2 февраля на первом этаже ЦУМа начнет работать поп-ап-пространство японского бренда A Bathing Ape. Впервые марка, кратко именуемая Bape, будет официально продаваться в России. Специально для тех, кто ничего не слышал о культовом стритвир-бренде, The Village проводит краткий исторический экскурс и объясняет, почему появление A Bathing Ape в Москве — это действительно событие и что из ассортимента стоит покупать в первую очередь.

Что покупать у Bape

Поп-ап-пространство Bape будет работать на первом этаже ЦУМа в течение двух недель в начале февраля, после чего переедет на второй этаж в корнер On Tsum на постоянной основе. В весенне-летней коллекции ожидаются верхняя одежда, толстовки, свитшоты, футболки, брюки, кроссовки и аксессуары. Помимо регулярной линейки, по субботам ассортимент корнера обещают пополнять новыми коллаборациями и дропами, которые у марки выходят с завидной регулярностью.

Если до этого момента в вашем гардеробе не было ничего от Bape, начинать советуем с визитных карточек. К таким у японского бренда в первую очередь относятся фирменные худи с абрисом акульей челюсти на капюшоне (Ape Shark Hoodie). Туда же идут футболки с крупным логотипом бренда в виде головы обезьяны (Ape Head) и, конечно же, кроссовки Bape Sta, вдохновленные классическими Nike Air Force. Только вместо свуша на боковой панели красуется звезда (еще один отличительный элемент японского бренда), и стоят они в два-три раза (в зависимости от материала и расцветки) дороже. Также всегда можно купить любую вещь с фирменным камуфляжным паттерном Bape, который знатоки отличат от любого другого издалека.

Помимо одежды и обуви в ЦУМе будет частично представлена линейка бренда с аксессуарами.

Почему появление Bape в Москве — это круто

Потому что купить вещи бренда онлайн очень сложно. У американского сайта доставки в Россию нет, у японского она распространяется лишь на малую часть ассортимента. Большинство же европейских магазинов, где хоть как-то представлен Bape, не продает марку онлайн (например, Slam Jam Socialism). А если и продает, то ключевые позиции разлетаются моментально (как у Selfridges).

После того как в 2011 году A Bathing Ape купил гонконгский конгломерат I. T. Group, вещи бренда стало проще найти: они начали появляться в мультибрендовых бутиках по всему миру.

Bape всегда был брендом, большим спросом на который умело пользовались реселлеры. Даже сейчас, когда марка стала более доступной, перекупщики продают вещи из новых дропов втридорога, понимая, что возможности купить онлайн у значительного числа людей все еще нет.

По той же причине Bape — это не только одежда, но и объекты коллекционирования. Банально: купленные сейчас кроссовки можно будет спокойно перепродать в полтора-два раза дороже через пару лет. Но делать так не надо.

С чего все началось

За одной из самых влиятельных уличных марок нашего времени стоит Томоаки Нагао, также известный как Ниго. Окончив школу, он поступил в престижный колледж моды Bunka Fukusō Gakuin в Токио на конструктора одежды. В студенческие годы познакомился с двумя важными людьми в его жизни — будущим основателем бренда Undercover Джуном Такахаши и «крестным отцом» японского стритвира Хироши Фудживарой. Вместе с Такахаши Ниго открыл в богемном токийском районе Харадзюку магазин Nowhere.

Ниго курировал левую половину помещения, где продавал американский винтаж и кроссовки. Такахаши использовал правую половину, где продвигал собственный бренд Undercover. А наставлял компаньонов на первых порах их старый знакомый Фудживара. Со временем Ниго последовал примеру Такахаши и решил создать собственный бренд, получивший название A Bathing Ape (сокращенно Bape). Первое время марка специализировалась на небольших капсульных коллекциях футболок: из 50 на дроп только 20 шли на продажу. Остальные Ниго раздаривал своим друзьям, которых сегодня бы называли инфлюэнсерами. Среди них был и Фудживара. Отсутствие крупных финансов и маленькие тиражи неожиданно для самого Ниго стали козырем. Все вокруг хотели себе редкую футболку с изображением головы гориллы и готовы были платить за это немалые деньги. Именно тогда вокруг Bape начала создаваться аура эксклюзивности.

