Текст: Алиса Таёжная

«Щегол»

The Goldfinch

Режиссер
Джон Краули

В ролях
Энсел Элгорт, Оакс Фигли, Анайрин Барнард, Финн Вулфард, Сара Полсон, Люк Уилсон, Джеффри Райт, Николь Кидман

Слезливая и долгая драма по мировому бестселлеру Донны Тартт. Оно того не стоит

В дождливый день, когда маму маленького Тео вызывают в школу, они с мамой решают заглянуть в Метрополитен-музей, чтобы посмотреть на ее любимую картину — «Щегла» голландского художника XVII века, который подорвался на порохе в Дельфте и ничего после себя не оставил. Взрыв в музее — и Тео остается совершенно один: мама погибает, из музея незаметно для всех он крадет того самого «Щегла» и памятный перстень, предназначенный хозяину антикварной лавки Хоблу. Бездомный Тео из-за трудностей с опекой попадает в дом Барбуров (мать — царственная, как всегда, Николь Кидман). Потом бездомного мальчика ждет странное взросление в американской пустыне, знакомство с русским ребенком Борисом, чей отец пролетел через весь мир, и снова возвращение — к Барбурам, Хоблу и «Щеглу», которого он годами не выпускал из рук. Или думал, что не выпускал. Взрослый Тео (Энсел Элгорт) в гостиничном номере Амстердама будет вытирать кровь с рукава и вспоминать обо всех потерях своей жизни, главная — конечно, удаляющаяся в белом пальто мать.

Литературная сенсация «Щегол», ставшая главным из американских романов XXI века, экранизирована режиссером Джоном Кроули, который снял отличный «Бруклин» и «Мальчика А». То ли дело в нем, то ли в сценаристе Питере Строхане, почти целиком ответственном за провал «Снеговика» по Несбё, но фильм не удался. В экранизации длиной два с половиной часа наспех пересказаны ключевые моменты книги, но целиком упущена многослойность и собственно волшебство литературы — когда самое главное запрятано не в мыльно-детективном сюжете, а в воспоминаниях и тактильных ощущениях главного героя: они становятся наваждением, не дают ему спать, проносятся через всю его жизнь.

Потери «Щегла» рассказаны в глупо-мелодраматичном ключе, будто смотришь «Ангелов и демонов» или «50 оттенков серого». Тем не менее на экране время от времени наблюдается оживление. Когда, например, появляется Сара Полсон в роли американской гопницы Ксандры, или каменеет Николь Кидман, или мятежный подросток Борис в исполнении Финна Вулфарда (дилогия «Оно», «Очень странные дела») тащит Тео пробовать кислоту и колеса под Radiohead и Animal Collective. Рядом с ними Тео — маленький и взрослый, но с одинаково поджатой челюстью и дрожащим взглядом — выглядит как блеклый второстепенный персонаж, которому отчего-то досталось больше всех экранного времени.

Типичный фильм, чтобы овладеть «искусством рассуждать о книгах, которые вы не читали», но если время оригинального «Щегла» для вас еще не пришло — пожалуйста, не крадите у себя волшебство и лучше проведите три вечера с книгой в кресле.


Смотреть? Нет

«Манхэттен»

Manhattan

Режиссер
Вуди Аллен

В ролях
Вуди Аллен, Дайан Китон, Майкл Мерфи, Мэриэл Хемингуэй, Мэрил Стрип

Черно-белая классика: Вуди Аллен признается в любви родному городу, а между этим мотает нервы малолетке

Очередной гость повторного проката — карьерообразующий ромком Вуди Аллена о 40-летнем нарциссе и разбитых сердцах. За спиной зацикленного на себе Айзека — кровавый развод с нью-йоркской красавицей (Мэрил Стрип), которая решает в мемуарах вспомнить все худшее сразу, а сейчас вообще начала встречаться с женщиной. Айзек мнит себя то ли Сэлинджером, то ли Фицджеральдом, застрявшим на телевидении (он пишет для шоу), проводит вечера с друзьями и ходит туда, куда положено ходить образованным горожанам.

«Манхэттен» начинается с «Рапсодии в голубых тонах» Гершвина и затасканных признаний Айзека в любви родному городу — и да, он явно не Фицджеральд. У Айзека есть малолетняя любовница — только окончившая школу Трэйси (Мэриэл Хемингуэй), которая мечтает проводить с ним как можно больше времени и не вылезать из постели. Но Трэйси кажется ему легкой добычей, и Айзек заглядывается на девушку своего друга Мэри (Дайан Китон) — харизматичную женщину с безграничным обаянием и язвительным мнением обо всем.

