«Текст»

Режиссер

Клим Шипенко

В ролях

Александр Петров, Кристина Асмус, Иван Янковский

Назло маме сбежавший из дома Илья (куда новейшему российскому кино без Александра Петрова?) идет в ночной клуб с девушкой, где ему подбрасывают наркотики. За семь лет, что Илья сидит в тюрьме, Россия, как это с ней бывает много столетий, меняется целиком, и при этом в ней не меняется ровным счетом ничего.

Кроме засилья мобильных технологий и пиканья уведомлений в мессенджерах, реальная жизнь работает по классике: силовики решают, кого посадить по палочной системе, судьбу определяет круговая порука. С первого дня на свободе Илья входит в пустоту: любимая мама, переживавшая за его будущее, умерла; девушка без угрызений совести живет дальше; друг оказался и не друг, и не враг, а так. После гибели опера, виноватого в его сроке, у Ильи остается его телефон со всеми явками и паролями чужой жизни: главный герой решает отыграть его роль, доделать незавершенные дела и при этом остаться незамеченным.

Пересказ «Текста» будет напичкан спойлерами для тех, кто не читал российский бестселлер двухлетней давности — а таких, скорее всего, немного (автор — один из них). Писатель Дмитрий Глуховский, автор успешных книжек из серии «Метро», сам переложил роман на сценарий, обрезав для двухчасового хронометража роман в несколько сотен страниц, но суть «Текста» осталась прежней. Это кино о том, как гаджеты складируют нашу память, поступки и в конечном счете движения души, так что стать другим человеком с его телефоном на руках не сложнее, чем подкинуть вес по статье 228.

Имя Горюнова — литературного героя, придуманного Глуховским несколько лет назад, — созвучно Ивану Голунову, чья антикоррупционная журналистская работа закончилась сфабрикованным делом — нарочно такое не придумаешь. Фильм Клима Шипенко (одноклассника Голунова, если что) — редкий, если не уникальный, случай российского мейнстрима широкого проката с нескрываемой политической критикой. История Ильи — узнаваемый случай общеизвестной коррупции и тотального бесправия человека перед молохом системы. «Текст» — это угрюмый детектив о неприветливом городе, где каждый сам за себя — особенно если за твою судьбу не вписалось бурлящее медийное сообщество. Все факты нашей с вами зависимой жизни пересказываются здесь сухо, через запятые: на каждого (опера или мирного гражданина) найдется свой компромат, своя травма и свои враги.

Что важно и для сюжета, и для состоятельности фильма — постановщики обошлись без декоративных квартир, объяснялок про интернет и поддельной открыточной Москвы, которую неудачно причесывают под все жанры оптимистичные современники Шипенко. Эту киноправду путинской эпохи, скорее всего, будут цитировать как самый доходчивый фильм о России 2000-х и 2010-х: не слишком многослойный для хорошего нуара, но смелый и прямолинейный рядом с ностальгическим и елейным массовым кино.


Смотреть? Возможно