Парусная культура — это свой мир, который не ограничивается спортом или путешествиями. Под парусом можно устроить вечеринку, а можно запустить собственный бизнес. Рассказываем о нескольких интересных мировых проектах: школа, хирургическое отделение на плаву и другие проекты, работающие в море. И напоминаем, что ждем всех на Регате The Village, где можно будет попробовать покататься на яхте и узнать больше о парусной культуре.

Зарегистрироваться на
регату The Village

Текст: Юлия Грачева

Женская клиника на корабле

Women on Waves

Women on Waves — это благотворительная организация, которая борется за права женщин. А еще это плавучая клиника, где бесплатно консультируют по вопросам контрацепции и делают аборты в странах, где они запрещены. Операции проходят в 12 милях от берега в международных водах, чтобы все было легально: на этом расстоянии локальные законы уже не действуют. Мобильная гинекологическая клиника A-Portable, которую перевозит парусник, была разработана скульптором Юпом ван Лисхаутом. Искусствоведы называют ее произведением «нового политического искусства».

Основательница «Женщин на волнах», врач и художница Ребекка Гомперц, в свое время довольно долго плавала на гринписовском корабле Rainbow Warrior II. Там она повидала немало ужасающих историй, связанных с нелегальными абортами. Закончив службу на корабле, Гомперц решила посвятить себя борьбе за женские права и здоровье.

«Женщинам на волнах» достается будь здоров: в Польше их обвинили в нарушении закона из-за ввоза таблеток для прерывания беременности, в Португалии корабль с клиникой на борту был заблокирован военным кораблем, в Марокко закрыли порт, а в Гватемале войска сорвали пресс-конференцию. Но организация продолжает свою работу и этим влияет на либерализацию законодательства. Например, после посещения Польши количество человек, выступающих за разрешение абортов, выросло с 44 % до 56 %. «Женщинам на волнах» можно помочь — купить симпатичную футболку, часть суммы идет на благотворительность. Или оформить пожертвование на сайте. Про «Женщин на волнах», кстати, снят отличный документальный фильм.

Винтажная гонка на парусниках середины ХХ века

Golden Globe Race

В прошлом году, спустя 50 лет после первого и единственного старта одиночной кругосветной гонки без сопровождения Golden Globe, в Великобритании решили повторить эту безумную затею. В 1968 году в ней участвовали девять яхтсменов и только один финишировал, в 2018 году участников было в два раза больше. Это в прямом смысле винтажная регата: участники выходят в кругосветное путешествие, по условиям и оснащению сравнимое с экспедициями XVII столетия. Морякам запрещено пользоваться современными технологиями, а из навигационных приборов у них только бумажные карты и секстант.

Яхтсмены не имеют права останавливаться и принимать помощь извне. В этих жестких условиях самым интересным становится не кто первым придет к финишу, а личные истории каждого из участников. Готовность участвовать в Golden Globe — это уже немного подвиг и большая проверка личных качеств. Бюджет и оснащенность здесь отходят на второй, а то и третий план.

50 лет назад кто-то закончил гонку, потому что перестал верить в саму идею соревнования, кто-то сошел с ума и совершил самоубийство, кто-то впал в жуткую меланхолию. В прошлом году таких жестких историй не было, но из 18 участников семь сошли с дистанции в течение первых двух месяцев, и еще пять — до конца года. Все это в очередной раз показывает, в каких отношениях человек находится с морской стихией.

Грузоперевозки под парусами

Fairtransport

В 2007 году три друга из Голландии — Арьен, Андреас и Йорн — впечатлились мощью, красотой и этичностью больших парусных судов и решили основать свою компанию Fairtransport. Идея была в том, чтобы предложить альтернативу современному торговому судоходству, которое использует грязное топливо и в целом не сильно думает об экологии. «Мы строим новую торговую модель, в которой планета на первом месте», — объясняют голландцы. Их флот — это и в самом деле единственные торговые суда, от которых нет выбросов и загрязнений, а команда максимально заботится об осознанном потреблении. В партнеры они берут таких же производителей. Например, перевозят по Атлантике лучшее оливковое масло из Португалии, ром New Dawn Rum из Доминиканской республики, шоколад, кофе, вина — все органически чистое, качественное и очень дорогое, разумеется.

