Текст: Лев Левченко

«Плохие парни навсегда»

Bad Boys for Life

Режиссеры: Адиль Эль Арби, Билал Фалла

В ролях: Уилл Смит, Мартин Лоуренс, Ванесса Энн Хадженс, Александр Людвиг, Паола Нуньес

Спустя почти 20 лет после событий второй части детективы Майк Лоури (Смит) и Маркус Бёрнетт (Лоуренс) по-прежнему работают в полиции Майами. Маркус, у которого только что родился внук, уговаривает Майка уйти на пенсию: они немолоды, высокотехнологичное подразделение АММО справляется с борьбой оргпреступностью лучше, да и о семье уже пора задуматься. Майк сопротивляется: новые методы работы, при которых полицейские как-то обходятся без насилия (возмутительно!), его бесят, и даже из поездки в роддом он по привычке устраивает высокоскоростную погоню. «Ты хоть когда-нибудь кого-нибудь любил?» — спросит Маркус в баре, где они отмечают рождение внука. «Ну да, было дело, — ответит Майк. — Очень давно».

Незадолго до этого в Мексике из женской колонии строгого режима бежит Рита (Паола Нуньес) — жена босса крупного картеля, убитого Майком в начале 90-х. Она селится в Мехико в квартире с видом на площадь Конституции, заставляет ее свечами и отправляет своего родившегося в тюрьме сына (Чарльз Мелтон) мстить. Тот убивает пару гангстеров, пытавшихся украсть у него деньги отца, и отправляется в Майами, где застает Майка и Маркуса на побережье: они бегают наперегонки — если выигрывает Майк, они остаются в полиции, если Маркус — уходят на пенсию.

Первый фильм 1995 года, ставший дебютом для бывшего рекламщика и клипмейкера Майкла Бэя, во много раз окупил свой бюджет, сделал из звезд ситкомов Смита и Лоуренса больших актеров и на пару десятилетий вперед определил жанр боевика. Пара звезд; слишком сложный сценарий, который моментально забывается, но обеспечивает фильм главным — погонями, перестрелками и драками; стиль режиссуры, получивший имя ее создателя — Bayhem, бэйздец то есть. И конечно, обязательный сиквел.

Вышедшие в 2003 году «Плохие парни 2» были образцовым сиквелом: все то же самое, но дороже, громче, глупее. Фильм окупился, подарил миру незабываемую сцену поездки на желтом «хаммере» по трущобам, но все равно стал провалом. Поэтому появившейся пару лет назад анонс третьей части вызвал недоумение.

Франшиза потеряла свое сердце — Майкла Бэя, которого заменили бельгийские новички Адиль Эль Арби и Билал Фалла. Сократился бюджет. Мартин Лоуренс в последние десять лет почти не снимался (исключение — уморительная роль в прошлогоднем «Пляжном бездельнике» Хармони Корина). Смит, напротив, всех, кажется, немного утомил.

«Дамбо», «Пляжный бездельник», «Мы» и «Асса»
Читать

Но все оказалось не так плохо. Фильм начинается с пролога, той самой гонки до роддома. Затем — фирменный бэевский проезд широкоугольной камерой перед носом машины, венчающийся гэгом. Титры, набранные шрифтом ITC Machine — его можно увидеть во многих боевиках 80-х и 90-х.

Эль Арби и Фалла вообще хорошо справились с домашней работой — будет и пролетающий над огромной надписью «Майами» самолет, и погоня на желтом универсале семейства Бёрнеттов («Нас обогнал „приус“!»), и впечатляющая панорамная сцена перестрелки под Run the Jewels (последнюю — в рапиде, с кучей розового дыма и прыжком отстреливающегося Смита, все как надо — по просьбе режиссеров-дебютантов помогал снимать сам Бэй, появившийся в небольшом камео).

Вероятно, из-за неопытности режиссеров фильм и получился таким легковесным — значительная часть хронометража отдана на откуп Смиту и Лоуренсу, которые способны, кажется, даже без сценария умильно препираться часами: в машине, в самолете, в мотоцикле, у бара, по телефону, во время перестрелок — буквально всех перестрелок. Плюс сюжетный твист, неожиданно роднящий фильм с прошлогодним «Гемини» с тем же Смитом. Плюс диджей Халед в роли информатора, которого Смит зажимает в подсобке мясного ресторана («В Майами все вегетарианцы, а ты меня убеждаешь в том, что заработал на эту тачку из „Форсажа» беконом?»). Плюс перформанс Джона Гудмана в небольшой, но незабываемой роли мафиозного бухгалтера под кокаином.

Это смешное кино — от него в принципе создается впечатление, что режиссеры больше вдохновлялись откровенно пародийными «Типа крутыми легавыми» Эдгара Райта, чем непосредственно фильмами Бэя. И это идет ему на пользу. Если не забивать себе голову разными ненужными, но справедливыми вопросами (почему мы должны болеть за копов, которые все проблемы решают пулями и кулаками? почему бандиты опять мексиканцы?), то от фильма можно получить удовольствие. К тому же настоящего Бэя сейчас крутят на Netflix — но вы вряд ли захотите это увидеть.


Смотреть? Возможно


Обложка: «WDSSPR»