Текст: Алиса Таежная

«Смерть Сталина»

Режиссер: Армандо Ианнуччи

В ролях: Стив Бушеми, Джейсон Айзекс, Джеффри Тэмбор

Очень много черного юмора о подковерной возне в марте 1953 года

Сталин и полдюжины его приспешников проводят свободное время вместе за просмотром фильмов, выпивкой и анекдотами, над которыми принято смеяться только с подачи вождя. Сталин стар и у власти давно, но о преемниках не заходит и речи: в кулуарах партийная верхушка объединяется в двойки и тройки, продумывая план дальнейших действий, но никто всерьез не верит в смерть главнокомандующего — он кажется вечным. Приступ и неожиданная кончина — начало мышиной возни: сперва вокруг тела, потом — вокруг детей (алкоголика-сына и заламывающей руки дочери), позже — вокруг царственных похорон и долгожданной единоличной власти. Совсем неожиданно, что победителем в этой схватке станет неуклюжий и колхозный Никита Хрущев (Стив Бушеми), когда на трон вождя народов претендуют бряцающий орденами нелепо воинственный маршал Жуков (Джейсон Айзекс), истребитель людей и насильник Лаврентий Берия (Саймон Расселл Бил) и пытающийся усидеть на всех стульях сразу Георгий Маленков (Джеффри Тэмбор). Поблизости околачиваются и тоже что-то замышляют Молотов, Микоян и Каганович.

Едва ли не самый ожидаемый фильм зимы и, по мнению западных коллег, одна из самых злых и своевременных комедий года принадлежит Армандо Ианнуччи — мастеру политической сатиры, который разобрал по косточкам современную американскую и британскую политическую систему в очень смешных сериалах «Вице-президент» и «В гуще событий». Шайка вокруг Сталина — очевидная новая мишень для Ианнуччи, можно сказать, идеальная: ставки в борьбе невероятно высоки — это жизнь, а не просто репутация, а каждый персонаж фильма, доведенный компромиссами до идиотизма, давно утратил здравый смысл и базовые понятия о добре и зле.

Привилегия, которая есть у Ианнуччи и нет у российских зрителей — дистанция и отсутствие коллективной травмы, которые позволяют ему шутить там, где большинству наших соотечественников страшно, больно и ком стоит в горле. Пока сталинские прихлебаи танцуют ритуальные танцы взаимной вежливости и буднично надувают друг друга, на фоне насилуют малолетних девочек и расстреливают слуг, забивают до смерти героев в застенках, даруют свободу и сажают по пустяковым обвинениям. Именно это несоответствие черной комедии о властолюбивых кретинах и реального эпоса о человеческом страдании в конце концов и подводит Ианнуччи, делая его фильм простым для переваривания теми, кто никогда не жил в СССР, и таким трудным для, наверное, любого зрителя с репрессированными и убитыми родственниками в анамнезе. Горящие глазенки от долгожданной встречи с властью, военная маскулинность и психопаты, стоящие в ряд на Мавзолее, а позже бодающиеся за влияние, — совершенно точно вотчина Ианнуччи, но контекст сталинских репрессий ему, как сатирическому режиссеру, пока явно не по зубам.

Примечание: 23 января Министерство культуры РФ отозвало прокатное удостоверение у фильма.


Смотреть? Да

«Приключения Паддингтона 2»

Режиссер: Пол Кинг

В ролях: Хью Грант, Брендан Глисон, Салли Хокинс

Идеальный добрый фильм для внутреннего ребенка в каждом взрослом

Южноамериканский говорящий медвежонок Паддингтон уже давно обосновался в доме Браунов. Папаша Браун (Хью Бонневилль) страдает от невозможности повышения на работе, мамаша (Салли Хокинс) планирует переплыть Ла-Манш, пока дорисовывает свои книги, дети переживают проблемы переходного возраста, а сам Паддингтон готовится к юбилею тетушки-медведицы. В подарок он выбирает в антикварной сувенирной лавке книжку-раскладушку с лондонскими достопримечательностями: когда-то тетушка мечтала оказаться в Англии, родине идеального апельсинового мармелада, но поймала из воды Паддингтона и осела в джунглях. Книжка, как оказалось, хранит в себе секреты о сокровищах столетней давности и русской циркачке Наталье Козловой, и за ней охотится нарциссический актер (Хью Грант), давно списанный в утиль и теперь рекламирующий собачью еду в костюме рыжего пса. Паддингтону будут помогать не только добрые соседи, но и заключенные самой закрытой тюрьмы Лондона (Ноа Тейлор и Брендан Глисон), большинство прохожих и много бутербродов с мармеладом, спрятанных под красной шляпой. На то он, в конце концов, и самый обаятельный медведь в мире.

