине всем пользуются, потому что строили, думая о будущем. Есть пример из Лондона — Millenium Domе. Гигантское сооружение создали для выставки в начале нового тысячелетия, а потом просто оставили пустым. Это был гадкий утенок от архитектуры — мы его реанимировали. Прошло 3 года, и Millenium Domе, одна из самых больших концертно-выставочных площадок, — объект номер один по количеству посещений — 5 миллионов человек в год. Успешная трансформация возможна, если думать о том, что на самом деле нужно людям.

 

Millenium Dome (теперь O2 Arena) — крупнейшая концертно-выставочная арена в городе, внутри есть также кинотеатр и клуб.

К «Лужникам» нужно относиться с большим пиететом — это главный московский стадион, исторический проект. Но вашему стадиону не хватает рекламы, развлечений и фестивалей круглый год. Хороший стадион нужно использовать каждую неделю — в идеале 100 событий в год. Концерты, например, — это решение. Английский стадион «Уэмбли» сегодня — это 62 события в год. Спортивный объект обязан зарабатывать деньги — у него бесконечный ресурс, если его строили, думая об универсальности. Когда она есть, спортивный объект не ассоциируется только со спортом.

Моя компания строит новый футбольный стадион для Казани, во время Универсиады 2013 года на нем будет проходить открытие и закрытие игр. В городе уже есть один стадион, поэтому после событий Универсиады наш проект станет официальной площадкой для местного футбольного клуба (ФК «Рубин»), и FIFA уже включила его в программу Чемпионата мира по футболу 2018 года. Расположен он в самой старой части города, напротив Казанского кремля. Сложное место, как понимаете. Нужно сделать так, чтобы спортивная конструкция не выглядела чужеродно. Поэтому мы решили сделать очень простой и лаконичный стадион — это всегда выход. Объект в Казани, возможно, станет главной точкой спортпарка, который строят к Универсиаде. В него войдет также Дворец водных видов спорта и большая парковая зона на 10 тысяч мест.

 
СТАДИОН В КАЗАНИ

Расположение: берег реки Казанки, напротив Казанского кремля
Число мест: 45 000 
Дата открытия: конец 2012 года



В Сочи мы строим Олимпийский стадион, где будет открытие игр, но при этом ориентируемся и на футбол. Конечно, в программе зимней Олимпиады футбола нет, но строить такое сооружение ради одного события не имеет смысла. Сочинский стадион станет частью Чемпионата мира 2018 года, на нем, как и в Казани, будет играть и тренироваться местная футбольная команда, он же станет одной из профессиональных площадок спортивного университета, который собираются открывать.

 
ГЛАВНАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ АРЕНА В СОЧИ

Расположение: Имеретинская низменность, Олимпийский парк
Число мест: 45 000 
Дата открытия: 2012 год

Петербургский стадион — это катастрофа, его стоимость постоянно увеличивается (Последняя озвученная цифра — 30 млр рублей, открытие откладывали уже трижды. — Прим. ред.). Тут только одно можно сказать: большие комплексы надо заказывать людям, которые умеют их строить, которые делали это не раз. Недорогие стадионы выходят, когда проект хорошо проанализирован и понятно его будущее применение. Спортивный объект нужно строить за разумные деньги.

Московский стадион «Динамо» — это целая эпоха, я как-то там сам тренировался. Но идея нового проекта в соединении стадиона, арены, парковки и коммерческой территории в одном здании, что отвечает реалиям нового времени. «Динамо» станет единым комплексом, где тем не менее будет видна история стадиона.

 

На последнем дыхании: стадион «Динамо»


Спортивные события — это национальная гордость, то, что детям будут пересказывать, поэтому место, где они проходят, должно выглядеть фантастически. Необязательно много тратить, но нужно создать запоминающийся, иконический, если хотите, образ.