«Безумное кино для взрослых»: Учительница в центре скандала об утечке домашнего порно Главный призер Берлинале-2021
Обычная школьная учительница средних лет Эми занимается сексом, а партнер снимает ее на видео. Кружевные трусы вульгарного цвета, нецензурная брань, кряхтенье и потение, некиногеничный минет — в общем, типичное home video для внутреннего пользования: Эми никак не ожидала, что оно утечет в Сеть. Работает Эми в хорошей бухарестской школе и первую треть фильма мотается по изуродованному пошлой рекламой городу, пытаясь решить, как справиться с утечкой. Ей не напрасно кажется, что слитое видео станет причиной для разбора полетов на школьном собрании, помешает работе, отношениям со знакомыми и затянет ее в водоворот самооправданий. Через несколько дней в школе объявят антикризисную встречу — иначе как «партсобранием» это не назовешь, — где самые разные родители, от ветеранов-вояк до нуворишей, от либералов до ура-патриотов, будут разбирать моральный облик Эми. Может ли женщина, которая делает минет и откликается в постели на «сучку», преподавать в школе? А как же дети?
«Безумное кино для взрослых»
Режиссер
Раду Жуде
В кино
с 16 сентября
В ролях
Катя Паскарю, Клаудия Иеремия, Олимпия Малаи
Румынская «новая волна» известна тем, что выносит на поверхность больную и мерзкую историю стран Восточного блока, которые застряли между коммунистическими сказками, одичалым капитализмом, риторикой новых правых, идеологией третьего пути и попытками сохранить национальную гордость. В общем, румыны — главные специалисты по нашему коллективному ПТСР, причем не эксплуататоры, а рефлекторы. «Сьераневада» Кристи Пую, «Полицейский, имя прилагательное» Корнелиу Порумбою, «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу, «Хочу свистеть — свищу» Флорина Шербана рассказывают о восточноевропейских танцах на граблях сочувственно, иронично, прямолинейно и мягко — их российским коллегам только учиться.
Раду Жуде — режиссер из этой же славной стаи. В «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» он через коллаж и реконструкцию разбирается с историей масштабного уничтожения евреев в Румынии, а в «Самой счастливой девушке на свете» — с медийной эксплуатацией обычного человека. «Безумное кино для взрослых», главный призер Берлинале этого года, во многом похоже на упомянутые два фильма: сочетанием документальности и фикшна и темой патриархального давления и объективации женщин.
Концептуально новый Жуде состоит из трех частей. Первая — завязка и экспозиция жизни Эми в Бухаресте времен начала пандемии: те же маски на подбородке, конспирологические теории обывателей в очередях, вера в знахарей и заморскую угрозу и беднеющий город, раздающийся по швам. Вторая часть — нарезка новостей и видео из современной Румынии с сексистской рекламой, идиотическим дизайном, местными ЧП, криминальной статистикой и скрываемыми фактами о военных преступлениях. Третья глава — театрализованный фарс родительского собрания, где обсуждение утекшего видео Эми за минуты эскалируется в коллективную истерику.
На этот раз Жуде работает в лоб: российскому зрителю все будет знакомо и очевидно. Бухарест в первой части фильма дублирует любой российский город, вторая часть собирает в киноформат угнетающую ленту новостей, третья — суммирует срачи в пабликах, где никому не важно, о чем спорить: все через реплику переходят на личности, а через две реплики — на Гитлера и Сталина, и каждый выгуливает белое пальто. В такой сильной концентрации от происходящего на экране тошно, смешно и неловко. У Жуде явно вскипает от недовольства: он снимает пасквиль на жизнь насекомых, ядреный как средство для чистки засоров. В общем, фу такими быть.
Смотреть?
Да
Обложка: «Capella Film»