У каждого фаната Аллена есть свой «любимый Вуди Аллен», но «Манхэттен», как и «Энни Холл», впечатляет даже тех, кто считает режиссера переоцененным. Это очень красивый, мнимо простой и очень остроумный фильм о кризисе среднего возраста, привычке делать другим больно и глупой надежде, что отношения могут зашить глубокую дыру внутри. Аллен с середины 70-х писал портрет городского невротика, и его Айзек — лучшее и худшее, что можно сказать про каждого жителя мегаполиса: амбициозный и самодовольный, легко включающийся и поверхностный, эрудированный и лишенный эмпатии, а главное — принимающий все происходящее вокруг него как должное. «Манхэттен» дарит две великолепные роли Китон и Хемингуэй — портреты женской зрелости и молодости в большом городе: одну трудно удивить, другая не перестает удивляться.

Аллен снял саморазоблачающий фильм о том, как злоупотреблять восхищением и вниманием наивного и неопытного человека и кормить этим свое самолюбие, но на упаковке это все еще кино о счастье быть частью большого и неумолкающего города.


Смотреть? Да

«Стриптизерши»

Режиссер
Лорин Скафария

В ролях

Констанс Ву, Дженнифер Лопез, Джулия Стайлз, Метте Таули, Вэй Чинг Хо

Стриптизерши-аферистки во главе с Джей Ло опустошают мужские карманы

«Вся страна — это просто стрип-клуб, кто-то зарабатывает, кто-то забирает», — скажет в интервью New York Magazine Рамона, стриптизерша с латиноамериканскими корнями, живущая по принципу «не потопаешь — не полопаешь». За 20 лет работы моделью и стриптизершей она стала одной из главных звезд манхэттенского стрип-клуба, где оставляют деньги самые богатые ребята с Уолл-стрит: каждый раз, когда Рамона выходит на сцену крутиться вокруг шеста, в нее ураганом летят крупные купюры.

Дестини (Констанс Ву) — новенькая в клубе, азиатка из Лос-Анджелеса, на чьем обеспечении живет бабушка: именно от ее имени рассказана история банды стриптизерш, опустошающих мужские карманы. Дестини сразу нравится Рамоне, и она предлагает работать в паре, а потом и группой — с блондинкой и афроамериканкой, чтобы за танцы и свидания платили больше. А заодно делится главными секретами профессии — как угадывать желания мужчин, тянуть время, чтобы стянуть с них побольше, и не ронять достоинство в работе, за которую женщин никто не уважает. Кризис 2008 года меняет их жизнь и гламурные привычки: теперь от танцовщиц ждут секс-работы, и нужна хитрость, чтобы не прогибаться каждый день. Так Рамона решает собрать стриптизерскую банду, а каждая из девушек получила то, что заслуживает, — спокойную зрелость без необходимости трясти попой у шеста.

«Стриптизерши» — очень однозначный и очень бойкий фильм о том, как выплыть на поверхность, настоящая survival-драма, замаскированная под неоновое кино о вечеринках и танцах в откровенной одежде. В основу фильма легла реальная статья в New York Magazine о группе девушек, которые пошли на серийные преступления и шантаж ради заработка. Как легко догадаться, ни героиням, ни авторам фильма «белых цисгендерных мужчин» совершенно не жалко: если те тратят за ночь в клубе пенсию пожарного, почему бы не встать в очередь и не отхватить кусочек себе.

Мораль «Стриптизерш» очевидна: почему за банковские махинации и разграбление страны не отвечает никто, а за покушение на кредитную карточку нужно отдавать несколько лет в исправительной колонии? Лорен Скафария при этом снимает еще и кино о взаимовыручке и, не побоимся этого слова, сестринстве. Посмеяться тоже есть над чем: камео Карди Би и Мадлен Брюэр, кичуха жирных нулевых — приватные лаунджи, швыряющий деньги в воздух Ашер со свитой и танцы на шесте, которые уже сейчас кажутся анахронизмом.

После «Стриптизерш» можно идти вторым сеансом на док по экономике, который как раз объясняет, как нас грабит Уолл-стрит, на который так зла Рамона: «Капитал в ХХI веке» по нон-фикшн-бестселлеру Томаса Пикетти тоже выходит на этой неделе.


Смотреть? Да


Обложка: MEGOGO Distribution