Хотим мы этого или нет, в ближайшее время мы будем видеть все больше накрашенных мужчин. Предпосылок к этому предостаточно: поп-культура, желание косметических брендов вдвое увеличить свою аудиторию, тенденция на свободу самовыражения и переосмысление самого определения мужественности. The Village решил разобраться в этой противоречивой тенденции. 

Текст

Алина Смирнова 

Как мужской мейкап воспринимают в мире

По данным CNN, продажи ориентированной на мужчин косметики с 2010 года только растут — и уже обогнали по этому показателю женский сегмент. По мере того, как идея мужского макияжа становится простой и привычной, бренды все чаще добавляют к уходовым средствам декоративные продукты. Увлажняющий крем становится матирующим, крем для глаз слегка тонирует синяки, бальзам для губ обзаводится цветом — то есть граница между уходом и макияжем размывается.

Первой новый тренд оседлала Южная Корея: именно здесь продается больше всего косметики (уходовой и декоративной), ориентированной исключительно на мужчин. В среднем корейские мужчины тратят на косметику 39 долларов в год — больше, чем представители любой другой нации. Главный двигатель южнокорейского рынка — k-pop-идолы, которые, с одной стороны, продвигают саму идею груминга в своих клипах, а с другой — заключают рекламные контракты с косметическими марками и тем самым повышают продажи bb-кремов, консилеров и матирующих праймеров. Правда, даже в такой, казалось бы, толерантной стране на накрашенных мужчин могут смотреть искоса. Как признается бьюти-блогер Ким Сын Хван в интервью каналу BBC, обвинения в нетрадиционной ориентации прилетают в его адрес достаточно регулярно.

Несмотря на двусмысленное положение мужского макияжа в современном обществе, западные бренды охотно поддерживают этот тренд. Масс-маркет-марки декоративной косметики, ориентированные на миллениалов и поколение Z, привлекают бьюти-блогеров транслировать идею макияжа как средство самовыражения. Бренды подороже продвигают незаметный маскирующий макияж, который скроет с глаз следы ночных посиделок в модном баре или появившееся накануне миллионной сделки воспаление. 

Что происходит в России

Положение мужского макияжа в России более неоднозначно, чем за океаном. Как правило, решение о его допустимости ложится на самого человека — или бренд, если речь идет о рекламе. Так, в начале года NYX убрали Уэсли Бенджамина Картера — ярко накрашенного мужчину, блогера — с рекламного плаката в российской версии. Примерно в то же время Chanel выпустили Boy de Chanel: линию косметики, созданную специально для мужчин и названную в честь любовника самой Шанель, Боя Кейпела. Мужские средства для макияжа уже какое-то время (и без лишнего шума) продаются на стендах Tom Ford, а вышедшая в конце прошлого года серия Givenchy, хоть и называется Mister, на деле позиционируется как универсальная. Как показывает практика, отдельные виды мужского макияжа коллеги, друзья и прохожие даже не замечают.

Еще один противоречивый момент в этой истории — образ мужчин, который транслируют средства массовой информации. Невооруженным взглядом видно, что не все скулы были созданы природой, а тон лица в некоторых случаях неестественно ровный. Как ни странно, в таком виде мужской макияж тоже воспринимается совершенно нормально: этого требует работа.

Как получается, что накрашенные мужчины не удивляют соотечественников на телеэкранах, но пугают на рекламных плакатах, и когда мы станем спокойно относиться к желанию молодых людей что-то замазать или припудрить? Выяснить решили у тех, кому приходится работать с этой темой изо дня в день.

Анна Борзова

тренинг-менеджер и ведущий визажист Givenchy


Все продукты Mister давно существовали по отдельности и позиционировались как продукты для мужчин и женщин. Теперь компания решила объединить их в отдельную линейку — это связано с тем, что увеличивается количество мужчин, которые любят ухаживать за своей кожей и покупают средства для макияжа. Поэтому у линии появилось «мужественное» название и черные флаконы. На российском рынке она представлена как универсальная и особого ажиотажа не вызывает. Напротив, ее знают и любят.

