В рубрике «В закладки» The Village показывает сайты, страницы в инстаграме, паблики и телеграм-каналы — не обязательно популярные, но интересные, смешные или красивые.

В 2017 году три петербурженки — фотограф и светооператор Наталья Тузова, журналист и художник Алиса Севостьянихина, критик и редактор Анастасия Козакевич — запустили фотопроект «Ленинградский Нуар». На черно-белых фотографиях — городские герои, улицы, дворы, квартиры, бары. «Это попытка уловить и увековечить уходящие моменты, артефакты и, конечно же, лица города, которые скоро совсем исчезнут», — поясняют участницы фотохудожественной группы. У проекта есть аккаунты в инстаграме, «ВКонтакте» и фейсбуке.

Недавно стартовал краудфандинг на Planeta.ru: на собранные средства авторы «Ленинградского Нуара» хотят организовать большую выставку. The Village поговорил с ними о ленинградском духе, поезде «Юность» и эстетике нуара.

instagram

«Ленинградский Нуар»

Перейти



Наталья Тузова

участница фотохудожественной группы «Ленинградский Нуар»

С чего все началось

Рождение проекта «Ленинградский Нуар» произошло в квартире одной из участниц на улице Рубинштейна, ранней весной 2017 года. В пространстве с демонтированным абсолютно всем. Там были голые стены, местами в пробоинах, с дранкой или кирпичом, мрачные решетки на окнах, сумеречный свет двора-колодца, потертые поверхности. И весь этот антураж как-то сам по себе просился в объектив — невозможно было не запечатлеть этот абсолютный питерский декаданс. Так родился проект, но набирать обороты он начал чуть больше года назад.

Органично совпало настроение и желание что-то сделать с давно назревшей идеей в процессе первой большой фотосъемки в арке на улице Рубинштейна. Для ее реализации мы договорились с кафе «Рубинштейн» (спасибо им большое!), подключили там к розетке свои кабели, у нас был профессиональный свет, дым-машина, прочее оборудование — и сделали фотосессию в классическом проходном дворе.

После этой первой осознанной фотосъемки сразу стали появляться и другие локации, и возможности, и люди. Как пазл, все стало складываться само собой — этот немного мистический момент проходит через все наши фотосеты и по сей день. Доходит до того, что какая-то идея рождается одновременно у всех участниц. Мы звоним друг другу, чтобы ею поделиться. Вдруг выясняется, что говорим об одном и том же, что идея и даже ее визуализация — уже каким-то невероятным образом готовая, сформировалась в наших головах.

Почему ч/б

К черно-белому формату кадров мы пришли не сговариваясь, как к самому собой разумеющемуся. Черно-белые кадры классических фильмов нуар, на наш взгляд, абсолютно точно совпадают с атмосферой города, которому посвящен проект. Ленинград — город, которого нет на картах, город, в котором небо знает все «наши» цвета: от белого через градацию всех оттенков серого до черного. Да и вообще, мы родились в Ленинграде за пару лет до перестройки, для нас этот город черно-белый. Будь то воспоминания из детства, фотографии сейчас уже легендарных ленинградцев, которые были для нас кумирами, классические кино и фотохроника — все черно-белое.

Герои и места

Этот город — сам по себе декорация, найти место для съемки не составляет труда. Часто бывает, что мы видим какую-либо примету исчезнувшей эпохи, например, раритетный автомобиль, старую стену, коммунальную кухню или камин в квартире художника, и эта примета обрастает сюжетом, историей, которую мы разыгрываем в процессе съемки. Как только формируется намерение поместить локацию в кадр — сразу подтягивается все остальное: концепт, задумка, стилистика, реквизит, оборудование, возможности, герои. Персонажами этих фотоисторий становятся иногда даже случайные прохожие: как это происходило во время самой массовой по количеству участников фотосессии «Мечтая о Ленинградском Рок-клубе». Увидев всю вакханалию, устроенную нами в одном из дворов дружественного бара Unterwelt на Большой Конюшенной (ребята, спасибо вам большое!), незнакомые люди с улицы подходили и просились принять участие.

В самом начале героями фотосессий были мы сами. Потом стали подтягивать друзей, потом — знакомых. Как выяснилось, наше окружение — все сплошь ленинградцы, понимающие, чувствующие эстетику нуара, разделяющие наши художественные взгляды, имеющие такие же представления и воспоминания о Ленинграде. Мы поняли, что наш проект по сердцу нашим современникам, а поколение более взрослое помнит Ленинград в том числе и таким, каким мы его воссоздаем на своих снимках. Поэтому теперь мы приглашаем в кадр не только друзей, но и известных в петербургских кругах личностей, знакомых нам музыкантов, художников, писателей. Ведь так или иначе мы живем в большой культурной деревне, тут все ходят одними тропами, улицами и дворами-колодцами.

Ленинградский дух

Запомнилась одна из самых коротких по времени съемок. Она длилась 48 минут. Ровно столько была в пути электричка от платформы «Университет» до Балтийского вокзала. Идея родилась раньше — мы поняли, что старые электрички с деревянными скамейками — знаете, скрипучие такие, внутри которых пахнет дачей, костром и удочками — они скоро совсем исчезнут. Мы понимали, что такую электричку можно и за весь день не встретить. Но мы рискнули, а заодно решили посетить старый петергофский парк, в котором расположено несколько факультетов ленинградского университета.

Петергоф превзошел наши ожидания — несмотря на лето, там почти не было людей, а корпуса университета, явно просящиеся на капитальный ремонт, оказались просто супер-декорацией. Обшарпанные стены, старые колонны, разбросанные булыжники, арочные старые окна, разруха и запустение, но при этом дворцовая архитектура — в общем, все как мы любим. Весь день мы снимали там — модели были босиком, в полупрозрачных одеждах, мы обфоткали там каждый камушек, получили невероятное удовольствие и так увлеклись, что чуть было не опоздали на последнюю в этот день электричку до Питера.

Мы прибежали на платформу за две минуты до прибытия поезда. Каково же было наше удивление, вплоть до мурашек по коже, когда прибыл состав под романтичным названием «Юность», внутри которого были те самые классические ленинградские деревянные скамейки. Мы снимали в течение всего пути. Искренне удивила и порадовала реакция на происходящее немногочисленных пассажиров, контролеров и охраны поезда — все с любопытством наблюдали, поощряли, некоторые пытались даже помогать. За эти 48 минут нам удалось уловить романтику пригородных поездок, без которых невозможно представить ленинградский дух. Получилась очень кинематографичная, сказочная фотосессия.



Обложка: «Ленинградский Нуар»