«Смерть Сталина», «Приключения Паддингтона 2» и «Хэппи-энд» Алиса Таёжная — о новинках кинопроката (две из которых попали под руку Минкульта)

Текст: Алиса Таежная

«Смерть Сталина»

Режиссер: Армандо Ианнуччи

В ролях: Стив Бушеми, Джейсон Айзекс, Джеффри Тэмбор

Очень много черного юмора о подковерной возне в марте 1953 года

Сталин и полдюжины его приспешников проводят свободное время вместе за просмотром фильмов, выпивкой и анекдотами, над которыми принято смеяться только с подачи вождя. Сталин стар и у власти давно, но о преемниках не заходит и речи: в кулуарах партийная верхушка объединяется в двойки и тройки, продумывая план дальнейших действий, но никто всерьез не верит в смерть главнокомандующего — он кажется вечным. Приступ и неожиданная кончина — начало мышиной возни: сперва вокруг тела, потом — вокруг детей (алкоголика-сына и заламывающей руки дочери), позже — вокруг царственных похорон и долгожданной единоличной власти. Совсем неожиданно, что победителем в этой схватке станет неуклюжий и колхозный Никита Хрущев (Стив Бушеми), когда на трон вождя народов претендуют бряцающий орденами нелепо воинственный маршал Жуков (Джейсон Айзекс), истребитель людей и насильник Лаврентий Берия (Саймон Расселл Бил) и пытающийся усидеть на всех стульях сразу Георгий Маленков (Джеффри Тэмбор). Поблизости околачиваются и тоже что-то замышляют Молотов, Микоян и Каганович.

Едва ли не самый ожидаемый фильм зимы и, по мнению западных коллег, одна из самых злых и своевременных комедий года принадлежит Армандо Ианнуччи — мастеру политической сатиры, который разобрал по косточкам современную американскую и британскую политическую систему в очень смешных сериалах «Вице-президент» и «В гуще событий». Шайка вокруг Сталина — очевидная новая мишень для Ианнуччи, можно сказать, идеальная: ставки в борьбе невероятно высоки — это жизнь, а не просто репутация, а каждый персонаж фильма, доведенный компромиссами до идиотизма, давно утратил здравый смысл и базовые понятия о добре и зле.

Привилегия, которая есть у Ианнуччи и нет у российских зрителей — дистанция и отсутствие коллективной травмы, которые позволяют ему шутить там, где большинству наших соотечественников страшно, больно и ком стоит в горле. Пока сталинские прихлебаи танцуют ритуальные танцы взаимной вежливости и буднично надувают друг друга, на фоне насилуют малолетних девочек и расстреливают слуг, забивают до смерти героев в застенках, даруют свободу и сажают по пустяковым обвинениям. Именно это несоответствие черной комедии о властолюбивых кретинах и реального эпоса о человеческом страдании в конце концов и подводит Ианнуччи, делая его фильм простым для переваривания теми, кто никогда не жил в СССР, и таким трудным для, наверное, любого зрителя с репрессированными и убитыми родственниками в анамнезе. Горящие глазенки от долгожданной встречи с властью, военная маскулинность и психопаты, стоящие в ряд на Мавзолее, а позже бодающиеся за влияние, — совершенно точно вотчина Ианнуччи, но контекст сталинских репрессий ему, как сатирическому режиссеру, пока явно не по зубам.

Примечание: 23 января Министерство культуры РФ отозвало прокатное удостоверение у фильма.


Смотреть? Да

«Приключения Паддингтона 2»

Режиссер: Пол Кинг

В ролях: Хью Грант, Брендан Глисон, Салли Хокинс

Идеальный добрый фильм для внутреннего ребенка в каждом взрослом

Южноамериканский говорящий медвежонок Паддингтон уже давно обосновался в доме Браунов. Папаша Браун (Хью Бонневилль) страдает от невозможности повышения на работе, мамаша (Салли Хокинс) планирует переплыть Ла-Манш, пока дорисовывает свои книги, дети переживают проблемы переходного возраста, а сам Паддингтон готовится к юбилею тетушки-медведицы. В подарок он выбирает в антикварной сувенирной лавке книжку-раскладушку с лондонскими достопримечательностями: когда-то тетушка мечтала оказаться в Англии, родине идеального апельсинового мармелада, но поймала из воды Паддингтона и осела в джунглях. Книжка, как оказалось, хранит в себе секреты о сокровищах столетней давности и русской циркачке Наталье Козловой, и за ней охотится нарциссический актер (Хью Грант), давно списанный в утиль и теперь рекламирующий собачью еду в костюме рыжего пса. Паддингтону будут помогать не только добрые соседи, но и заключенные самой закрытой тюрьмы Лондона (Ноа Тейлор и Брендан Глисон), большинство прохожих и много бутербродов с мармеладом, спрятанных под красной шляпой. На то он, в конце концов, и самый обаятельный медведь в мире.

