Текст: Алиса Таёжная

«Игла»

режиссер: Рашид Нугманов

в ролях: Виктор Цой, Марина Смирнова, Петр Мамонов, Александр Баширов

Виктор Цой спасает девушку от наркотиков: перестроечный фильм с главной советской поп-звездой

Приехавший в родную Алма-Ату четкий парень Моро (Виктор Цой) встречается со своей давней любовью Ниной (Марина Смирнова). Несколько дней в ее компании — и Моро очевидно, что в жизни Нины появились новые неприятные знакомые (включая Петра Мамонова), опиаты, игла и зависимость. Чтобы спасти Нину, Моро вытаскивает ее в степь, где нельзя достать наркотики, и переживает с ней ломку, но после возвращения в город все начинается заново. Единственный способ встать на защиту девушки по боевому кодексу — разоблачить наркосеть, работающую в постперестроечном пространстве беззакония.

После ограниченного проката «Ассы» этой весной было логично дождаться «Иглы» — одного из самых важных фильмов позднего СССР от когда-то многообещающего казахского режиссера. Другого осознанного полного метра Нугманов так и не снял, а Виктору Цою не досталось другой такой роли в кино — и последний факт делает «Иглу» безусловной драгоценностью. Здесь и немного Брюса Ли, и Александр Баширов в привычной истерике, и «Группа крови» на титрах, и нож под сердце, про который знают все. «Игла» лучше всех фильмов своего времени передает страх перед чумой перестройки — повальной героиновой наркоманией, скосившей целое поколение. И делает Цоя последним героем, погибающим за все хорошее против всего необъяснимого и коварного.


Смотреть? Да

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована»

режиссер: Ксавье Долан

в ролях: Кит Харингтон, Натали Портман, Джейкоб Тремблей, Эмили Хэмпшир

Чувствительная и местами смешная мелодрама Долана со звездой «Игры престолов»

Журналистка Одри, в основном работающая в военных точках (Тэнди Ньютон из «Мира Дикого Запада»), злясь на редакцию, без большого энтузиазма берется за новое задание — между самолетами в Праге провести интервью с молодым актером Рупертом Тёрнером (Бен Шнетцер), написавшим сенсационную книгу о своей детской переписке с мировой поп-звездой. За 15 лет до этого Руперт, влюбленный в глуповатое шоу о сверхъестественном и страдающий от травли в школе, орал перед телевизором, когда видел Джона Ф. Донована (Кит Харингтон) — смазливого актера на пороге большого рывка.

Руперт рассказывает журналистке про школьное детство, отношения с матерью (выдающаяся даже для ее фильмографии Натали Портман), чувство одиночества и переписку с Донованом, который жил в Штатах, когда подросток-Тёрнер маялся в Англии и мечтал вырасти и стать актером. Донован погиб совсем молодым, и бестселлер Тёрнера, по мнению Одри, спекулирует на ранней джеймсдиновской смерти поп-идола.

Нового Ксавье Долана отругали в Каннах так, будто бы канадский режиссер снял худший фильм на Земле. Но, несмотря на несколько квази-буддистских максим о принятии себя (одну из них произносит неизвестно откуда взявшийся старик в кафе), драма Долана остается остроумным и теплым фильмом о семье, привязанности и становлении во враждебной среде. Все клише на месте, но поданы мило: кретин в школе, дразнящий «педиком», детские актерские пробы, деловая агентка, страхующая от провала. Форма параллельного повествования, да еще и интервью, кажется порочной еще по трейлеру, пока невольно не проваливаешься в нежные сцены, где есть место и скромной учительнице, и пьющей матери (Сьюзен Сарандон), и братскому счастью.

Долан очень деликатно, гораздо взрослее, чем в «Это всего лишь конец света», обходится с детско-родительским конфликтом, а его маленький Руперт выясняет отношения с матерью как лучшие герои-подростки из инди-комедий. Харингтон и вовсе делает то, что умеет лучше всего: смотрит на окружающий мир грустными карими глазами — и его тоже за это преступно упрекать. Вместо байопика о вымышленном селебрити, как позиционируют Долана после Канн, мы смотрим вкрадчивый фильм о том, как, взрослея, ищем опоры в родителях, которые нас иногда не слышат, и далеких знаменитостях из телевизора, чья судьба помогает нам стать собой — даже если они не пускаются с нами в длительную переписку.


Смотреть? Возможно


Обложка: «Вольга»