Ассортимент бренда расширялся, а спрос на вещи продолжал расти, несмотря на высокую стоимость. У Bape появились собственные магазины и вместе с ними серьезный вес в токийском стритвире.

В самом начале 2000-х Ниго и Такахаши закрывают Nowhere и концентрируются на собственных брендах. В 2001-м Pepsi запускает масштабную рекламную кампанию с японской маркой, выпуская газировку в упаковках с фирменным камуфляжем. Сейчас пустые бутылки 2001 года выпуска можно приобрести на Grailed. Летописцы стритвира считают, что именно этот союз вывел Bape из японского андерграунда и предоставил широкий простор для коллабораций.

Одним из главных новаторских решений дизайнера стал конвейер релизов. Вместо классических и привычных двух коллекций в сезон Ниго выпускал небольшие капсульные коллекции и коллаборации чуть ли не каждую неделю. Чего там только не было: игрушки, кружки, брелоки, канцтовары, рыболовные снасти, одежда для собак, настенные часы, зажигалки, подстаканники и даже освежители воздуха. Регулярные дропы способствовали бесконечному ажиотажу вокруг Bape. Сегодня частые релизы стали обыденностью для брендов, но тогда так делал только Ниго.

При чем тут рэп?

Считается, что нерушимый союз рэп-музыки и Bape начался со знакомства Ниго и Фаррелла Уильямса. По большому счету, так оно и есть, но еще в середине 1990-х (то есть задолго до всех остальных американских исполнителей) куртку с фирменным камуфляжем носил легендарный Notorious B.I.G.

Знакомству Ниго и Фаррелла способствовал уроженец Узбекистана Якуб Арабов, он же Jacob The Jeweller — культовый ювелир, клиентами которого были рэперы середины нулевых. Во время очередного визита Фаррелла к Джейкобу тот рассказал ему о таинственном «чуваке из Японии», который делает крутые тряпки. Несмотря на то что Ниго не знал английского, а Фаррелл японского, у них быстро нашлись общие интересы: начиная с любви ко вселенной Star Trek и фильмам серии «Планета обезьян» и заканчивая симпатией к ярким цветовым сочетаниям и одержимостью дорогими украшениями.

Вместе с Уильямсом за популяризацию Bape в Штатах взялись его протеже и близкие друзья Pusha T и No Malice, выступавшие в те годы в качестве дуэта Clipse. Троица повсюду появлялась в худи, футболках, джинсах и кроссовках японского бренда: на улицах, мероприятиях, фотосъемках и, конечно, в своих собственных клипах. Самым громким стал «Mr. Me Too», в котором рэперы обвиняли коллегу Лил Уэйна в том, что он копирует их стиль. В числе прочего говорится о внезапно возникшей любви Уэйна к Bape.

Рэперы становились моделями Ниго, и фанаты интересовались, что это за одежда, искали, где ее купить. Как и в 1990-х в Токио, ограниченное предложение вновь породило невероятный спрос. А элемент эксклюзивности сыграл на руку Ниго.

Bape быстро стал одной из главных сил американского стритвира. В 2007-м у бренда вышла пара кроссовок Bape Sta, созданная с Канье Уэстом. Дизайн модели обыгрывал обложку дебютного альбома рэпера «The College Dropout». Примечательно, что именно эту пару многие сникерхеды считают главными кроссовками Канье, а не его многочисленные коллаборации с Nike и adidas. Сейчас такая модель в более-менее приемлемом состоянии стоит  около 3 тысяч долларов.

Еще один важный момент в истории японского бренда — выход дебютного клипа рэпера Soulja Boy в 2008 году. Трек, в котором упоминаются кроссовки Bape Sta, стал абсолютным хитом с первой строчкой в чарте Billboard и номинацией на «Грэмми». А клип, в котором Soulja Boy танцует в этих самых кроссовках, стал по-настоящему виральным. Сейчас у него 378 миллионов просмотров.

Сегодня одежду и обувь Bape носит практически каждый топовый рэпер — от молодых Ski Mask the Slump God и Juice WRLD до уже состоявшихся легенд вроде Jay-Z, Дрейка и Кида Кади.


Фотографии: A Bathing Ape