В прокат выходит фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках» — экранизация рассказа Нила Геймана о встрече старшеклассника и инопланетянки в декорациях панковского Лондона-1977. К выходу фильма The Village выбирает документальные и художественные фильмы о панке как музыке и образе жизни.

Текст: Алиса Таежная

«Юбилей»

режиссер Дерек Джармен


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Самые искренние и честные фильмы о явлении всегда снимают инсайдеры. Одним из них для панка был художник и режиссер Дерек Джармен, грезивший театром и литературой и снимавший на пленку себя и своих друзей, живя на копейки в еще не ставшем модным Южном Лондоне. «Юбилей» — пощечина королевскому вкусу, ирония над тем, что случилось бы, если бы главная монархиня Британии Елизавета Великая оказалась в столице своей империи много лет спустя. Ее дальние потомки — Елизавета II в первую очередь — свергнуты, город погрузился в хаос, на улицах заправляют банды панков и анархистов. Джармен позвал в свой фильм икон движения и превратил Лондон с полуразрушенным театром «Глобус» в пространство современного апокалипсиса. Классика с саундтреком Брайана Ино и камео Siouxsie and the Banshees, приятелями Вествуд и Макларена и Лондоном, который с тех пор действительно не узнать.


Смотреть также: «Шоу ужасов Рокки Хоррора» и «Призрак рая» — безумные мюзиклы 70-х

«Сид и Нэнси»

режиссер Алекс Кокс

Байопик от Алекса Кокса, фаната панк-рока, выросшего на Sex Pistols. «Сид и Нэнси» стали для течения определяющим фильмом, который подвел итог этой волны всего через несколько лет после того, как она схлынула. Очевидцы были еще молоды и свежи, Лондон еще не успел возродиться как одна из столиц глобальной экономики. У Кокса все получилось очень живым и неприукрашенным — холодная и серая Темза, красный кирпич, кожаные куртки, кровавые потасовки и неровный густой макияж. Украшение фильма — Гари Олдман, которому, как выяснилось позже, по силам сыграть кого угодно — от героя Тома Стоппарда до Уинстона Черчилля. Его Сид — яростный и одновременно беззащитный — лучший портрет поколения, чья агрессия выросла из маргинальности. Аутентичный, важный и все еще свежий фильм спустя больше чем 30 лет.


Смотреть также: дебют Алекса Кокса «Конфискатор» с Игги Попом в саундтреке

Blank City

режиссер Селин Данье


Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме...

Герои клуба CBGB и музыкального андеграунда Нью-Йорка более чем известны. Куда меньше славы и внимания получили режиссеры, снимавшие дешевое и часто трансгрессивное кино на улицах Манхэттена в конце 70-х и начале 80-х — Ник Зедд, Ричард Керн, Амос По, Лиззи Борден и Вивьен Дик. Их редкие фильмы, которые не видел почти никто за пределами Америки, — в центре документального исследования Селин Данье. Blank City получился очень глубоким погружением в живую и ускользающую от определений среду: в ноу-вейв-кино существовало много персонажей и позиций, но все были знакомы и много работали друг с другом. Самые известные участники движения — Джим Джармуш и Джон Уотерс — вспоминают на камеру лучшее время своей жизни, бедное и полулегальное, наполненное потерями и рисками. Кино, которое не боялось идти ва-банк, потому что у его авторов ничего не было, — в серии искренних интервью с людьми, которым современная культура обязана не меньше, чем Ramones и Патти Смит.


Смотреть также: Blank Generation — фильм с Кароль Буке, докуфикшн о погружении в нью-йоркскую панк-сцену 1980 года

«Жидкое небо»

режиссер Слава Цукерман

Советский документалист переезжает в Израиль, а позже в Штаты, где снимает дикое кино о похищении инопланетянами жителей Нью-Йорка во время занятия сексом. Получающие удовольствие люди источают специальный фермент и становятся легкой добычей для приземлившегося НЛО. Здесь есть грим, которому позавидовал бы Боуи, и саундтрек, от которого пришел бы в ярость Ньюман, дефиле лучше, чем у Пью, и вечеринки веселее, чем у Уорхола. Кино, стирающее все границы между видео, кино и искусством, гендерами, поэзией и здравым смыслом. Киберпанка здесь больше, чем панка, но это не недостаток фильма.


Смотреть также: «Подземку» Люка Бессона, вдохновленную британским и американским панком и киберпанком

«Гримерка»

режиссер Джереми Солнье

Инди-триллер о панк-группе в засаде. Музыканты приезжают в лесную глушь на концерт и попадают в неонацистский бар. Участники группы в меньшинстве оказываются заперты в гримерке позади концертного зала — их задача выбраться и спасти свою жизнь. В «Гримерке» режиссер собирает несколько жанров в один: это, конечно, и кино о выживании, и зомби-хоррор, где все зомби — бритоголовые убийцы с боевыми псами, и субкультурный триллер, где деление на своих и чужих определяет жизненный сценарий. Антон Ельчин и Имоджен Путс — одни из немногих звезд в списке снимавшихся, выполнившие свою задачу на 150 %.

«Панк-певица»

режиссер Сини Андерсон

Байопик одной из главных riot grrrl, вокалистки Bikini Kill Кейтлин Ханны. Женское движение в панк-роке многие годы недооценивалось, как и потенциал молодых девушек в умении удерживать аудиторию. Riot grrrl стало ответом представлениям о том, как девушкам нужно вести себя на публике и играть свои песни. В фильме мы смотрим на Кейтлин Ханну за последние 30 лет, сменившую несколько амплуа, заболевшую тяжелой болезнью и продолжающую любить музыку так же сильно, как раньше. Интервью Ханны о ее сильных и слабых местах, о потребности стоять за себя и вести за собой толпу сделали «Панк-певицу» одним из лучших документальных портретов в музыке. Не только Ханна, но и все движение вокруг нее, смена парадигмы в андеграунде, новые музыкальные жанры и совершенно другая индустрия — фильм отвечает и на вопрос о том, каким может быть сопротивление в разные фазы развития независимой культуры.