Создателям «Паддингтона» удалось две почти невозможных вещи. Первое — снять продолжение лучше оригинала. Второе — придумать добрый карамельный счастливый фильм для взрослых и детей, в который хочется возвращаться каждый раз, когда на душе заскребут кошки. Игрушечный в сюжете, гротескный в актерских камео и сувенирный во всех украшательствах, «Паддингтон» берет лучшее у Уэса Андерсона, Жака Тати, Терри Гиллиама, Жан-Пьера Жене и Блейка Эдвардса — и бодро взбалтывает, но не смешивает. Много ли существует фильмов со зрительским рейтингом 6+, в которые хочется провалиться взрослым? Из 100 % похваливших «Паддингтона» на Rotten Tomatoes детей меньшинство: им очаровываются те, кто уже лет 20 как не тискал любимого плюшевого мишку. Прививка от мизантропии и дурного настроения в плохую погоду, «Паддингтон» за стандартные детские 100 минут успеет рассказать обо всем: о дружбе в большом городе, социальном дарвинизме в тюрьме, силе данных обещаний, кризисе среднего возраста и маниакальной депрессии, готовности спасать любой ценой и желании прижать любимых к сердцу. Заплакать в конце фильма от радости или умиления — именины сердца, которые не закладывают в цену входного билета.

Примечание: Прокат фильма был отложен Министерством культуры РФ в прошлый четверг, и поэтому он не попал в прошлый выпуск «Фильмов недели». «Паддингтона» показывают в кинотеатрах с минувшей субботы.


Смотреть? Да

«Хэппи-энд»

Режиссер: Михаэль Ханеке

В ролях: Изабель Юппер, Жан‑Луи Трентиньян, Матьё Кассовиц

Новый и, как всегда, злой Михаэль Ханеке — о закате европейской семьи

Ради эксперимента девочка Ева (Фантина Ардуин) кормит хомячка мамиными таблетками, выписанными психиатром, и снимает его мгновенную смерть на камеру. Через время Ева съезжается с богатой семьей отца (Матье Кассовиц). Его новая жена мечтает о ребенке, обрученная нервная сестра (Изабель Юппер) с сыном на грани нервного срыва управляют большой строительной компанией. В доме живет и патриарх — дедушка (Жан-Луи Трентиньян) с частичной деменцией, которого отвозят на концерты классической музыки и показательно чествуют, мысленно отмеряя время, когда с ним будет пора прощаться. Именно дедушка несколько лет назад проводил на тот свет жену в последнем фильме Михаэля Ханеке «Любовь» — «Хэппи-энд» является его своеобразным продолжением. В нем юная Ева пытается найти себя в мире взрослых, но странным образом больше всего сближается именно с самым уязвимым и больным родственником из всех.

Новый фильм Ханеке — необязательный для его скептиков и привычный для его фанатов — объясняет, как устроена и чем больна богатая европейская семья (или шире — привилегированные классы). По Ханеке, они все оформляют в сделку — свадьба здесь держится за руку с инвестициями, а любой ущерб и повреждение заканчиваются чеком с круглой суммой. Работающих в рабских условиях иммигрантов можно накормить, обогреть или тоже заплатить им. Все, что не решается деньгами — несчастье, отчаяние, болезнь, — решается лекарствами, а самое большое количество сил тратится на поддержание статус-кво. Безъязыкость и растерянность в близких отношениях перерастает в отчуждение — все неудобные чувства поколениями подметаются под ковер, а церемонные обеды никогда не становятся местом теплого семейного разговора. Тем интереснее самая неоднозначная героиня фильма — подросток Ева, которая учится выживать и движется на ощупь среди полудюжины врущих, молчащих, незаинтересованных и очень обеспеченных людей. Формально родственников, фактически — бесконечно чужих. Драма Ханеке о сломанной эмпатии и эмоциональной беспомощности — антоним его же «Любви», где через привязанность, усталость и отторжение сквозила уязвимая человечность и потребность во внимании.


Смотреть? Возможно


Обложка: Kinomania