В начале сентября в Мытищах открылось новое выставочное пространство «Варочный цех». Арт-площадка занимает больше 2 тысяч квадратных метров — на ней будут проводить выставки и перформансы, устраивать инсталляции и показы, а также организовывать другие культурные мероприятия. The Village отправился в Подмосковье и узнал, как устроен «Варочный цех».

Год назад никто не предполагал, что часть Московского пивоваренного завода станет арт-пространством. Куратора Юрия Юркина привлекла индустриальная эстетика, а у завода оказалось готовое к экспериментам руководство. Буквально за три месяца промышленное пространство было преобразовано в выставочное. Теперь каждый месяц на завод будет приезжать новый куратор с художниками — на месте они станут создавать работы и представлять их как выставку. В таком режиме «Варочный цех» проработает до февраля.

 

 

Слоган проекта — «Здесь что-то варится». Юрий Юркин объясняет, что организаторы «Варочного цеха» хотели создать нечто похожее на маленькие европейские площадки для художников, где те вольны как угодно преобразовывать пространство под себя. Место создавалось не для москвичей, а для жителей Подмосковья, и особенно самих мытищинцев.

«Цех» условно поделён на четыре зоны: «Улица», «Квартира», «Парковка» и интерактивный зал с баром для посетителей. На фоне подмосковного шоссе возвышается символ проекта — динозавр, созданный архитекторами группы АБЧЁ. Он обшит крышками от пивных банок.

  

 

На первом этаже четырёхэтажного здания два помещения, одно из них — «Улица». Здесь художник из Симферополя Enjoy попытался воссоздать стрит-арт таким, какой он есть: наполовину закрашенным и местами обветшалым. Со временем работы будут замазаны, а на их месте создадут новые, и в качестве напоминания останутся только подписи. Наверху — свисающие с перил картонные фигуры бабушек, которые осуждающе смотрят на художников. По словам организаторов, стилизуя помещение под улицу, они стараются не помещать стрит-арт в рамки галереи и максимально сохраняют идею протеста.

 

 

Во втором помещении первого этажа — имитация кинотеатра под открытым небом. В нём на большом экране показывают фильмы молодых выпускников Московской школы нового кино. Кинокритик Максим Семёнов, возглавивший проект, составил программу показов на ближайший месяц. В ней он собирается показать, как незаметно видеоарт и кино перетекают друг в друга.

 

 

Ведущая на верхние этажи лестница украшена текстом песни Лидии Клемент «Мы приходим в новый дом». Слова композиции привлекли внимание куратора «своей психоделичностью».

 

 

 

На втором этаже «Варочного цеха» расположена «Квартира». Авторы экспозиции — группа художников «ЕлиКука» — хотели организовать пространство, в котором вечеринку устроили не люди, а предметы. Обои сбежали, ковры послетали, диван напился энергетиков. Всё делалось на месте: в соседнем магазине купили дешёвые обои, а клеили их заводские уборщицы.

 

 

Третий этаж превращён группой Stain в «Парковку». По словам Юрия, она напоминает чистилище: «Мистическое пространство, в котором ты слышишь шумы, звуки, замечаешь потусторонние движения».

 

 

На последнем этаже «Варочного цеха» — интерактивная зона отдыха с библиотекой и баром, где заниматься искусством могут сами посетители. По полу разбросаны трафареты и баллончики с краской — любой желающий может нарисовать граффити на стене. Для тех, кто рисовать не любит, лежат огромные пазлы, из которых можно создавать инсталляции. Здесь же находится «книга отзывов и предложений» — в виде писем в бутылках. Посетители могут опустить свой отзыв в русло импровизированной реки.