«Последняя дуэль» — средневековый фемэпик Ридли Скотта Мэтт Дэймон и Адам Драйвер сражаются за прекрасную даму

Когда-то нормандцы Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) и Жак Ле Гри (Адам Драйвер) сражались бок о бок за французского короля, но время их развело. Жан, неграмотный, но доблестный боец, попал в немилость за скандальный нрав и упрямство и к тому же обеднел. Жак, наоборот, только укрепил свое положение при дворе: хорошее образование, светские манеры и талант счетовода сделали его доверенным лицом и эффективным вымогателем для суверена (Бен Аффлек). Потерявший из-за эпидемии чумы жену и ребенка, Жан решает найти жену, чтобы оставить после себя наследника: его глаз падает на скромную и красивую Маргариту (Джоди Комер) с большим приданым.
Идет шестой год брака, а Маргарита никак не может забеременеть, хотя со стороны их брак кажется счастливым. Жан и Маргарита живут отшельнически и используют приглашение Жака на празднование рождения его сына как повод увидеться и примириться после многолетнего конфликта. Но чужая жена слишком нравится несдержанному Жаку, и в отсутствие мужа он нападает на нее в ее же собственном доме. Когда Маргарита в слезах рассказывает мужу о случившемся, он решает вызвать бывшего друга на последнюю в истории Франции рыцарскую дуэль — она случилась в Париже в конце XIV века. Если Жан проиграет обидчику, он и его жена лишатся жизни как обманщики, неугодные Богу.
«Французский вестник»
Режиссер
Ридли Скотт
В ролях
Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер
Сценарий
Николь Холофсенер, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон
В кино
с 18 ноября
Ридли Скотт, снявший «Бегущего по лезвию», «Чужого» (но что куда релевантнее сейчас — «Дуэлянтов» и «Гладиатора»), рассказывает реальную историю поединка за честь прекрасной дамы с трех сторон. Очевидно, дама пережила этот опыт совсем не так, как борющиеся за нее мужчины, — ей попросту не нужны ничьи подвиги, жертвы и клятвы. А вот истории Жана и Жака невероятно похожи: каждый в собственных глазах — храбрый воин и желанный кавалер, секс с которым просто обязан доставлять оргазм женщине (в те времена его называли «маленькая смерть»), а если нет, то с ней точно что-то не так.
Почти половину фильма Скотт и его сценаристка Николь Холофсенер отдают Маргарите, чтобы наконец предоставить ей голос в нескончаемом геройском нарративе и показать, как к мужицкой силе, жестким домашним порядкам и домогательствам относится женщина, которую никто не спросил. В глазах Маргариты — и это отлично фиксирует камера в повторяющихся сценах — насильник Жак выглядит не искусителем, а вертким провинциальным пикапером, а неграмотный муж Жан с грязным маллетом и вовсе похож на саратовского медведя, который рычит, а не поет о любви. Рыцарные рыцари не такие уж мужчины мечты. И даже самому образованному мужчине позднего Средневековья не понять его самую обычную современницу: то, что мужчины принимают за рыцарскую храбрость, их женщинам чуждо, обижает их или вредит.
Батальные сцены, в которых многие годы совершенствовался Скотт, удались ему в результате куда лучше учебника по новой этике. Именно они разрушают миф о рыцарстве мощнее диалогов о свободах и правах. «Последняя дуэль» отлично ложится в идеологию #MeToo и может быть полезным воспитательным фильмом о том, как надо относиться к женщине: активное согласие, взаимное уважение и удовольствие, никакого репродуктивного давления и менсплейнинга. Проблема в том, что Скотт снимает слишком воспитательно и иллюстративно: это очевидно в комичной сцене с породистой кобылой, на которую напрыгнул неподходящий жеребец. «Только не ты-ы-ы! Это моя кобы-ы-ыла!» — прорычит взбешенный Мэтт Дэймон, и удивительнее этого в фильме ничего не случится, кроме, разве что, прически Бена Аффлека из мальчиковой группы 90-х и его золотой пижамы. Несколько гротескных фраз в духе «мой хозяин взял курс на любовь» освежают длинный и монотонный фильм, который, как всякое питание по ЗОЖу, укладывается в калораж модной диеты. История ненастоящих героев в фемоптике много столетий спустя? Почему бы и нет. Но, кажется, в огромном потоке профемкино за последние несколько лет такого поворота уже недостаточно.
Смотреть?
Возможно
Обложка: «Дисней Студиос»