Конечно, мы собираем данные о том, какие продукты больше покупают мужчины, а какие — женщины. И, надо отметить, мужчины не отстают: они с удовольствием выбирают компактный матирующий стик, прозрачный гель для фиксации бровей, корректор и гель для создания здорового оттенка кожи. Нам было интересно узнать и мнение дружественных Givenchy мужчин: оказалось, что предпочтения у всех разные, но каждый выбрал себе один или несколько продуктов макияжа без каких-либо стеснений.

Матирующий стик

Givenchy Mister

3 050 рублей

Гель для сияния

Givenchy Mister

3 130 рублей

Корректор

Givenchy Mister

2 910 рублей

Гель для бровей

Tom Ford

3 810 рублей

Елена Крыгина

топ-визажист, основатель бренда Krygina Cosmetics


Наличие щетины — главная особенность, из-за которой макияж на мужской коже очень заметен, и здесь нужно отличать груминг от полноценного мейка. Если мы говорим о мужском макияже как груминге, который выполняет корректирующую функцию, то очень важно, чтобы тон не забивался между щетинками. Это должны быть прозрачные гелевые текстуры, практически не покрывающие, а оттеночные. То же самое касается бровей: продукты должны быть мало пигментированы. Средства для ухода за губами лучше выбирать непигментированные или с минимальным количеством пигмента, а также с матовым эффектом. Чтобы выделить глаза, можно воспользоваться керлером: в груминге я против окрашивания. Если говорить о мужском макияже как об обычном, то здесь нет никаких отличий от женского, и подбирать специальную косметику не обязательно.

Я не знаю, как скоро обществу удастся преодолеть предубеждение против мужского макияжа. Мне лично все равно, красится мужчина или нет. К макияжу я отношусь просто: он смывается и никак не характеризует человека. Я в хороших отношениях с мужчинами, которые красятся, и иногда гораздо ярче, чем я. Я вижу в этом самовыражение и во многом — искусство. Я также общаюсь с мужчинами, которые используют макияж, чтобы скрыть недостатки и выделить черты, и делают это довольно незаметно. Мужчины имеют право выглядеть лучше. Они же причесываются, завязывают галстук — почему они не могут замазать круги под глазами, чтобы тоже было красиво? Очень важно избавиться от предрассудков. Если мужчина осознанно хочет краситься, пусть делает это и кайфует от результата.

Тональный флюид

Boy de Chanel

цена по запросу

Водостойкий карандаш для бровей

Boy de Chanel

цена по запросу

Матовый бальзам для губ

Boy de Chanel

цена по запросу

Матовый бальзам для губ

Kiehl’s

800 рублей

Екатерина Пономарева

ведущий визажист MAC


У мужчин есть свои особенности: сухая кожа лица, глубокие мимические морщины вокруг глаз, щетина, сосуды, капилляры. Я уверена, что для мужского макияжа нужна отдельная линейка продуктов: более понятная, она будет восприниматься спокойнее. Учитывая традиции нашего региона, аудитория пока относится к мужским продуктам противоречиво — ими интересуются больше представительницы женского пола или визажисты. Сейчас мужчины пользуются только консилером — и то в случае, когда нужно скрыть следы драк. Но пока это максимум. Полагаю, обществу понадобится еще несколько десятков лет, чтобы к этому привыкнуть. 

Сценический грим или арт-элементы — совсем другое дело. Лидер Aerosmith Стив Тайлер не скрывает своей привязанности к макияжу и перед выступлением всегда использует черный карандаш для глаз, гель для бровей, тинт для губ и консилер. И эти детали на сцене только подчеркивают его харизматичность и мужественность. Ведущие используют более тяжелый груминг, который видно невооруженным глазом, он должен выровнять тон и скрыть следы усталости.

Увлажняющий корректор

MAC Select Moisturecover

1 790 рублей

Крем для глаз

MAC Fast Response

3 300 рублей

Увлажняющий лосьон с эффектом матирования

MAC Oil Control

3 300 рублей

Бальзам для губ

Tom Ford

2 210 рублей