Создателям «Паддингтона» удалось две почти невозможных вещи. Первое — снять продолжение лучше оригинала. Второе — придумать добрый карамельный счастливый фильм для взрослых и детей, в который хочется возвращаться каждый раз, когда на душе заскребут кошки. Игрушечный в сюжете, гротескный в актерских камео и сувенирный во всех украшательствах, «Паддингтон» берет лучшее у Уэса Андерсона, Жака Тати, Терри Гиллиама, Жан-Пьера Жене и Блейка Эдвардса — и бодро взбалтывает, но не смешивает. Много ли существует фильмов со зрительским рейтингом 6+, в которые хочется провалиться взрослым? Из 100 % похваливших «Паддингтона» на Rotten Tomatoes детей меньшинство: им очаровываются те, кто уже лет 20 как не тискал любимого плюшевого мишку. Прививка от мизантропии и дурного настроения в плохую погоду, «Паддингтон» за стандартные детские 100 минут успеет рассказать обо всем: о дружбе в большом городе, социальном дарвинизме в тюрьме, силе данных обещаний, кризисе среднего возраста и маниакальной депрессии, готовности спасать любой ценой и желании прижать любимых к сердцу. Заплакать в конце фильма от радости или умиления — именины сердца, которые не закладывают в цену входного билета.

Примечание: Прокат фильма был отложен Министерством культуры РФ в прошлый четверг, и поэтому он не попал в прошлый выпуск «Фильмов недели». «Паддингтона» показывают в кинотеатрах с минувшей субботы.


Смотреть? Да

«Хэппи-энд»

Режиссер: Михаэль Ханеке

В ролях: Изабель Юппер, Жан‑Луи Трентиньян, Матьё Кассовиц

Новый и, как всегда, злой Михаэль Ханеке — о закате европейской семьи

Ради эксперимента девочка Ева (Фантина Ардуин) кормит хомячка мамиными таблетками, выписанными психиатром, и снимает его мгновенную смерть на камеру. Через время Ева съезжается с богатой семьей отца (Матье Кассовиц). Его новая жена мечтает о ребенке, обрученная нервная сестра (Изабель Юппер) с сыном на грани нервного срыва управляют большой строительной компанией. В доме живет и патриарх — дедушка (Жан-Луи Трентиньян) с частичной деменцией, которого отвозят на концерты классической музыки и показательно чествуют, мысленно отмеряя время, когда с ним будет пора прощаться. Именно дедушка несколько лет назад проводил на тот свет жену в последнем фильме Михаэля Ханеке «Любовь» — «Хэппи-энд» является его своеобразным продолжением. В нем юная Ева пытается найти себя в мире взрослых, но странным образом больше всего сближается именно с самым уязвимым и больным родственником из всех.

Новый фильм Ханеке — необязательный для его скептиков и привычный для его фанатов — объясняет, как устроена и чем больна богатая европейская семья (или шире — привилегированные классы). По Ханеке, они все оформляют в сделку — свадьба здесь держится за руку с инвестициями, а любой ущерб и повреждение заканчиваются чеком с круглой суммой. Работающих в рабских условиях иммигрантов можно накормить, обогреть или тоже заплатить им. Все, что не решается деньгами — несчастье, отчаяние, болезнь, — решается лекарствами, а самое большое количество сил тратится на поддержание статус-кво. Безъязыкость и растерянность в близких отношениях перерастает в отчуждение — все неудобные чувства поколениями подметаются под ковер, а церемонные обеды никогда не становятся местом теплого семейного разговора. Тем интереснее самая неоднозначная героиня фильма — подросток Ева, которая учится выживать и движется на ощупь среди полудюжины врущих, молчащих, незаинтересованных и очень обеспеченных людей. Формально родственников, фактически — бесконечно чужих. Драма Ханеке о сломанной эмпатии и эмоциональной беспомощности — антоним его же «Любви», где через привязанность, усталость и отторжение сквозила уязвимая человечность и потребность во внимании.