Флот Fairtransport состоит из двух парусников: самого старого в мире торгового корабля Nordlys, построенного в 1873 году, и 32-метровой шхуны Tres Hombres, построенной в 1943 году. На обоих кораблях можно отправиться в плавание в качестве волонтера: для этого нужно заполнить анкету на сайте компании и ждать ответного письма. Есть еще вариант поучаствовать в проекте и помочь ребятам бороться с загрязнением планеты — стать инвестором компании, одна акция стоит 1 000 евро.

Плавучая школа в Бангладеш

Shidhulai Swanirvar Sangstha

Каждый год с июня по октябрь, в сезон муссонных дождей, в Бангладеш случаются крупные наводнения. В худшие годы две трети страны оказываются под водой, а работа школ и больниц прекращается. До 2002 года с этим не делали ничего, но потом Мохаммед Резван придумал современную версию Ноева ковчега — плавучие школы, библиотеки, больницы и образовательные центры для взрослых.

За основу Резван, архитектор по образованию, взял традиционные лодки noka. Они вмещают 30 детей и учителя, а водонепроницаемые крыши могут выдержать тяжелые дожди. Утром лодка идет на моторе и собирает детей с окрестных деревень, выполняя функции школьного автобуса. Это особенно важно для девочек. Их родители в принципе не понимают, зачем нужно образование, а в условиях наводнения практически перестают выпускать дочерей из дома. Получается, плавучие школы для многих — единственный шанс получить образование, социализироваться и избежать раннего брака.

На лодке дети получают начальное базовое образование, компьютерные навыки, узнают о сельском хозяйстве, изменении климата, возможностях трудоустройства, правах человека, государственном процессе. Местным фермерам рассказывают, как вести сельское хозяйство, используя ресурсы реки. На лодках установлены солнечные батареи — их энергии хватает, чтобы проводить вечерние занятия для работающих учеников и учениц. Если вы хотите помочь организации Shidhulai Swanirvar Sangstha, это легко сделать — можно стать волонтером или отправить пожертвование.

Норвежская фотолаборатория на борту яхты

Barba

Barba названа в честь собаки капитана, которая умела радоваться простым вещам и была надежным и верным компаньоном. Команда исследовательской яхты Barba совместно с учеными и профессиональными моряками, путешественниками и фотографами уже несколько лет изучает поведение косаток. Экипаж ходит в экспедиции в регионы, куда возможно добраться только по воде — на Шпицберген, в Гренландию и Арктику. Для капитана Андреаса Хейде это принципиальное условие: «Мне интересны места, куда трудно добраться другими видами транспорта, поэтому предпочитаю разные удаленные края. Теплые места я берегу для пенсии и рассматриваю их исключительно как отпуск».

За три года наблюдений в числе прочего ребята узнали, что косатки едят сельдь и выплевывают голову и хвост, а для охоты придумали разные стратегии. У них есть свой язык, они живут семейными группами, которые могут содержать три-четыре поколения, то есть бабушек и внуков. Были истории и довольно жуткие: однажды к яхте приплыл полярный медведь и минут 15 пытался попасть на борт, чтобы позавтракать. К счастью, потенциальная жертва уже проснулась и успела отогнать зверя.

Вообще, команда делает большую работу помимо наблюдений за животными — по сути они первооткрыватели, которые проходят на паруснике суперсложные маршруты. А если получилось у них, то, возможно, получится и у остальных.


Фотографии: обложка, 4 — Shidhulai Swanirvar Sangstha, 1 — Women on Waves, 2 — Golden Globe, 3 — Fairtransport, 5 — Barba