Смотреть также: «Собаки в космосе» Ричарда Ловенштейна — взбалмошную драму с Майклом Хатченсом из INXS в главной роли о сквоте аутсайдеров

«Грязь и ярость. История Sex Pistols»

режиссер Джулиен Темпл

Джулиен Темпл — главный хроникер музыкальной Британии за последние 40 лет: он снимает и фестиваль Glastonbury, и Пола Маккартни. С Sex Pistols его связывают теплые отношения — когда-то он снял первые видео их выступлений, а позже сделал клипы для большинства постпанк-групп. «Грязь и ярость», в отличие от «Большого надувательства...», может похвастаться большей дистанцией по отношению к группе. То, что казалось неизбежной чумой, теперь покоится в музеях, герои состарились, британский взрыв конца 70-х несколько раз повторился по всему миру, но с разными последствиями. Темпл рассказывает, как несколько музыкантов-самоучек попали в нерв времени, всполошили всех неудобными вопросами и разбежались из-за внутренних противоречий. А его герои, знающие Темпла всю свою жизнь, позволяют себе сказать то, что никогда не сказали бы ни одному музыкальному критику или режиссеру со стороны.


Смотреть также: «Большое надувательство рок-н-ролла» и «Джо Страммер: Будущее неизвестно» того же Джулиена Темпла

«Пригород»

режиссер Пенелопа Сфирис

Фильм, вдохновивший Ларри Кларка и Хармони Корина, роуд-муви об американских аутсайдерах. Попойки и слэмы на концертах, попытки съесть живую крысу и сделать кухонную татуировку — «Пригород» перечисляет нехитрые забавы молодых людей, которые решили повысить ставки, потому что им скучно и они не хотят быть похожими на средних американцев.


Смотреть также: «Сделано в Британии» — фильм Алана Кларка о рабочем классе Британии и бунте против системы с молодым Тимом Ротом

«Группа под названием Death»

режиссеры Марк Ковино, Джефф Хаулетт

Реальная история — в Детройте, где правят соул и фанк, трое чернокожих парней из рабочего класса создают группу Death и начинают играть громкую музыку, смущая соседей. Они еще не знают, что это панк-рок; никто еще не знает, что это панк-рок. Любители винила находят группу Death много лет спустя, и автор фильма отправляется на поиски участников, чтобы рассказать, что случилось с ними и американским андеграундом с начала 70-х. Как в любом похожем доке, внимание автора скользит с истории музыкантов на контекст и обратно: нефтяной кризис, упадок Мичигана, сменившаяся мода, фрейминг музыкантов по цвету кожи (которые должны были играть черную музыку, чтобы продаваться), депрессия, свойственная панку, — фильм касается всего понемногу. Почти как «В поисках Сахарного Человека», фильм находит остроумную развязку и рассказывает невероятную историю преображения главных героев.

«Осколки»

режиссер Сьюзен Сейдельман

До того как снимать Мадонну на заре своей популярности и, прости господи, эпизоды «Секса в большом городе», Сьюзен Сейдельман была в авангарде нью-йоркской новой волны малобюджетного кино. Smithereens — название панк-группы, за вокалистом которой охотится шустрая, немного бестолковая и мечтательная Рен, провинциалка из Джерси, мечтающая замутить с видным деятелем субкультуры. Романтические коллизии в этом кино — дело второстепенное. Самое обаятельное — это непрофессионалы в главных ролях (например, эпический Ричард Хелл), виды непричесанного Нью-Йорка и много фантазий о Калифорнии, где как раз и развернулся настоящий панк. Самый сок 80-х с дрожащей камерой, яркими пленочными цветами и неподдельным энтузиазмом всех участников процесса.


Смотреть также: культовую подпольную классику Desperate Teenage Lovedolls и подростковый панк-мюзикл Лукаса Мудиссона «Мы — лучшие!»

«Начисто»

режиссер Лу Адлер

Фильм о девичьем бунте 17-летней Коринн, которая собирает группу The Stains вместе с кузиной и подружкой и переворачивает район с ног на голову. Группа едет в тур, в котором выясняется, что никто толком не умеет играть и исполнять песни, но для хорошей панк-группы это не главное. Дайан Лейн (и немного Лора Дерн в роли второго плана) — звезда фильма о старшекласснице, которая устала угождать остальным, перекрасила волосы и отправилась по стране на поиски внимания и любви, чтобы смириться с личной травмой. Тинейджерский дух с трудом поддается копированию — все поздние вариации похожего сюжета, включая байопик The Runaways, меркнут по сравнению с криками Лейн в свете софитов.


Смотреть также: «Таймс-сквер» Аллана Мойле — фильм о подростковой дружбе на почве неприкаянности: музыка как дверь в новый мир

«Высшая школа рок-н-ролла»

режиссеры Аллан Аркуш, Джо Данте

Школьники под руководством Ramones берут под контроль школу и все, что в ней происходит, меняя занятия на концерт. Главное здесь — энергия и продюсерское чутье Роджера Кормана, который вслед за фильмами категории «Б» начала 60-х воплотил мечту подрастающего поколения и снял мюзикл о панк-роке.


Смотреть также: «Класс 1984» о школьниках, которые мучают своих учителей


Фотографии: обложка — Initial Pictures / U.K. Productions Entity / Zenith Entertainment, 1 — Domestic Productions