Смотреть? Возможно


Обложка: Kinomania

Share
скопировать ссылку

Читайте также:

30 фильмов этой зимы
30 фильмов этой зимы Новые «Звездные войны», «Смерть Сталина» и та самая лента, из которой вырезали Кевина Спейси
30 фильмов этой зимы

30 фильмов этой зимы
Новые «Звездные войны», «Смерть Сталина» и та самая лента, из которой вырезали Кевина Спейси

#МишкаНеВиновен: Владельцы кинотеатров — против Минкультуры

Зрителей приглашают на сеанс фильма «Приключения Паддингтона — 2», который не состоится

#МишкаНеВиновен: Владельцы кинотеатров — против Минкультуры
Зрителей приглашают на сеанс фильма «Приключения Паддингтона — 2», который не состоится

Владимир Мединский — об оскорбительных насмешках в фильме «Смерть Сталина»

Глава министерства культуры подчеркнул, что в России нет цензуры

Владимир Мединский — об оскорбительных насмешках в фильме «Смерть Сталина»
Глава министерства культуры подчеркнул, что в России нет цензуры

Режиссер «Смерти Сталина» — об отмене российского проката комедии

Ианнуччи намерен добиться показа картины в России

Режиссер «Смерти Сталина» — об отмене российского проката комедии
Ианнуччи намерен добиться показа картины в России

Тэги

Прочее

Новое и лучшее

«Работа в госучреждениях — это активизм»

20 фильмов зимы

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге

Первая полоса

«Работа в госучреждениях — это активизм»
«Работа в госучреждениях — это активизм» Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии
«Работа в госучреждениях — это активизм»

«Работа в госучреждениях — это активизм»
Даша Серенко — о новой книге «Девочки и институции», травле, фемписьме и госнасилии

20 фильмов зимы

20 фильмов зимыОт возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

20 фильмов зимы

20 фильмов зимы От возвращения «Матрицы» до комедии об эвтаназии Франсуа Озона

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года? Первые мысли после прослушивания пластинки
Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?

Неймдроппинг, протест и самокопание: Почему «Красота и уродство» Оксимирона — самый удобный альбом года?
Первые мысли после прослушивания пластинки

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря
Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

Адвент-календари Kiehl’s и Lumene, мусс для губ Morphe, аромасвечи с кардамоном Windsor’s Soap и другие новинки декабря

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
10 лучших ресторанов осени в Петербурге Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol
10 лучших ресторанов осени в Петербурге

10 лучших ресторанов осени в Петербурге
Возвращение кафе «Рубинштейн» и бара Mishka, All Grain, Numero Zero и Mercado del Sol

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы
Спецпроект

Менять профессию — нормально. Рассказываем, как принять решение о поиске новой работы

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?
«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

«The Beatles: Get Back»: Док Питера Джексона длится почти восемь часов. Почему его стоит смотреть не только фанатам?

Как провести первую неделю зимы в Москве
Как провести первую неделю зимы в Москве День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room
Как провести первую неделю зимы в Москве

Как провести первую неделю зимы в Москве
День рождения Powerhouse, фестиваль японского кино и Boiler Room

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Что покупать и куда идти на non/fiction№23? Главные книги и события московской книжной ярмарки
Что покупать и куда идти на non/fiction№23?

Что покупать и куда идти на non/fiction№23?
Главные книги и события московской книжной ярмарки

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера
Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Где ужинать прямо сейчас: Гастрокритики и фуди советуют рестораны, кафе и бистро для отличного вечера

Кто такие слэш-люди
Спецпроект
Кто такие слэш-люди Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий
Кто такие слэш-люди
Спецпроект

Кто такие слэш-люди
Певица Ella и блогер Лиза Гусевская — о том, как они совмещают несколько профессий

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Люди, которые победили депрессию

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»
Промо

Деловой квартал на Неве: Что нужно знать о «Невской Ратуше»

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени
9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

9 новых и лучших ресторанов, кафе и баров этой осени

Автомобильный дзен
Промо
Автомобильный дзен Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей
Автомобильный дзен
Промо

Автомобильный дзен
Как онлайн-подписка на автомобили решает проблемы современных водителей

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?
По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

По-честному: Почему бренды все чаще отказываются от скидок и распродаж в «черную пятницу»?

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое
«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта

«Прошлой ночью в Сохо» — остроумный триллер Эдгара Райта
Свингующий Лондон, зловещие сны и слишком близкое прошлое

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды 28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton
Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды

Архитектор, дизайнер, диджей: Кем был Вирджил Абло и как он изменил индустрию моды
28 ноября не стало дизайнера Off-White и креативного директора Louis Vuitton

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»? И как таким людям удается найти работу
Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?

Что делать, если работодатели вас считают «оверквалифайд»?
И как таким людям удается найти работу

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным
«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

«На близком расстоянии» — редкий пример удачного фильма о локдауне. Мы поговорили с его режиссером Григорием Добрыгиным

Подпишитесь на рассылку